Элементы продольного профиля
Продольным профилем дороги называется условное изображение разреза дороги вертикальной плоскостью, проходящей через ее ось. Продольный профиль показывает рельеф поверхности земли по оси дороги, положение линии бровки земляного полотна дороги относительно поверхности земли, грунтовой разрез по оси дороги и размещение искусственных сооружений. Вследствие того что продольный профиль является одним из основных документов, на основании которого осуществляется строительство дороги, его оформляют строго в соответствии с действующими требованиями (рис. 20). Для большей наглядности вертикальный масштаб профиля принимают большим, чем горизонтальный. Соотношение масштабов составляет 1:10. Для продольного профиля дороги, проходящей в равнинной и холмистой местности, принимают масштабы: горизонтальный— 1: 5000 (50 м в 1 см), вертикальный —1:500 (5 м в 1 см). На горных дорогах, где условия местности очень тяжелые, применяют более крупные масштабы: горизонтальный 1: 2000, вертикальный 1: 200. Чертеж продольного профиля по существу состоит из двух частей: сетки с двенадцатью горизонтальными графами, в которых приведены цифровые данные полевых и проектных работ, и верхней графической части, которая изображает вертикальный разрез дороги вдоль ее оси.
Растянуть на весь лист
Линию поверхности земли вычерчивают по отметкам (см. рис. 20, графу 9), полученным в результате инструментальных съемок при изысканиях. Эта линия характеризует рельеф местности по трассе дороги. Проектная линия характеризует продольный профиль пороги по бровке земляного полотна. Ее вычерчивают по вычисленным проектным отметкам (см. рис. 20, графу 8). Разность между проектной отметкой и отметкой поверхности земли на одном поперечнике называется рабочей отметкой-, она показывает высоту насыпи или глубину выемки.
При прохождении проектной линии выше линии поверхности земли земляное полотно возводят в насыпи, рабочие отметки подписывают над проектной линией. При прохождении ее ниже линии поверхности земли земляное полотно устраивают в выемке. При этом рабочие отметки подписывают под проектной линией. Точки перехода насыпи в выемку и наоборот, т. е. точки пересечения проектной линии с линией поверхности земли называются нулевыми точками. При проектировании проектной линии, в первую очередь, должны быть удовлетворены требования безопасности, удобства и экономичности движения автомобилей, при этом должны быть учтены топографические, грунтовые, гидрологические и другие природные условия местности. В трудных рельефных условиях выбор лучшего варианта проектной линии очень сложен в связи с ограничениями норм проектирования (продольные уклоны, радиусы вертикальных кривых и др.). Оптимальное решение может быть найдено с использованием электронно-вычислительных машин. На продольном профиле ниже линии поверхности земли на 2см и параллельно ей наносят грунтовый профиль трассы, на котором условными обозначениями изображают грунты. При составлении грунтового профиля принимают вертикальный масштаб 1: 50 (50 см в 1 см). Кроме того, в верхней части профиля показываются также основные размеры, материал и расположение искусственных сооружений, уровни воды в водотоках, положения и отметки реперов, съезды и переезды, элементы водоотвода, для чего также применяются типовые условные знаки. Для удобства проектирования проектной линии и в дальнейшем использовании продольного профиля для разбивочных работ в сетке продольного профиля внизу показывают развернутый план трассы. В графе 11 приводят номера пикетов и основные сведения о кривых. (Пикет-расстояние по трассе автомобильной дороги, равное 100 м.)
Лекция 10 Продольные уклоны В продольном профиле автомобильная дорога состоит из отдельных участков с подъемами или спусками и реже из горизонтальных участков. Крутизна подъема или спуска участка дороги характеризуется отношением разности отметок h между крайними точками к расстоянию между ними. Эта величина называется продольным уклоном (рис. 21). Продольный уклон i есть тангенс угла наклона проектной линии к горизонту: .ппппппппппп Практически измеряется не горизонтальное расстояние l, а длина наклонной линии L, поэтому фактически вычисляется не tgα, а sinα. Однако ошибка здесь очень незначительна, так как для малых углов (до 10°), с которыми в большинстве случаев приходится иметь дело, величины тангенса и синуса почти одинаковы. Величину уклона i выражают в промилле или в десятичных дробях с точностью до тысячных, на продольном профиле условные знаки %о не показывают. Для достижения наиболее высоких показателей работы автомобиля продольные уклоны должны быть возможно более пологими. Удовлетворение этого требования зависит от рельефа местности. В равнинной местности в большинстве случаев такое решение осуществимо без особого труда. В пересеченной местности создание пологого профиля связано с выполнением крупных земляных работ, увеличением извилистости трассы в плане и ее длины. Рекомендуемая величина продольного уклона не должна превышать 30 %о. В тех случаях, когда по условиям местности это требование выполнить не представляется возможным или выполнение его вызывает
Рис. 21 Схема для определения продольного уклона
существенное увеличение объемов и стоимости работ, продольные уклоны дороги, исходя из расчетных скоростей движения, назначают не более максимально допустимых (табл. 6).
Таблица 6 Наибольшие допустимые продольные уклоны
Для определения максимальных уклонов в продольном профиле и установления режима движения следует установить динамический фактор расчетного автомобиля. Динамическим фактором называют избыток силы тяги Ра над сопротивлением воздуха Rw, отнесенный к единице веса автомобиля G. С учетом сил сопротивления движению автомобиля, зависящих от дороги, величина динамического фактора может быть выражена , где f—коэффициент сопротивления качению автомобиля; i = 0,01-0,3 - продольный уклон дороги; f — сумма дорожных сопротивлений; j — сопротивление инерции. При D> происходит ускоренное движение, тогда j имеет знак «+»; при D< происходит замедленное движение, j имеет знак«-».
Величину D можно получить из динамической характеристики автомобиля (рис.22) или определять по формулам. Продольный уклон дороги i находят по формуле i = D — .ммммммм
Так как на дороге продольные уклоны изменяются, то условия движения автомобиля непостоянны. Изменяя передаточное число, с помощью коробки передач можно регулировать тяговую силу автомобиля Ра и динамический фактор D в соответствии с дорожными условиями и желаемой скоростью движения. Пользуясь графиком динамической характеристики автомобиля (см. рис. 22), можно при принятых расчетной скорости движения v и режиме движения определить значение D,а затем найти величину максимального продольного уклона. Участки больших подъемов и спусков наиболее трудны и опасны для движения, они вызывают значительное снижение пропускной способности дороги. Основным условием обеспечения безопасности на этих участках является выбор правильного соотношения длины и крутизны подъема, а также проведение комплекса дополнительных мероприятий. Для обеспечения рациональных режимов и безопасности движения предельную длину участков подъемов и спусков выбирают согласно данным, приведенным в табл. 7.
Таблица 7 Предельная длина подъемов и спусков
При затяжных уклонах, превышающих указанные нормы, в особо тяжелых условиях пересеченной и горной местности для улучшения условий движения на подъем и повышения безопасности движения на спуск рекомендуется устраивать смягчающие вставки. Максимальный продольный уклон вставки должен быть не более 20%о.
Лекция 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|