Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дорожные знаки, разметка проезжей части




Наиболее простыми, распространенными и достаточно эффек­тивными средствами организации движения являются дорожные знаки Правильное их применение во многих случаях исключает необходимость использования более сложных и дорогостоящих устройств. Разумное сочетание дорожных знаков с другими срав­нительно простыми техническими средствами, в частности размет­кой проезжей части, позволяет успешно решать вопросы органи­зации движения на самых сложных участках и лишь в местах наибольшего движения автомобилей требуется активное регули­рование движения, осуществляемое светофором или полицейским-регулировщиком.

Применяемые в Республике Казахстан дорожные знаки улучшены и дополне­ны в соответствии с Конвенцией о дорожных знаках и сигналах, принятой в Вене в 1968 г. и Европейским соглашением, уточняю­щим и дополняющим эту Конвенцию, открытую для подписания в феврале 1971 г. в Женеве.

«Правила дорожного движения Республики Казахстан»,введены 1.01.1998г, включает 250 дорожных знаков и дополни­тельных табличек к ним. Дорожные знаки разделяются на семь групп: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса и знаки дополнительной информации (таблички).

Предупреждающие знаки в форме треугольника с красным окаймлением информируют водителя о характере предстоящей опасности и необходимости принять меры, соответствующие об­становке. В группе предупреждающих знаков символами конкре­тизируется характер дорожной обстановки.

Знаки приоритета устанавливают право преимущественного проезда в конкретных дорожных ситуациях.

Запрещающие знаки имеют форму круга с красным окаймле­нием

Предписывающие знаки разрешают движение только в определенных направлениях с оп­ределенной скоростью и определенным участникам движения.

Информационно-указательные знаки имеющие форму прямоугольника, сообщают об особенностях дорожной обстановки или информируют о рас­положении на пути следования обозначенных на этих знаках объектов.

Знаки сервиса имеют прямоугольную форму. Они информиуют водителя о расположении мест отдыха,автозаправок,СТО и т.д.

Знаками дополнительной информации служат различно­го рода таблички, поясняющие, уточняющие или усиливающие действие огсновных знаков.

На загородных дорогах, где освещение знаков электрически­ми лампами затруднительно, допускается освещение их светом фар автомобилей. С этой целью знаки оборудуются отражательными устройствами — катафотами.

На загородных дорогах предупреждающие знаки устанавли­вают за 150—300 м от опасного места. Знаки, предупреждающие о близости железнодорожных переездов и пересечении с глав­ной дорогой, дублируют на расстоянии 50—100 м до опасного участка.

Знаки приоритета устанавливаются перед объектами: пересечениями дорог(улиц), «узкими местами». Знак 2.1 «Главная дорога» может дублироваться на протяжении самой дороги.

Запрещающие знаки располагают непосредственно перед участками улиц и дорог, на которых вводятся ограничения. Зона их действия распространяется:

-при расположении перед искусственным сооружением (мост, путепровод, эстакада, тоннель и т. п.) — на это сооружение;

-при расположении за перекрестком, т. е. в начале или глубине квартала (перегона): в городах и других населенных пунктах— до площади или перекрестка с круговым движением на нем, раз­ветвления улицы или дороги (развилки), границы населенного пункта; на дорогах вне населенного пункта — до ближайшего на­селенного пункта;

-при расположении перед перекрестком, т. е. в конце квартала (перегона), повсеместно на пересекающую улицу (дорогу) в пре­делах, указанных выше.

Предписывающие знаки устанавливают ограничения в дви­жении. При расположении перед перекрестком их действие рас­пространяется на перекресток, при расположении перед пло­щадью — до ближайшего пересечения на этой площади.

Знак «Движение только прямо» может быть расположен за перекрестком (на перегоне), в этом случае зона его действия — до ближайшего перекрестка (возможно и трехстороннего).

Знак «Велосипедная дорожка» запрещает движение других видов транспорта.

Информационно-указательные знаки информируют водителей об особенностях окружающей обстановки. Знаки, указывающие места поворотов и стоянки, располагают непосредственно перед местами, на ко­торые распространяются их указания.

Знаки дополнительной информации (таблички) помещают непосредственно под теми знаками, к которым они относятся, а на прямоугольных знаках иногда наносят непосредственно на знаке в нижней час­ти. Дополнительные указатели служат для усиления знаков.

Дорожные указатели служат для ориентировки водителей и пассажиров в пути и поясняют условия обслуживания на дороге. Дорожные указатели разделены на шесть групп: указатели наи­менований, указатели расстояний, указатели направлений, пред­варительные указатели направлений, маршрутные марки, километровые указатели. Дорожные указатели имеют форму пря­моугольника или щита голубого цвета: надписи, цифры, изобра­жения и кайма — белые.

Указатели наименований устанавливают под углом 85—90° к оси дороги справа по ходу движения не далее 100 м от ближай­ших домов населенного пункта. У больших городов этот знак устанавливается у городской черты. У рек с мостами длиной бо­лее 50 м устанавливается знак с наименованием реки на расстоя­нии 15 м до въезда на мост. Указатели наименований выставля­ются также у других мест, представляющих интерес для проез­жающих.

Указатель расстояний имеет надпись с названием населенного пункта и расстояния до него. Указатели расстояний до заправоч­ных и автомобильных станций выставляют за 50, 20 и 2 км, до площадок и мест отдыха — за 5 и 2 км.

Указатели направлений устанавливают за 200—400 м до пе­ресечения дорог с интенсивным движением. На щитке указателя направления наносится схематический план пересечения дорог. Непосредственно на перекрестках выставляют указатели с наи­менованием населенных пунктов и расстояний до них.

Маршрутная марка указывает номер маршрута. Маршрутные марки располагают на столбе совмещено с другим знаком. Их повторяют через каждые 25—30 км, а также после пересечения с дорогами не ниже районного значения. На дорогах союзного значения часто устанавливают плакаты и рекламы, которые ис­полнены на съемных металлических щитах размером 2X3 м.

Километровый указатель указывает расстояние в километрах от начала (конца) дороги (маршрута). Его устанавливают в конце каждого километра дороги (маршрута).

На магистральных дорогах при выезде из областных и крае­вых центров должны устанавливаться маршрутные схемы. Мар­шрутная схема представляет собой щит, на котором изображен схематический план дороги или сети дорог с указанием важней­ших населенных пунктов и ответвлений.

Знаки устанавливают (рис. 63) в соответствии с «Правилами установки дорожных знаков на автомобильных дорогах» (ВСН 28-76. Минавтодор РСФСР).

Как правило, знаки располагают на обочинах на расстоянии не менее 0,5 м от бровки. На снегозаносимых участках знаки устанавливают на присыпных бермах, примыкающих к обочинам. В выемках знаки ставят на уровне обочины, но за внешней бров­кой лотка или боковой канавой. Высота установки знаков — 150—200 см.

С целью лучшей организации движения и повышения безо­пасности движения применяется разметка улиц и дорог.

Разметкой следует считать линии, надписи и другие обозна­чения на проезжей части, бордюрах, элементах дорожных соору­жений и обстановке дорог, устанавливающие порядок дорожного движения, показывающие габариты дорожных сооружений или указывающие направление дороги, выполненные в соответствии с действующим стандартом «Разметка дорожная» ГОСТ 13508-74. Разметка делится на две группы: горизонтальную и верти­кальную. Каждому виду разметки присвоен номер, состоящий из цифр. Первое число — номер группы, к которой принадлежит разметка (1—горизонтальная, 2 — вертикальная); второе — порядковый номер разметки в группе; третье—разновидность разметки.

В горизонтальную разметку входит продольная, поперечная и другие виды разметки (островки, надписи, обозначающие наз­вание населенных пунктов, маршрутов следования, светоотража­ющие элементы и т. п.). В вертикальную разметку входят линии, наносимые на элементы дорожных сооружений, обстановки до­рог и бордюры, а также светоотражающие элементы.

Горизонтальная разметка используется для нанесения обоз­начений на проезжей части и имеет белый цвет. Линии, обоз­начающие места, где запрещена и разрешена остановка транспортных средств, имеют желтый цвет. Линии разметки пред­назначены для разделения транспортных потоков противополож­ных направлений на дорогах, имеющих ширину проезжей части 6 м и более, при интенсивности движения более 1000 авт/сут; прерывистые линии (обозначение 1.5) —на двух и трех полосных дорогах; сплошные линии (обозначение 1.1) —на дорогах, име­ющих две или три полосы для движения в обоих направлениях, перед железнодорожными переездами, в местах сужения проез­жей части, на участках, где фактическая видимость меньше минимального расстояния видимости, обеспечивающего безопас­ность движения, а при необходимости — перед перекрестками и в других опасных местах. Граница проезжей части со стороны обочины обозначается краевой линией 1.1, которая наносится на расстоянии не более 0,2 м от края проезжей части.

 

Рис. 63. Схемы установки дорожных знаков: а — на берме, присыпанной к обочине; б — на откосах насыпи; в — на полосе отвода, за боковой канавой; г — над обочиной; д — на обочине (на горных дорогах в стесненных условиях); е-з — на разделительной полосе

Таблица 20

Критерии необходимости нанесения осевой линии разметки

Количество легковых автомобилей и транспортном потоке, % Интенсивность движения в двух направлениях авт/ч, при которой необходимо нанесение осевой разметки  
С помощью прерывистой линии 1.5. с помощью сплошной линии 1.1.
0—20 100—1100 1100—1800
20-50 50—900 900-1700
>50 0—700 700- 1500

Примечание Если интенсивность движения превышает величины, указанные в таблице, необходимо увеличение полос движения.

 

Целесообразность разделения транспортных потоков проти­воположных направлений с помощью сплошной или прерывистой линии определяется исходя из режима движения автомобиля, который, в свою очередь, зависит от интенсивности и состава транспортного потока, а также ширины проезжей части (табл. 20).

Табл. 20 применима при ширине проезжей части 7,5 м. При другой ширине проезжей части учитывается коэффициент приве­дения.

На многополосных дорогах разделение встречных потоков осуществляется с помощью разделительной полосы. В случае, когда такая полоса отсутствует, разделение встречных потоков осуществляется с помощью двойной сплошной линии. Обозначе­ние края проезжей части производится как со стороны обочин, так и со стороны разделительной полосы. Полосы движения обоз­начаются прерывистой линией.

Разметка автомобильных дорог на участках горизонтальных кривых малого радиуса (рис. 64) зависит от геометрических па­раметров дороги (радиус кривой, угол поворота трассы, рассто­яние видимости, ширина проезжей части, наличие уширения про­езжей части, уклон виража), а также от характеристик потока (интенсивность, состав, скорость).

Величина уширения проезжей части в пределах кривой В наз­начается в зависимости от радиуса кривой. Отношение ширины внутренней полосы проезжей части b₁к ширине внешней полосы на кривых в плане определяется в зависимости от ра­диуса по внутренней кромке проезжей части. Краевая разметка начинается на расстоянии до начала зоны запрещения маневра и заканчивается на расстоянии l 2 за концом этой зоны. Величи­ны и l 2 зависят от длины зон запрещения маневров на кривых.

При наличии ограничен­ной видимости применима схема разметки, показанная на рис. 65.

 

При разметке ав­томобильных дорог на уча­стках выпуклых кривых, по­мимо разделения транспор­тных потоков встречных нап­равлений, обозначения полос движения и края проезжей части, необходимо запретить обгоны в зонах с фактичес­кой видимостью менее рас­четного расстояния видимос­ти S встречного автомобиля (рис. 66).

Рис. 65. Схема разметки горизонтальной, кривой на двух полосной дороге с огра­ниченной видимостью: S-расстояние видимости; Z-зона с видимостью менее допустимой

Разметка двухполосных дорог на участках подъемов зависит от длины подъема и наличия дополнительной полосы для грузо­вого движения в сторону подъема (рис. 67), которая предусматривается на дорогах II категории, а при интенсивности движения более 2000 авт/сут также и на дорогах III категории с продоль­ными уклонами более30%о при длине участка свыше 1 км и с уклонами более 40%о при длине участка 0,5—1 км.

Если такая дополнительная полоса отсутствует, то разметка на участке подъема должна обеспечивать возможность обгона тихоходных транспортных средств, движущихся в направлении подъема и запрещать обгоны в направлении спуска. Для этого на всем протяжении подъема, включая участки вертикальных кривых, наносится барьерная линия 1.11, которая сплошной ли­нией обращена к полосе движения в направлении спуска, а пунк­тирной — к полосе движения в направлении подъема.

Разметка трехполосной дороги на подъеме зависит от длины подъема, разметки дороги на прилегающих горизонталь­ных участках, которая, в свою очередь, осуществля­ется в соответствии с режи­мами движения автомоби­лей.

К элементам поперечной разметки относят нанесение стоп - линии, обозначающей место обязательной останов­ки при наличии перед перек­рестком дорожного знака «Проезд без остановки за­прещен». При наличии зна­ка пересечения с главной дорогой наносят поперечную линию.

Разметка типа «зебра» (широкие линии, параллельные оси проезжей части) устраивается в сочетании со знаком «Пешеход­ный переход» или самостоятельно при интенсивности движения(2000 и более транспортных средств в сутки), а также в других случаях, когда этого требуют условия.

Выбор схемы разметки для конкретных дорожных условий устанавливается в соответствии с «Указаниями по разметке ав­томобильных дорог».

 

Рис. 67. Разметка проезжей части при наличии дополнительной полосы на подъеме: L ₁ — протяжение полосы за пределом подъема

Лекция 28

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...