ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ. Обучение. Вспомогательные устройства
ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ Одним из зимних видов спорта, которым многие лица с ограниченными возможностями могут заниматься без каких-либо модификаций или с минимальными видоизменениями, является горнолыжный спорт. Лыжи дают многим инвалидам возможность освободиться от ограничений, которые сдерживают их мобильность на земле, и двигаться с гораздо большей скоростью и ловкостью (рис. 28. 1). Для многих людей с физическими, умственными и сенсорными нарушениями лыжный спорт предлагает уникальную возможность попытаться изменить свою жизнь. Основой обучения движению на лыжах является контроль распределения массы тела и управления тем, как эта масса прикладывается к поверхности (краю) лыж. Целью любой программы начального обучения езде на лыжах является освоение занимающимися базовых навыков, необходимых для безопасных и увлекательных занятий этим видом спорта. Базовые навыки, необходимые для занятий горнолыжным спортом, можно разделить на шесть групп: • умение самостоятельно надеть и снять снаряжение; • умение самостоятельно пользоваться бугельным и кресельным подъемником; Рисунок 28. 2 - Обучение занимающегося с ограниченными возможностями движению на лыжах сидя
\
· умение падать и вставать; • навыки движения на лыжах (подъем лесенкой, елочкой); • навыки торможения и остановки (торможение плугом, боком параллельными лыжами); • навыки выполнения поворотов (плугом, на параллельных лыжах). Обучение Обучению езде на лыжах должны предшествовать программа общей физической подготовки, а также формирование таких базовых навыков, как умение падать и вставать. Последовательность обучения навыкам должна соответствовать потребностям и способностям занимающихся для обеспечения безопасности занятий и получения максимального удовлетворения. Несмотря на то что умение самостоятельно возвращаться в исходное положение (стоя на лыжах) является необходимым для самостоятельной езды на лыжах, в начале обучения этому навыку, возможно, не следует уделять особого внимания. Для многих инвалидов возвращение в положение стоя на лыжах после падения требует значительных усилий и часто приводит к разочарованию. Занимающиеся, обучение которых начинают с овладения этим навыком, вероятнее всего, не смогут добиться значительного успеха, получить удовольствие от занятий и вскоре утратят желание и надежду научиться кататься на лыжах.
Начальное обучение должно быть направлено на овладение реальными навыками движения на лыжах, например умению тормозить плугом, вместе с тем инструктор должен оказывать ученику помощь, направленную на восполнение недостатка выполнения других навыков, таких, как умение вставать после падения. Такая форма обучения позволит занимающимся обрести уверенность в своих силах и, в определенной степени, почувствовать привлекательность лыжного спорта (рис. 28. 2). По мере совершенствования уровня навыков и получаемого от занятий удовольствия мотивация занимающихся к овладению другими важными навыками, в частности умения самостоятельно вставать после падения, также будет возрастать. Вспомогательные устройства Указанные устройства создавались для компенсации некоторых ограниченных возможностей, обусловленных имеющимися нарушениями и заболеваниями, а также для восполнения общего низкого уровня физической подготовленности и слабой моторной координации, характерных для большинства инвалидов. Чаще всего применяются съемные стабилизаторы для лыж (ski-bra) (рис. 28. 3), которые устанавливаются на их концы. Они стабилизируют лыжи и в то же время позволяют им двигаться независимо, помогают удерживать лыжи вместе в определенном положении при торможении плугом, благодаря чему
Рисунок 28. 2 - Обучение занимающегося с ограниченными возможностями движению на лыжах сидя
облегчается поддержание равновесия в движении, а также осуществление торможения и остановки. Стабилизаторы для лыж могут быть использованы в качестве временного обучающего устройства на начальном этапе обучения для занятий с лыжниками, имеющими большие ограничения возможностей (например, отклонения умственного развития, нарушения зрения, нарушения функции опорно-двигательного аппарата). Стабилизаторы лыж можно также применять как постоянное вспомогательное устройство для лиц с нарушениями функции нижних конечностей, не обладающих достаточной силой мышц ног или не контролирующих их положение. Выравнивающие клинья — еще одно приспособление для помощи лыжникам с ограниченными возможностями. Небольшие тонкие клинья размещают между подошвой лыжного ботинка и лыжей. Такие клинья выравнивают боковой наклон ботинка и, следовательно, влияют на распределение массы относительно противоположных кантов лыжи. Выравнивающие клинья часто используются для помощи лыжникам, которые не могут ехать прямо и постоянно сворачивают в одну сторону. Дополнительные опоры — outriggers (рис. 28. 4) — распространенные вспомогательные устройства, которыми пользуются лыжники с ампутациями и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, нуждающиеся в дополнительной опоре главным образом для поддержания равновесия. Такие опоры изготавливают из подлокотных костылей, прикрепляя к ним снизу короткую лыжу. Лыжа на конце костыля может быть установлена в вертикальное положение для использования в качестве костыля или в горизонтальное — для использования в качестве дополнительной опоры при движении на лыжах. Лыжные гонки с тремя (three-track) или с четырьмя (four-track) колеями — общепринятые термины, применяемые для описания гонок с использованием дополнительных опор. В лыжной гонке с тремя колеями соревнуются лица, использующие монолыжу и две дополнительные опоры, например, инвалиды с ампутацией одной ноги. В лыжной гонке с четырьмя колеями соревнуются те, кто пользуется парой лыж и парой дополнительных опор.
Рисунок 28. 3 — Стабилизаторы для лыж; обратите внимание на простоту монтажа, позволяющего установить их практически на любые лыжи
Рисунок 28. 4 — Дополнительные опоры: опора слева показана в положении с опущенной лыжей для движения на лыжах, опора справа — в положении с поднятой лыжей для использования в качестве костыля
Сидячий лыжный спорт в действительности больше напоминает езду на санях, чем движение на лыжах, однако рассматривается здесь, поскольку занятия этим видом двигательной активности проходят на горнолыжных склонах, кроме того, этот вид спорта используется для движения на лыжах лыжниками с параплегией и тетраплегией. Для движения на лыжах сидя используются специальные сани (рис. 28. 5), которые имеют необходимые подушки и спинку для поддержания спортсмена в вертикальном сидячем положении. Верх саней покрыт чехлом из водоотталкивающей синтетической ткани, предохраняющей лыжника от намокания. Нижняя часть саней гладкая с расположенными по сторонам металлическими полозьями. Лыжник контролирует сани, смещая свою массу (наклоняясь через край) в ту сторону, в которую он хочет свернуть. Для сохранения равновесия он может использовать одну длинную палку, удерживаемую наподобие весла для каяка, или две короткие лыжные палки. Лица с ослабленной или нефункциональной кистью могут надевать специальные рукавицы, чтобы облегчить удержание палок. Для защиты лыжника-инвалида и других лыжников, находящихся на склоне, начинающий лыжник-инвалид должен заниматься в сопровождении опытного инструктора. Существуют также модифицированные лыжи для движения сидя, которые могут быть использованы для занятий лыжным спортом инвалидами с параплегией. За информацией об оборудовании для сидячего лыжного спорта можно обратиться к электронным ресурсам, список которых представлен в конце этой главы.
Рисунок 28. 5 - Сани для сидячих лыжников; на фотографии изображен спортсмен с травмой спинного мозга в стационарных санях для горнолыжного спуска сидя
В процессе обучения занимающихся, имеющих различные типы ограничения возможностей, лыжные инструкторы используют разнообразные формы физической помощи. Инструктор должен быть способен оказать в начале обучения достаточную физическую помощь, обеспечивающую безопасность занимающихся, и позволить им добиться определенных результатов. Оказание физической помощи начинающим лыжникам в движении требует от инструктора владения определенными навыками и совершенствования их. Инструктор должен понимать, что с ростом мастерства лыжника-инвалида ему следует постепенно уменьшать объем физической помощи, ограничиваясь преимущественно словесными подсказками, и со временем предоставить занимающемуся возможность для самостоятельных тренировок. Помимо широко распространенных вспомогательных устройств, описанных ранее, были разработаны и многие другие приспособления, предназначенные для удовлетворения потребностей лыжников с ограниченными возможностями. Например, были созданы специальные протезы конечностей, которые позволяют перемещаться на лыжах инвалидам с ампутацией одной или двух нижних конечностей. Многие из таких устройств изготавливают лыжные инструкторы, пытающиеся помочь конкретным людям. Оценить разнообразие устройств подобного рода, созданных для помощи лыжникам с различными нарушениями заниматься любимым видом спорта, можно на национальных соревнованиях по лыжному спорту среди инвалидов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|