Отличия рынков товаров промышленного и потребительского назначения.
Следующая классификация рынков основывается на различии покупателей по степени обобществленности их интересов:
потребительский рынок, на котором в качестве покупателей выступают частные лица, семьи, приобретающие продукцию или услугу для удовлетворения личных потребностей. С позиции маркетинга это самый сложный для исследования рынок, поскольку на нем огромное количество действующих лиц;
рынок предприятий, на котором в качестве покупателей выступают предприятия и организации, приобретающие продукцию для ведения своей деятельности. Этот рынок проще с точки зрения исследования, но сложнее с позиции процедур заключения сделок, так как покупатель гораздо компетентнее, чем на потребительском рынке. Рынок предприятий в свою очередь подразделяется на:
- промышленный рынок, на котором покупателями выступают предприятия, организации, производящие продукцию и услуги. На этом рынке в первую очередь продаются средства производства (станки, автомобили, алюминий), но может продаваться и продукция конечного назначения (молоко, хлеб, мясо для столовых, ресторанов), если с ее применением производится другая продукция или услуга;
- институциональный рынок, на котором покупателями являются организации, оказывающие услуги в основном на некоммерческой основе: университеты, больницы, библиотеки, школы;
- рынок перепродаж, на котором покупателями выступают оптовые и розничные торговцы;
- правительственный рынок, на котором покупателями являются армия, милиция, судебные учреждения и другие учреждения, содержащиеся за счет государственного бюджета;
- международный рынок, на котором конечные покупатели находятся за границей и потому ощутимо отделены от производителей.
Разделение рынка предприятий на упомянутые подвиды применяется потому, что существенно отличаются условия работы, например, на промышленном и правительственном рынке. И там, и там покупатель представлен профессионалами в отличие от потребительского рынка, но степень формализованности бюрократичности процедур при совершении покупки, конечно, разная. Или, например, коренное различие между покупателями на промышленном и институциональном рынке заключается в том, что в первом случае одной из важнейших целей покупателя является получение прибыли в результате его деятельности, и, конечно, это сказывается на решениях о покупке.
Сравнительная характеристика потребительского и промышленного маркетинга.
Промышл маркет-г заним-ся прод-цией производственно-технического назначения, потребительский – маркетинг товаров народного потребления.
Фактор
| Характеристики пром. рынка
| Характеристики потреб. рынка
|
1. Кол.-во покуп.-ей
| относит. ограниченное
| относит. неограниченное
|
2. Покупательные мотивы
| в основном рациональные
| большое значение рационального мотива
|
3. Знание, исследование рынка покупательной способности
| очень >
| относит. <
|
4. Тип и способ взаимозач.
| переговоры о цене
| переговоры врядли возможно. цена обычно устанавливается продавцом
|
5,
|
|
|
6. Гибкость цены
| неособ. чувств. к изменениям цены
| относит. гибкий
|
7. Каналы продаж
| прямые продажи
| Через посредников
|
8. Способ производства
|
|
|
9. Отношения м/у пост. и покуп.-м
| Тесные отношения «поставщик-потребитель»
| Производитель отдален от потребителя, нет прямого контакта
|
10. Взаимовыгода
| играет > роль
| роли не играет
|
11. Сложность продукта
| >
| <
|
Комплекс маркетинга на пром. и потребительском рынках.
Пром рынок: Важным инструментом явл. политика в отнош. продукции и услуг. А реклама и продвижение продукции на потребительский рынок большого влияния не имеет.
Продукт
На пром. рынке речь идет о «суммарном» продукте (- сам продукт и в дополнении к нему сопутств. продукты и услуги).Стратегия продукта
Аспект
| Пром. рынок
| Потребит. рынок
|
1. Развитие нового продукта (факторы влияния)
| - тех. изменения;
- непосредственный учет мнения потребителей;
- неудовлетв.-ть результатами продаж.
| - незначительные изменения;
- большое удовлетворение потребителей (насыщенность рынка)
|
2. Начальные характеристики (то, что предъявл. в 1-ую очередь)
| - технология;
- качество;
- сложность.
| - стиль;
- дизайн;
- простота.
|
3. Упаковка
| - функциональная (защитная)
| - привлекательность;
- многофункциональность.
|
4. Сопутствующие услуги
| - инженеринговые услуги;
- предпродажное, послепродажное тех. обеспечение, консульт-е и обучение;
- доставка;
- наличае доступность зап. частей.
| - услуги ограничены.
|
5. Качественный аспект продукции
| - соответствие ТУ;
- сильная дифференциация качества.
| - соотв.-е стандартам.
|
Место
На пром рынке политика распределения носит менее активный характер и отличается меньшими нововведениями, чем на потреб. рынке.
Аспект
| Пром. рынок
| Потребит. рынок
|
1. Канал распределения
| Кратковременный.
Около 75% всего V пром. продукции пост. напрямую.
Чем сложнее продукт и чем выше ст-ть единицы, тем > шансов продажи напрямую
| Долгосрочные.
Сильно развита дистрибутивная сеть торговли
|
2. Выбор каналов
| Ограниченный
| Широкий
|
3. Дистрибутивные задачи
| Физическая дистрибуция.
Спец. внимание уделяется:
- транспорту;
- инвентарному контролю, требуемому соотв.-ю поставке и ЖЦП
- срочность доставки.
| Выбор и отбор посредников и развитие новых каналов
|
Цена
Аспект
| Пром. рынок
| Потребит. рынок
|
1. Значимость цены
| Сильно варьируется, обычно это не решающий фактор.
ЖЦП входит в цену (амортизация)
| Значимость цены высокая. Большую роль играет закупочная цена.
Разница м/у закуп. ценой и ценой покупки велика
|
2. Официальные цены
| Реальная цена обычно отлич. от от офиц. из-за колич.-ва скидок, транспортных расодов, штрафов и условий оплаты
| Разница невилика
|
3. Установление цены
| На переговорах или конкурент-х торгах
| Цена устанавливается продавцом
|
4. Альтернатива
| Большое количество:
- можно купить; сделать; взять в лизинг.
| Ограниченная:
- прокат; кредит.
|
5. Гибкость
| Невысокая. Из-за производности спроса
| Очень большая
|
Продвижение
Аспект
| Пром. рынок
| Потребит. рынок
|
1. Расходы на рекламу
| Низкие
| Высокие
|
2. Рекл. исследования
| Незначительная
| Интенсивная
|
3. Рекл. агенство
| Кол.-во небольшое
| Очень много
|
4. Цели
| Долгосрочные.
Для пром. рекламы создаются и поддерживаются контакты м/у компаниями
| Краткосрочные.
Тесен контакт потребителей и продукта.
Обычно ориентация на тех, кто принимает решение о покупке
|
5. Содержание
| - тех. аспект; рациональность;
- достоверность.
| - атмосфера; марка; вкус;
- статус; стиль.
|
6. Средства информации
| - торговые журналы; прямая корреспонденция (директ мейл);
- каталоги; торговые ярмарки;
- семинары.
| - СМИ.
|
7. Продвижение
| - рассылка брошюр, каталогов;
- стенды на ярмарках, выставках;
- документальные фильмы, исследования.
| - купоны; акции; карты и др.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: