Необихевиористская ориентация в социальной психологии: общая характеристика
Сведения, полученные в 1963 г. амер психологом У. Ламбертом на основе анализа социально-психологических публикаций. Оказалось, что 20 исследований можно считать выполненными в рамках необихевиористской традиции, 19 — в неофрейдистской ориентации, 22 — в традициях когнитивизма. Преобладающей является когнитивистская направленность работ, хотя и остальные ориентации занимают близкое по влиянию положение. Задачей является анализ теорий, выросших из приложений традиционной психологической ориентации к социально-психологическим явлениям. Необихевиоризм представляет собой распространение принципов, разработанных в традиционном бихевиоризме и необихевиоризме, на новый круг объектов — объекты социально-психологического знания. Необихевиоризм наиболее полно реализует в социальной психологии методологические принципы философии НЕОПОЗИТИВИЗМА (включает следующие осн принципы: АБСОЛЮТИЗАЦИЮ стандарта научного исследования, сложившегося в естественных науках (все науки должны развиваться по ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК); ВЕРИФИКАЦИЮ (ИЛИ ФАЛЬСИФИКАЦИЮ) и операционализм; НАТУРАЛИЗМ, т.е. ИГНОРИРОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА; негативное отношение к теории и абсолютизацию эмпирического описания, основанного на фиксации непосредственно наблюдаемого; ОТКАЗ ОТ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА, стремление исключать ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины и научности; принципиальный разрыв связей с философией. Авторы, представляющие НЕОБИХЕВИОРИСТСКУЮ ОРИЕНТАЦИЮ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, РАЗЛИЧАЮТСЯ между собой, в частности с точки зрения СТЕПЕНЬЮ ЖЕСТКОСТИ СЛЕДОВАНИЯ ВЫШЕУКАЗАННЫМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ПРИНЦИПАМ.
В 30-Е годы произошло РАЗДЕЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГ ШКОЛЕ БИХЕВИОРИЗМА. Выделилась линия развития «смягченного» бихевиоризма или НЕОБИХЕВИОРИЗМА, связанная с именами Э. ТОЛМЕНА (промежуточные стимулы, связи между стимулами – когнитивная карта), К. ХАЛЛА отмеченная усложнением традиционной бихевиористской схемы S—R за счет введения промежуточных переменных.
В области соц психологии сталкиваемся с 2-мя тенденциями: 1) РАДИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ ОПЕРАНТНЫМ ПОДХОДОМ СКИННЕРА и его последователей 2) МЕДИАТОРНАЯ ЛИНИЯ Н. МИЛЛЕР, Д. ДОЛЛАРД, А. БАНДУРА, Р. Уолтер Психологические принципы, лежащие В ОСНОВЕ НЕОБИХЕВИОРИСТСКОГО подхода, являются разновидностью психологического АССОЦИАНИЗМА. Для этой позиции характерно ВКЛЮЧЕНИЕ принципа психологического ГЕДОНИЗМА, согласно которому стремление к удовольствию, и избеганию боли рассматривается в качестве основной мотивационной силы, основного фактора, детерминирующего поведение. Методическое обеспечение направления: работа в рамках лабораторного эксперимента; наметилась и тенденция сочетать лабораторный эксперимент с полевым исследованием. Она связана, в частности, с работами А. Бандуры. Переключение внимания на эксперименты, испытуемыми в которых выступают люди, а не животные, что всегда было характерно для представителей бихевиоризма. Основной проблемой бихевиористской ориентации является НАУЧЕНИЕ. Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения. В рамках бихевиоризма предложено общее описание хода научения и сформулирован РЯД ЗАКОНОВ, ПРИНЦИПОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ПЕРЕМЕННЫМ СИТУАЦИИ НАУЧЕНИЯ. Фокусирование внимание на УСЛОВИЯХ ОКРУЖЕНИЯ (СРЕДЫ) — стимулах, которые «ответственны» за приобретение, модификацию, ослабление определенных поведенческих образцов. НАУЧЕНИЕ - КАК УСТАНОВЛЕНИЕ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЕ АССОЦИАЦИИ МЕЖДУ РЕАКЦИЯМИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ И СТИМУЛАМИ, КОТОРЫЕ ПОБУЖДАЮТ ИЛИ ПОДКРЕПЛЯЮТ ЕГО.
Два типа научения — НАУЧЕНИЕ ТИПА S и НАУЧЕНИЕ ТИПА R. Схема КЛАССИЧЕСКОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ заимствована бихевиористами у И. П. ПАВЛОВА. Где экспериментатор ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ОРГАНИЗМ УСЛОВНЫМ РАЗДРАЖИТЕЛЕМ (ЗВОНКОМ) И ПОДКРЕПЛЯЕТ ЕГО БЕЗУСЛОВНЫМ (ПОДАЧЕЙ ПИЩИ), т.е. БЕЗУСЛОВНЫЙ СТИМУЛ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ВЫЗЫВАНИЯ БЕЗУСЛОВНОЙ РЕАКЦИИ В ПРИСУТСТВИИ ПОНАЧАЛУ НЕЙТРАЛЬНОГО СТИМУЛА. После ряда повторений реакция ассоциируется с этим новым стимулом. Продуктом научения по такой схеме оказывается респондентное поведение — поведение, отвечающее на определенный стимул. Подача подкрепления здесь связана со стимулом. Схема ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ разработана СКИННЕРОМ. Суть научения состоит в том, что ВМЕСТО ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТИМУЛА, ВЫЗЫВАЮЩЕГО ОПРЕДЕЛЕННУЮ РЕАКЦИЮ, ЭКСПЕРИМЕНТАТОР, НАБЛЮДАЯ ЗА ОРГАНИЗМОМ, ЖДЕТ СЛУЧАЙНОГО ПОЯВЛЕНИЯ РЕАКЦИИ В ИНТЕРЕСУЮЩЕМ ЕГО НАПРАВЛЕНИИ. Ее проявление сразу же подкрепляется. Продуктом научения по данной схеме оказывается оперантное поведение, или оперант. Скиннер определяет разницу между респондентным и оперантным видами поведения: респондентное поведение вызвано стимулом, «предшествующим ему. ОПЕРАНТ — ЭТО ПОВЕДЕНИЕ, ВЫЗВАННОЕ СТИМУЛОМ, СЛЕДУЮЩИМ ЗА НИМ». В данном случае подкрепляется уже не стимул, а реакция организма, именно она вызывает подкрепляющий стимул. СХЕМА ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ ЗАНИМАЕТ ВЕДУЩЕЕ МЕСТО В ИССЛЕДОВАНИЯХ НЕОБИХЕВИОРИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ПОНЯТИЯ ОПЕРАНТНОГО ПОДХОДА. СТИМУЛ как физическое, или материальное, событие, которое должно быть наблюдаемым и манипулируемым. ДРАЙВ (пробуждение) определяется совокупностью операций, используемых для его установления. Драйв — это не реакция, не стимул, не психологическое состояние, а термин для выражения отношения между некоторыми предшествующими операциями экспериментатора и силой ответа организма в результате. ПОДКРЕПЛЕНИЯ в скиннеровском подходе представляют тавтологию. Позитивные подкрепления определяются как стимулы, которые, будучи представленными, усиливают реакции; негативные подкрепления — это стимулы, которые усиливают реакции, будучи устраненными.
ПОНЯТИЯ МЕДИАТОРНОГО ПОДХОДА. РАЗДЕЛЕНИЕ СТИМУЛОВ И РЕАКЦИЙ НА ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ. Схему S— R они заменяют S—r—s—R. Внутренние, имплицитные rи s выступают как медиаторы (посредники). ДРАЙВ — это некая сила внутри организма (но не потребность), которая, достигая оптимума, активизирует поведение в направлении подкрепления, импульс к действию. ПОДКРЕПЛЕНИЕ приводит к наблюдаемым изменениям во внешних реакциях. Понятия «стимул», «реакция» являются базовыми для данного направления в целом. Формы подкреплений могут варьировать от пищи и воды до элементов социального взаимодействия (одобрение словом). Важной парой категорий выступают КАТЕГОРИИ ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ (ОБОБЩЕНИЯ) И ДИСКРИМИНАЦИИ (РАЗЛИЧЕНИЯ). ПРИНЦИП ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ - это ТЕНДЕНЦИЯ РЕАКЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ НА ОДИН ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СТИМУЛ, АССОЦИИРОВАТЬСЯ С ДРУГИМ (ПОДОБНЫМ), но похожим стимулом. Это важное объяснительное понятие в теории научения: генерализация оказывается основой объяснения, в частности БЫСТРОГО ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ У РЕБЕНКА. ДИСКРИМИНАЦИЯ (ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ) - КОГДА ИНДИВИД НАУЧАЕТСЯ РАЗЛИЧАТЬ ПОДОБНЫЕ СТИМУЛЫ И ОТВЕЧАТЬ НА ОДИН, НО НЕ НА ДРУГОЙ ВСЛЕДСТВИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ. Дискриминация затрудняется, когда стимулы становятся слишком похожими. Обозначая круг социально-психологических теорий, разработанных в ключе необихевиористской ориентации, следует назвать теорию агрессивного поведения, теорию подражания, связанные в первую очередь с именами Н. Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры, теорию межличностного взаимодействия, представленную в работах Д. Тибо и Г. Келли, Д. Хоманса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|