Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ. Обучение. Вспомогательные устройства




ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ

Одним из зимних видов спорта, которым мно­гие лица с ограниченными возможностями могут заниматься без каких-либо модификаций или с

минимальными видоизменениями, является гор­нолыжный спорт. Лыжи дают многим инвалидам возможность освободиться от ограничений, кото­рые сдерживают их мобильность на земле, и дви­гаться с гораздо большей скоростью и ловкостью (рис. 28. 1). Для многих людей с физическими, ум­ственными и сенсорными нарушениями лыжный спорт предлагает уникальную возможность попы­таться изменить свою жизнь.

Основой обучения движению на лыжах яв­ляется контроль распределения массы тела и управления тем, как эта масса прикладывается к поверхности (краю) лыж. Целью любой програм­мы начального обучения езде на лыжах является освоение занимающимися базовых навыков, не­обходимых для безопасных и увлекательных за­нятий этим видом спорта. Базовые навыки, не­обходимые для занятий горнолыжным спортом, можно разделить на шесть групп:

• умение самостоятельно надеть и снять сна­ряжение;

• умение самостоятельно пользоваться бугельным и кресельным подъемником;

Рисунок 28. 2 - Обучение занимающегося с ограниченными возможностями движению на лыжах сидя

 

\

 

· умение падать и вставать;

• навыки движения на лыжах (подъем лесен­кой, елочкой);

• навыки торможения и остановки (торможе­ние плугом, боком параллельными лыжами);

• навыки выполнения поворотов (плугом, на параллельных лыжах).

Обучение

Обучению езде на лыжах должны предше­ствовать программа общей физической под­готовки, а также формирование таких базовых навыков, как умение падать и вставать. Последо­вательность обучения навыкам должна соответ­ствовать потребностям и способностям занима­ющихся для обеспечения безопасности занятий и получения максимального удовлетворения. Несмотря на то что умение самостоятельно воз­вращаться в исходное положение (стоя на лы­жах) является необходимым для самостоятель­ной езды на лыжах, в начале обучения этому навыку, возможно, не следует уделять особого внимания. Для многих инвалидов возвращение в положение стоя на лыжах после падения требует значительных усилий и часто приводит к разо­чарованию. Занимающиеся, обучение которых начинают с овладения этим навыком, вероятнее всего, не смогут добиться значительного успе­ха, получить удовольствие от занятий и вскоре утратят желание и надежду научиться кататься на лыжах.

Начальное обучение должно быть направле­но на овладение реальными навыками движения на лыжах, например умению тормозить плугом, вместе с тем инструктор должен оказывать уче­нику помощь, направленную на восполнение не­достатка выполнения других навыков, таких, как умение вставать после падения. Такая форма обу­чения позволит занимающимся обрести уверен­ность в своих силах и, в определенной степени, почувствовать привлекательность лыжного спор­та (рис. 28. 2). По мере совершенствования уровня навыков и получаемого от занятий удовольствия мотивация занимающихся к овладению другими важными навыками, в частности умения само­стоятельно вставать после падения, также будет возрастать.

Вспомогательные устройства

Указанные устройства создавались для ком­пенсации некоторых ограниченных возможно­стей, обусловленных имеющимися нарушениями и заболеваниями, а также для восполнения обще­го низкого уровня физической подготовленности и слабой моторной координации, характерных для большинства инвалидов. Чаще всего приме­няются съемные стабилизаторы для лыж (ski-bra) (рис. 28. 3), которые устанавливаются на их кон­цы. Они стабилизируют лыжи и в то же время позволяют им двигаться независимо, помогают удерживать лыжи вместе в определенном поло­жении при торможении плугом, благодаря чему


Рисунок 28. 2 - Обучение занимающегося с ограниченными возможностями движению на лыжах сидя

 

облегчается поддержание равновесия в движении, а также осуществление торможения и остановки. Стабилизаторы для лыж могут быть использова­ны в качестве временного обучающего устрой­ства на начальном этапе обучения для занятий с лыжниками, имеющими большие ограничения возможностей (например, отклонения умствен­ного развития, нарушения зрения, нарушения функции опорно-двигательного аппарата). Ста­билизаторы лыж можно также применять как по­стоянное вспомогательное устройство для лиц с нарушениями функции нижних конечностей, не обладающих достаточной силой мышц ног или не контролирующих их положение.

Выравнивающие клинья — еще одно приспо­собление для помощи лыжникам с ограниченны­ми возможностями. Небольшие тонкие клинья размещают между подошвой лыжного ботинка и лыжей. Такие клинья выравнивают боковой на­клон ботинка и, следовательно, влияют на рас­пределение массы относительно противополож­ных кантов лыжи. Выравнивающие клинья часто используются для помощи лыжникам, которые не могут ехать прямо и постоянно сворачивают в од­ну сторону.

Дополнительные опоры — outriggers (рис. 28. 4) — распространенные вспомогательные устройства, которыми пользуются лыжники с ампутациями и другими нарушениями опорно-двигательного ап­парата, нуждающиеся в дополнительной опоре главным образом для поддержания равновесия. Такие опоры изготавливают из подлокотных ко­стылей, прикрепляя к ним снизу короткую лыжу. Лыжа на конце костыля может быть установле­на в вертикальное положение для использования в качестве костыля или в горизонтальное — для использования в качестве дополнительной опоры при движении на лыжах. Лыжные гонки с тре­мя (three-track) или с четырьмя (four-track) колея­ми — общепринятые термины, применяемые для описания гонок с использованием дополнитель­ных опор. В лыжной гонке с тремя колеями со­ревнуются лица, использующие монолыжу и две дополнительные опоры, например, инвалиды с ампутацией одной ноги. В лыжной гонке с че­тырьмя колеями соревнуются те, кто пользуется парой лыж и парой дополнительных опор.

Рисунок 28. 3 — Стабилизаторы для лыж; обратите вни­мание на простоту монтажа, позволяющего установить их практически на любые лыжи

 

 

Рисунок 28. 4 — Дополнительные опоры: опора слева по­казана в положении с опущенной лыжей для движения на лыжах, опора справа — в положении с поднятой лыжей для использования в качестве костыля

 

 

Сидячий лыжный спорт в действительности больше напоминает езду на санях, чем движе­ние на лыжах, однако рассматривается здесь, по­скольку занятия этим видом двигательной актив­ности проходят на горнолыжных склонах, кроме того, этот вид спорта используется для движения на лыжах лыжниками с параплегией и тетраплегией. Для движения на лыжах сидя используются специальные сани (рис. 28. 5), которые имеют не­обходимые подушки и спинку для поддержания спортсмена в вертикальном сидячем положении. Верх саней покрыт чехлом из водоотталкивающей синтетической ткани, предохраняющей лыжни­ка от намокания. Нижняя часть саней гладкая с расположенными по сторонам металлическими полозьями. Лыжник контролирует сани, смещая свою массу (наклоняясь через край) в ту сторо­ну, в которую он хочет свернуть. Для сохранения равновесия он может использовать одну длинную палку, удерживаемую наподобие весла для каяка, или две короткие лыжные палки. Лица с осла­бленной или нефункциональной кистью могут надевать специальные рукавицы, чтобы облегчить удержание палок. Для защиты лыжника-инвалида и других лыжников, находящихся на склоне, на­чинающий лыжник-инвалид должен занимать­ся в сопровождении опытного инструктора. Су­ществуют также модифицированные лыжи для движения сидя, которые могут быть использованы для занятий лыжным спортом инвалидами с параплегией. За информацией об оборудовании для сидячего лыжного спорта можно обратиться к электронным ресурсам, список которых пред­ставлен в конце этой главы.

 

Рисунок 28. 5 - Сани для сидячих лыжников; на фото­графии изображен спортсмен с травмой спинного мозга в стационарных санях для горнолыжного спуска сидя

 

 

 

В процессе обучения занимающихся, имею­щих различные типы ограничения возможностей, лыжные инструкторы используют разнообразные формы физической помощи. Инструктор дол­жен быть способен оказать в начале обучения достаточную физическую помощь, обеспечиваю­щую безопасность занимающихся, и позволить им добиться определенных результатов. Оказа­ние физической помощи начинающим лыжни­кам в движении требует от инструктора владения определенными навыками и совершенствования их. Инструктор должен понимать, что с ростом мастерства лыжника-инвалида ему следует по­степенно уменьшать объем физической помощи, ограничиваясь преимущественно словесными подсказками, и со временем предоставить зани­мающемуся возможность для самостоятельных тренировок.

Помимо широко распространенных вспомога­тельных устройств, описанных ранее, были раз­работаны и многие другие приспособления, пред­назначенные для удовлетворения потребностей лыжников с ограниченными возможностями. На­пример, были созданы специальные протезы ко­нечностей, которые позволяют перемещаться на лыжах инвалидам с ампутацией одной или двух нижних конечностей. Многие из таких устройств изготавливают лыжные инструкторы, пытающие­ся помочь конкретным людям. Оценить разно­образие устройств подобного рода, созданных для помощи лыжникам с различными нарушениями заниматься любимым видом спорта, можно на национальных соревнованиях по лыжному спорту среди инвалидов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...