Функциональная определенность социальной работы с мигрантами в России
Для России, несмотря на то, что именно в России всесторонняя ценность ресурса мигрантов постоянно возрастала, направление социальной работы с мигрантами не находило должного проявления в практике. Необходимость интеграции иммигрантов в общество давно осознается на уровне экспертов[112], отражалась в концепциях и программах, но переход этого осознания в движение к социализации миграционной политики и выделению социальной работы с мигрантами весьма замедлен. В основном работа с мигрантами долгое время отдавалась на откуп миграционным службам, проводилась по доброй воле предприятий, работодателей и муниципалитетов. Миграционные службы, особенно в начале 2000-х гг. увлеклись контрольно-ограничительным администрированием. Из-за этого образ России значительно потерял в своей привлекательности для соотечественников в странах СНГ, Балтии и др. Тем самым Россия серьезно осложнила свою демографическую, геокультурную и геоэкономическую ситуацию. Административный контрольно-миграционный подход доминировал даже по отношению к такой категории мигрантов, как вынужденные переселенцы и беженцы. Эта категория мигрантов была в 1990-е гг. чрезвычайно многочисленной в силу распада СССР и дальнейших трагических событий на Северном Кавказе. Бюджетных средств не хватало, и поэтому в законодательном порядке критерии отнесения людей к вынужденным переселенцам были довольно жесткими, материальная помощь незначительной, практика социального обслуживания оставляла желать лучшего. В силу этого социальная работа с мигрантами развивалась слабо и в весьма урезанном виде. Хотя по отношению к беженцам и вынужденным переселенцам она была более выражена, но все же не получила своего должного развития, ограничившись в основном деятельностью самостоятельных учреждений Федеральной миграционной службы. А в начале 2000-х гг. после ликвидации ФМС и передачи ее учреждений сначала в одно министерство, затем в другое, практически работа с мигрантами вообще «расщепилась» на разрозненные действия миграционных служб в рамках органов внутренних дел, учреждений социальной защины населения, центров занятости населения, школ, медицинских учреждений, СМИ, некоторых предприятий, переселенческих общественных организаций, благотворительных организаций.
Работа с соотечественниками и формирование благоприятной геокультурной среды за рубежом закреплялось за Министерством иностранных дел, социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев — за действующим тогда Министерством труда и социального развития РФ, миграционный контроль — за Федеральной миграционной службой в рамках МВД РФ. Возник «синдром невостребованности» социальной работы с мигрантами, вакуум, заполняемый в основном деятельностью общественных организаций (организаций переселенцев, правозащитников, благотворительных фондов), а также муниципальных органов, некоторых предприятий, работодателей. Тем не менее обострение демографической ситуации, рост потребности в рабочих руках, социальная напряженность, находящая разрядку в ксенофобии, заставляют вновь и вновь обращаться к постановке проблемы целенаправленной работы с мигрантами. Только в последние годы государственная власть в лице Президента РФ, Совета безопасности РФ, а соответственно миграционные службы стали обращать внимание на возможность устранения излишних административных барьеров для нормального обустройства трудовых мигрантов, интеграции мигрантов из числа соотечественников. Поэтому ставится вопрос создания миграционных трудовых бирж, кадровых агентств для мигрантов, интеграционных центров для мигрантов в городах. Этим озабочены работодатели, муниципалитеты, региональные власти. Так, А. Шохин — Председатель Российского союза промышленников и предпринимателей — отметил, что для России необходимо уже сейчас привлечение около 15 млн работников-мигрантов. А это влечет за собой и необходимость их обустройства и социальной помощи, селекционной работы, создания агентств квалификации и компетенции. Председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы А. Александров высказался за создание миграционных бирж труда, работающих одновременно в Москве, Бишкеке, Алма-Ате, Ташкенте, Баку и других городах государств — участников СНГ.
А. Александров выступает за создание для мигрантов специальных центров интеграции, русского языка, повышения квалификации иностранных рабочих, чтобы облегчить им натурализацию и профессиональную адаптацию, впрочем, пока это только в проектах[113]. В Москву в 2005 г. приезжали работники из 101 страны, в том числе: из Украины — 12 тыс. (31%); Молдавии — 9 тыс.; Таджикистана, Китая, Вьетнама — по 3 тыс.; Турции — 1,5 тыс. Официально трудились 187 тыс. иностранцев, однако их неофициальное число в 10—15 раз выше. Отмечено, что приезжают в основном бедные мигранты из СНГ, а значит, вопросы социального обслуживания и интеграции стоят очень остро. На свои деньги мигранты не могут изучать язык, культуру России, получать социальные услуги, обеспечивать аккультурацию и адаптацию. Они вынужденно обособляются еще и в силу того, что окружающая среда агрессивна, изобилует сомнительными соблазнами, далекими от нужд простого человека. Иммигранты, работающие по 12—14 часов, нередко унижаемые по работе и в общении, отдаляются от этой среды, замыкаются в своих семьях, в этнической общине, испытывают неприязнь к мегаполисной жизни. В Москве сформировались 15—20 обособленных и довольно сплоченных этнообщин, происходит разделение труда на основе национальной сегрегации работников. Власти ведут работу по интеграции в основном с детьми легальных мигрантов, например, создают школы и классы с этнокультурным компонентом. Поэтому в школах необходимо шире применять труд как социальных педагогов, так и социальных работников, расширять социальную интеграционную работу и среди нелегальных мигрантов, как это делается во Франции и Германии.
Быстрый рост учреждений и организаций, призванных заниматься социальной работой, острая нехватка необходимых для нее специалистов сделали профессии социального работника и социального педагога в России одними из самых востребованных среди профессий социально-гуманитарного профиля. Образование и профессиональная подготовка социальных работников сегодня ведутся в более чем 130 вузов по всей России, в учебных заведениях среднего профессионального образования. Социальные работники уже востребованы в миграционных службах, центрах социальной адаптации и интеграции мигрантов. Неизбежно потребуется специализация по работе с мигрантами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|