Жилье для мигрантов как проблема естественно-антропологической сферы
Особенно острым становится проблема жилищного устройства иммигрантов. С жилищем связаны не только быт мигранта, реализация его физических потребностей в отдыхе, нормальном быте для восстановления сил, но и его территориальные права. Право на свободу передвижения и выбор места жительства подвержено определенным административным ограничениям, что в значительной степени объясняется опасностью терроризма. Территориальное ограничение оформляется регистрацией места пребывания или жительства. Трудности с регистрацией бьют по одному из самых чувствительных элементов состояния мигранта — легальному пребыванию, означающему подчинение определенному правовому режиму как условию признания правового статуса. Для местного населения (особенно граждан государства) этот режим является естественным, не вызывающим заметных ограничений. Для мигранта (особенно иммигранта), в силу его перемещения через границы, такой режим оборачивается серьезными лишениями. Особенно в Москве, где до смягчения миграционного законодательства в 2006 г. мигрантам, в том числе и гражданам России из других регионов, необходимо было в 3-дневный срок становиться на учет по месту пребывания с привязкой к жилому помещению. Такой учет и обозначал легальность пребывания на территории России, и соответственно реальное признание значительной части прав человека и гражданина. Хотя Конституционный Суд РФ признавал несоответствие положений московского законодательства Конституции РФ, применение их продолжалось. В новой Концепции миграционной программы предложен уведомительный, а не разрешительный порядок регистрации, что оспаривается в некоторых субъектах РФ, в частности в Москве. В целом проблема привязки регистрации к жилью как основы легализации остается наиболее острой, из чего вытекает в ряде случаев принудительное перемещение трудовых мигрантов, признанных нелегальными. Проводятся депортации из России по решению суда с предварительным ограничением свободы в виде помещения в специальные приемники[43]. Так, в мае-июне 2006 г. продолжались депортации иммигрантов по тому же основанию.
Далеко не во всех регионах местные и региональные власти, хозяйствующие субъекты озабочены жилищным устройством мигрантов. Хотя по закону, например, беженец, прибыв к месту постоянного проживания по направлению органа ФМС, должен получать от местных властей жилое помещение (в соответствующих населенных пунктах существует специальный жилищный фонд, предназначенный для беженцев). Но только около 10% претендующих на статус беженца или вынужденного переселенца его получили. Мигранты, получившие статус беженцев или вынужденных переселенцев, по закону должны иметь социальную помощь в виде жилищного устройства. Однако данное положение далеко не всегда выполняется. Вокруг этого порой возникают злоупотребления работников миграционных служб. Например, в Пермской области дошло до суда дело трех работников миграционных служб, присваивавших деньги, выделяемые на жилье для вынужденных мигрантов. Если для беженцев и вынужденных переселенцев все же что-то делается, то для других мигрантов лишь в отдельных регионах приспосабливают общежития. Есть трудности и в использовании найма жилья в частном секторе. В Свердловской области мигрантов из Киргизии регистрировали по месту жительства без извещения об этом владельцев данного жилья. Известно, что часть мигрантов, особенно трудовых, ютится, где придется, ночует на стройках, в районах вокзалов, под открытым небом, даже зимой[44]. Из-за этого немало мигрантов болеют простудными и кишечными заболеваниями, а также туберкулезом. Часть мигрантов, не получивших паспорта граждан России, статуса вынужденного переселенца или беженца, превращается в бродяг (бомжей). Нередко бездомные мигранты умирают от переохлаждения. Среди мигрантов сильнее всего страдают дети, кочующие из региона в регион. Беспризорники пополняют контингент сирот[45].
Так, в постановлении Правительства Москвы от 31 июля 2001 г. «О Московской городской программе регулирования миграции на 2002—2004 годы» ставилась задача Комитету по делам миграции Правительства Москвы совместно с Департаментом муниципального жилья и жилищной политики, Департаментом инвестиционных программ строительства и другими органами в IV квартале 2001 г. представить предложения по созданию новых гостиниц упрощенного типа для иногородней рабочей силы. Установлено, что жилые помещения, расположенные в микрорайоне Востряково Западного административного округа, предоставляемые беженцам и вынужденным переселенцам, относятся к специализированному жилищному фонду для временного размещения лиц указанной категории с заключением с ними договоров краткосрочного найма жилого помещения. В районе Востряково создавались такие гостиницы, под которые переоборудовались некоторые общежития и помещения. В 2003 г. утратил силу указ Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества», игравший в основном административно ограничительную, а не социальную роль. Это позволило части учреждений социального характера оказывать хотя бы эпизодическую помощь бездомным, в том числе и мигрантам. В одной из больниц Хабаровска руководство больницы вынуждено в принудительном порядке госпитализировать бездомных, замерзавших от переохлаждения. Сходные проблемы есть и в других территориях Дальневосточного региона[46], также и в других регионах РФ. В Москве за зиму ежегодно по неполным данным умирало от переохлаждения несколько сотен бездомных, не имевших возможности устроиться в социальных приютах (социальных гостиницах). В середине декабря 2003 г. еще до наступления настоящих холодов от переохлаждения уже погибли более 120 чел. Зимой к середине февраля 2004 г. в столице погибли от холода 240 чел. Подобная статистика повторялась в 2005 и 2006 г.
Директор «Центра помощи беспризорным детям» Е. Комаров отметил, что государство должно поощрять благотворительность, чтобы решить проблему беспризорности. Нельзя сказать, что власти совсем не обращают внимания на эти проблемы. Например, в январе 2005 г. во время сильных морозов в ряде городов для спасения бездомных и мигрантов использовали здания вокзалов. В Ростове в 2004 г. был создан социальный центр для оказания помощи людям, оказавшимся без крыши над головой. В Москве в 2003 г. открылся первый в стране пункт медицинской и социальной помощи бездомным гражданам. Но потом, с ужесточением миграционного режима, учащения практики депортаций нелегальных мигрантов, часть московских распределителей для бездомных перепрофилировали (в 2004 г. — 8 учреждений, затем еще несколько) под спецприемники для нелегальных мигрантов, подлежащих депортации из страны. Депутаты Мосгордумы приняли соответствующий закон. Получилось, что, несмотря на недостаток таковых учреждений для бездомных, их число было еще уменьшено, чтобы обеспечить депортацию мигрантов, характеризующуюся помимо нарушений прав человека еще и малой эффективностью и огромной затратностью (депортация одного иммигранта из Москвы стоит 1 тыс. долл., а в апреле 2006 г. в Москве дожидались депортации 600 иммигрантов[47]). В Пензенской области пытались решить проблему бродяжничества и бездомности, затрагивающую в том числе и мигрантов. В официальном, далеко не полном, списке бомжей числилось в 2004 г. чуть более тысячи человек. Всем им была предложена работа, однако часть бродяг трудоустраиваться отказалась, потребовав при этом обеспечения бесплатными обедами. Для более 12 тыс. бродяг Ростовской области в 2006 г. существовало всего 7 ночлежек на 430 мест. Планируется открытие еще двух на 50 и 75 мест, но и в существующие попасть не просто: требуются документы, которые бродяги не всегда имеют. В Санкт-Петербурге в 2004—2005 гг. зимой реализовывалась программа по обеспечению бомжей временным жильем. В Кемерово ночлежка с 2004 г. действует как центр социальной адаптации бездомных людей где оказывали помощь в оформлении документов и трудоустройстве. С наступлением зимы муниципальные больницы на Дальнем Востоке выполняли также роль социальных приютов. Для бомжей отмораживание конечностей оказывалось временным спасением не только от голода и мороза, но даже и от неминуемой смерти. Кроме государственных и муниципальных, появлялись и частные благотворительные инициативы.
В г. Магнитогорске Челябинской области в 2004 г. появилась организация «Сограждане» (отделение всероссийской организации «Форум переселенческих организаций»), объединившая вынужденных переселенцев из СНГ. Переселенцы взялись за решение самой насущной своей проблемы — проблемы жилья. Они арендовали общежитие для 45 семей, заключили договор с одним из совхозов где переселенцам дали работу и крышу над головой. Началась реализация инициативы по строительству жилья в городе для мигрантов. В письме губернатору Челябинской области организация «Сограждане» просила вмешаться в судьбу соотечественников гонимых из бывших братских республик, вернувшихся на свою историческую родину, где они начали жизнь с нуля[48]. Просьба касалась зятянувшегося дела о передаче им в собственность пустующего здания школы для переоборудования его своими силами под жилье для 30 семей. Власти Магнитогорска до известного предела шли навстречу переселенцам, понимая их бедственное положение, был заключен договор о передаче объектов на хранение до момента их оформления на каком-либо праве за хранителем. Все это время переселенцы охраняли здание. За свой счет установили металлические двери, проемы окон закрыли кирпичом и полиэтиленовой пленкой, восстановили крышу, сторожили здание, поскольку без этого за два года от брошенной школы остались бы руины. Проблемы развития естественно-антропологической сферы и положение в ней мигрантов характеризуют процесс натурализации, территориальной реабилитации и адаптации мигрантов, т. е. включения их в принимающее общество, по крайней мере на уровне бытовом, повседневном, уровне разрешения первичных конфликтов с соседями, местным сообществом, создания первичных условий реализации элементарных прав. В Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО 1995 г. отмечено, что в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо, особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных условиях с тем, чтобы предоставить им правовую и социальную защиту в отношении жилья, охраны здоровья[49]. В «Московскую городскую программу регулирования миграции на 2002-2004 годы», утвержденную постановлением Правительства Москвы от 31 июля 2001 г., были включены положения о регулировании основ естественно-антропологической сферы жизни мигрантов, в частности, обеспечение социально-бытовых условий пребывания мигрантов: содействие в оказании социальной поддержки беженцам и вынужденным переселенцам, предусмотренной законодательством России; участие в реализации федеральных программ расселения беженцев и вынужденных переселенцев, зарегистрированных в Москве; содействие развитию социальной инфраструктуры на территории временного жилого фонда микрорайона Востряково.
Но в целом проблема жилья для так необходимых России иммигрантов ждет своего решения. Новое законодательство о мигрантах, в частности Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» содержит значительное облегчение в отношении административных барьеров при легализации иммигрантов, в том числе в нем предусмотрена уведомительная регистрация. Но критики этого проекта закона отмечают, что он не предусматривает норм, касающихся обеспечения иммигрантов временным жильем. Сторонники проекта говорят, что ответственность за проживание иммигрантов будут нести работодатели, а увеличенный штат работников миграционных служб будет контролировать, как работодатели обеспечивают быт своих работников из числа иммигрантов. В отношении беженцев и вынужденных переселенцев существуют специальные законы, инфраструктура, где несмотря на недостатки все же наведен определенный порядок. Однако легализация мигрантов даст эффект, если, как предлагал С.А. Авакьян, на уровне региональных структур будут разработаны меры по обустройству вынужденных мигрантов, включенные в региональные программы социально-экономического развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|