Функции упаковки продукции. Виды упаковок. С287-288
Упаковка рассматривается в маркетинге как средство (или комплекс средств) обеспечивающее защиту товаров от повреждений и потерь, а так же как носитель информации о товарах. Функции: Функции упаковки постоянно расширяются – от сохранения и защиты товара от повреждений до удовлетворения запросов потребителей. 1) защитная. (явл-ся основополагающей) Упаковка с одной стороны должна обеспечивать сохранность товара а с другой охрану людей и окружающей среды. 2) локализационная Связана с тем, что она ограничивает в некотором объеме определенное кол-во товара. 3) функция формирования качества Призвана в первую очередь обеспечивать удобство и практичность его использования, что явл-ся важным фактором, определяющим выбор покупателя. Необходимо, например, чтобы упаковка легко открывалась, надежно закрывалась и т.д. Эстетика и дизайн упаковки формируют образ качества товара. 4) информационная функция Связана с тем, что она предоставляет необходимую потребителям информацию, прежде всего обеспечивает идентификацию товара как по его наименованию так и по качеству, неся на себе печать предприятия. Текст, нанесенный на упаковку обеспечивает потребителей всеми необходимыми и достаточными сведениями о товаре (его свойствах, сроке годности., условиях использования и т.д.) 5) рекламная функция Связана с тем, что она должна побуждать покупателя к приобретению товара. 6) функция стимулирования сбыта Реализуется посредством размещения на упаковке или внутри нее купонов и сертификатов, проведения конкурсов и розыгрышей, участниками которых становится потребитель приславший в адрес организатора необходимое число упаковок или их частей.
Если под товаром понимается материальное тело, то он характеризуется качеством изделия, упаковкой, сервисом и ассортиментом. Упаковка может иметь 3 слоя: ■ внутренняя упаковка; ■ наружная упаковка; ■ транспортная упаковка. Внутренняя упаковка обеспечивает защиту продукции и удобство в ее использовании. Так, тюбик, в котором помещена зубная паста, является вместилищем, которое позволяет доставить зубную пасту потребителю. Одновременно он позволяет расходовать пасту постепенно, то есть обеспечивает удобство использования. Можно продать соус, упаковав его в пол-литровую банку, но тогда его придется сразу использовать. А упаковав этот же соус в тюбик, можно обеспечить потребителю возможность постепенно использовать. О втором назначении упаковки у нас производители до недавнего времени не задумывались и продавали томатную пасту только в 3-5 литровых емкостях, которые приемлемы для общественного питания, но не для семейного потребления. Защита была обеспечена, а об удобстве использования не задумывались. К сожалению, во многих случаях такое отношение к внутренней упаковке сохранилось до сих пор. Внутренняя упаковка может также способствовать позиционированию товара на определенном сегменте рынка. 10-литровый бочонок пива будет привлекателен для интенсивно потребляющих пиво. 100-граммовая расфасовка хлеба привлечет внимание одиноких, а килограммовая будет покупаться для потребления в больших семьях. Наружная упаковка имеет еще больше функций: ■ привлечение внимания к товару за счет цвета, формы; ■ информирование потребителя о составе продукта и методах его использования; ■ увеличения признания продукта, если на упаковке обозначена марка; ■ эмоциональное воздействие на покупателя, если изделие обозначается как вкусное, роскошное. В этом смысле упаковка может быть рекламоносителем.
Транспортная упаковка (коробки, ящики, футляры) предназначена для обеспечения сохранности при транспортировке и складировании, для обеспечения возможности механизации погрузоразгрузочных работ, а так же для идентификации товаров, как правило, не сохраняется до передачи товаров в розничную торговлю или в производственное потребление. Конечно, не каждый товар имеет 3 слоя упаковки. Для духов это будет 3 слоя, а для вина может быть и два и три слоя, в то время как подшипники могут иметь только один слой - транспортную упаковку. В дальнейшем, рассматривая разные способы распределения, мы увидим, что упаковка может зависеть и от того, каким образом продается товар - через склад-магазин или супермаркет. Если через склад-магазин, то наружная упаковка может и не понадобиться, т.к. продаваться товар покупателю будет прямо в транспортной упаковке. ИЗ ЛЕКЦИЙ УМ КАСЬЯНОВА 7.6. Упаковка Упаковка представляет собой важнейший составной элемент товара в восприятии потребителя. Ее значимость постоянно возрастает в силу роста заинтересованности потребителей в удобствах, повышения роли самообслуживания, расширения марочной продукции, развития технических возможностей и др. Упаковка выполняет различные функции, связанные с защитой товара, удобством хранения и пользования, идентификацией и информированностью, стимулированием и рекламой. Можно говорить о двух функциональных направлениях упаковки: средство защиты и средство воздействия на потребителей. Первое связано с завершением производственных процессов, второе — со стимулированием рыночного спроса. В настоящее время появляются «умные упаковки». В британских магазинах на продуктах, срок хранения которых истек, или нарушена герметичность упаковки, появляется надпись: «Не ешьте меня», «У меня повреждена упаковка». В основу новых упаковочных материалов положены научные открытия в области микробиологии и электроники. Заводу-изготовителю достаточно нанести на упаковку невидимый слой покрытия из антител, и торговец с помощью специального химического реагента может проверить, является ли товар настоящим или подделкой. Упаковка состоит из тары, этикетки и вкладыша. Непосредственно тарой могут служить картонные ящики, целлофановые упаковки, стеклянная и алюминиевая посуда, бумажные пакеты и т.д. Этикетка содержит фирменное название продукции, символ предприятия, рекламные материалы, инструкции по использованию и др. Вкладыши — это детальные инструкции и указания, например, о мерах предосторожности для сложной или опасной продукции (лекарства), а также купоны, призы, брошюры с рецептами и т.п.
Разработка упаковки предполагает принятие рада решений. • Определение концепции упаковки, т.е. какое значение придать тем или иным ее функциям. Чем упаковка должна быть по отношению к товару? Например, по отдельным косметическим товарам от 40 до 70% составляют затраты на упаковку этих изделий. • Проектирование упаковки (установление размера, формы, цвета, материала, текста упаковки). Хорошая упаковка есть всегда результат совместной деятельности дизайнера, исследователя рынка, специалиста рекламы. • Тестирование упаковки. Так, инженерные тесты дают возможность проверить технические параметры упаковки; дилерские тесты позволяют определить отношение торговцев к упаковке в процессе хранения и транспортировки товара; визуальные тесты — восприятие надписей, цвета, формы упаковки; потребительские тесты помогают выявить реакцию потребителей и др. Например, сегодня особое значение придается «зеленым» (экологически чистым) упаковкам
81. «Новый товар» и этапы его разработки. (по Котлеру) С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирма не может полагаться только на существующие ныне товары. Потребитель хочет и ждет новых и усовершенствованных изделий. И конкуренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить его этими новинками. Следовательно, у каждой фирмы должна быть своя программа разработки новых товаров. Компания может заполучить новинки двумя способами. Во-первых, путем приобретения со стороны, т.е. купив целиком какую-то фирму, патент или лицензию на производство чужого товара. И во-вторых, благодаря собственным усилиям, т.е. создав у себя отдел исследований и разработок.
Остановимся на процессе разработки новых товаров. Под “новинками” мы имеем в виду оригинальные изделия, улучшенные варианты или модификации существующих товаров, а также новые марки-плоды НИОКР фирмы-производителя. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ НП: 1) регенерация идей; 2) сопоставление и отбор идей 3) разработка концепции (проработка деталей для отобранных идей) 4) анализ (изучение прогнозов продаж и прибыли) 5) создание НП (техническая реализация) 6) рыночные тесты 7) окончательный выход на рынок.
(1) ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ. Проводится генерация идей соответствующих новой стратегии развития. Поощряются любые идеи, не проводится их оценка и их отбор. Гл. задача: собрать как м. больше идей Источники идей:Потребители, исследования, торговые агенты, патенты, розничная торговля, конкуренты. (2) СОПОСТАВЛЕНИЕ И ОТБОР ИДЕЙ Цель: Произвести, с меньшими затратами, отбор полезных и отсеивание бесполезных идей с т.з. их соответствия корпоративным целям и обязательной продуктовой стратегии. (3) РАЗР-КА КОНЦЕПЦИИ(ПРОРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ ОТОБР-Х ИДЕЙ) предполагает описание физических и воспринимаемых харак-к товара и набора выгод, который он может представить определенной группе потребителей. Концепция определяет желаемое позиционирование товара и указывает на характер средств, которые потребуются для достижения требуемого результата. На этапе разработки концепции нового товара: *вскрываются проблемы, связанные с осознанием и структурированием потребностей, лежащих в основе идеи; *определяются возможности реализации идеи в товар; *выявляются преимущества НП по сравнению с уже существующими аналогами; *осуществляется исследование социальных аспектов нововведений *выясняется, насколько доступны пониманию потребителей основные потребительские свойства НП; *дается первоначальная экономическая оценка НП. (4)АНАЛИЗ (ИЗУЧ-Е ПРОГНОЗОВ ПРОДАЖ И ПРИБЫЛИ) Превратив идею в концепцию продукта, можно приступать к маркетинговому анализу, который заключается: *в оценке общего потенциального спроса по разрабатываемому продукту; *в оценке потенциального объема продаж компании по этому продукту; *оценка затрат (единовременных инвестиций и тянущих затрат); *прогноз цены; *оценка прибыли и сроков окупаемости инвестиций. Все оценки основаны на экспертных заключениях. (5) СОЗДАНИЕ НП Главная задача этапа ОКР – создание конкурентоспособного продукта, отличающегося высоким научно-техническим уровнем инженерных решений и способного удовлетворить потребительский спрос рынка.
(6) РЫНОЧНЫЕ ТЕСТЫ Цель- выработать стратегию массового выхода по динамике роста продаж, ценам, продвижению и распределению, возможно внести коррективы в качество самого товара. Варианты рыночных тестов: изучение кривой сбыта, моделирование покупок, рыночные мини-тесты, рыночные тесты (7) ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВЫХОД НА РЫНОК Здесь проверяется правильность всех прогнозов, и в зависимости от степени их совпадения с реальностью вносятся коррективы по всем направлениям маркетинговой деятельности.
ПО ЛЕЦИЯМ УМ КАСЬЯНОВ 7.4. Разработка новых товаров Проблема новых товаров в маркетинговой деятельности — это один из ключевых вопросов успеха на рынке. С помощью товара, имеющего рыночную новизну, предприятие выдвигается вперед, формирует новый рынок, опережает конкурентов, увеличивает свои доходы. Существует система критериев, по которым можно определить рыночную новизну тех или иных товаров. Это не только принципиально новые товары, удовлетворяющие новую потребность (виндсерфинг, дельтаплан), или товары (услуги), по-новому удовлетворяющие уже существующие потребности (видеомагнитофон, Internet и др.). Рыночная новизна — это и новая упаковка уже известного изделия (например, новая упаковка молока «тетрапак»), новая цена по сравнению с товаром-конкурентом. Сюда же можно отнести и новые возможности товара для организации новых форм их продажи, проведения рекламных кампаний и др. Использование новых сырьевых материалов и технологий также является признаком рыночной новизны товаров. Маркетинг располагает системой рыночных, товарных, сбытовых, производственных критериев, ориентирующих товаропроизводителей на совершенствование своей продукции, для получения на этой основе известных преимуществ на рынке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|