Дорожные знаки, разметка проезжей части
Наиболее простыми, распространенными и достаточно эффективными средствами организации движения являются дорожные знаки Правильное их применение во многих случаях исключает необходимость использования более сложных и дорогостоящих устройств. Разумное сочетание дорожных знаков с другими сравнительно простыми техническими средствами, в частности разметкой проезжей части, позволяет успешно решать вопросы организации движения на самых сложных участках и лишь в местах наибольшего движения автомобилей требуется активное регулирование движения, осуществляемое светофором или полицейским-регулировщиком. Применяемые в Республике Казахстан дорожные знаки улучшены и дополнены в соответствии с Конвенцией о дорожных знаках и сигналах, принятой в Вене в 1968 г. и Европейским соглашением, уточняющим и дополняющим эту Конвенцию, открытую для подписания в феврале 1971 г. в Женеве. «Правила дорожного движения Республики Казахстан»,введены 1.01.1998г, включает 250 дорожных знаков и дополнительных табличек к ним. Дорожные знаки разделяются на семь групп: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса и знаки дополнительной информации (таблички). Предупреждающие знаки в форме треугольника с красным окаймлением информируют водителя о характере предстоящей опасности и необходимости принять меры, соответствующие обстановке. В группе предупреждающих знаков символами конкретизируется характер дорожной обстановки. Знаки приоритета устанавливают право преимущественного проезда в конкретных дорожных ситуациях. Запрещающие знаки имеют форму круга с красным окаймлением
Предписывающие знаки разрешают движение только в определенных направлениях с определенной скоростью и определенным участникам движения. Информационно-указательные знаки имеющие форму прямоугольника, сообщают об особенностях дорожной обстановки или информируют о расположении на пути следования обозначенных на этих знаках объектов. Знаки сервиса имеют прямоугольную форму. Они информиуют водителя о расположении мест отдыха,автозаправок,СТО и т.д. Знаками дополнительной информации служат различного рода таблички, поясняющие, уточняющие или усиливающие действие огсновных знаков. На загородных дорогах, где освещение знаков электрическими лампами затруднительно, допускается освещение их светом фар автомобилей. С этой целью знаки оборудуются отражательными устройствами — катафотами. На загородных дорогах предупреждающие знаки устанавливают за 150—300 м от опасного места. Знаки, предупреждающие о близости железнодорожных переездов и пересечении с главной дорогой, дублируют на расстоянии 50—100 м до опасного участка. Знаки приоритета устанавливаются перед объектами: пересечениями дорог(улиц), «узкими местами». Знак 2.1 «Главная дорога» может дублироваться на протяжении самой дороги. Запрещающие знаки располагают непосредственно перед участками улиц и дорог, на которых вводятся ограничения. Зона их действия распространяется: -при расположении перед искусственным сооружением (мост, путепровод, эстакада, тоннель и т. п.) — на это сооружение; -при расположении за перекрестком, т. е. в начале или глубине квартала (перегона): в городах и других населенных пунктах— до площади или перекрестка с круговым движением на нем, разветвления улицы или дороги (развилки), границы населенного пункта; на дорогах вне населенного пункта — до ближайшего населенного пункта; -при расположении перед перекрестком, т. е. в конце квартала (перегона), повсеместно на пересекающую улицу (дорогу) в пределах, указанных выше.
Предписывающие знаки устанавливают ограничения в движении. При расположении перед перекрестком их действие распространяется на перекресток, при расположении перед площадью — до ближайшего пересечения на этой площади. Знак «Движение только прямо» может быть расположен за перекрестком (на перегоне), в этом случае зона его действия — до ближайшего перекрестка (возможно и трехстороннего). Знак «Велосипедная дорожка» запрещает движение других видов транспорта. Информационно-указательные знаки информируют водителей об особенностях окружающей обстановки. Знаки, указывающие места поворотов и стоянки, располагают непосредственно перед местами, на которые распространяются их указания. Знаки дополнительной информации (таблички) помещают непосредственно под теми знаками, к которым они относятся, а на прямоугольных знаках иногда наносят непосредственно на знаке в нижней части. Дополнительные указатели служат для усиления знаков. Дорожные указатели служат для ориентировки водителей и пассажиров в пути и поясняют условия обслуживания на дороге. Дорожные указатели разделены на шесть групп: указатели наименований, указатели расстояний, указатели направлений, предварительные указатели направлений, маршрутные марки, километровые указатели. Дорожные указатели имеют форму прямоугольника или щита голубого цвета: надписи, цифры, изображения и кайма — белые. Указатели наименований устанавливают под углом 85—90° к оси дороги справа по ходу движения не далее 100 м от ближайших домов населенного пункта. У больших городов этот знак устанавливается у городской черты. У рек с мостами длиной более 50 м устанавливается знак с наименованием реки на расстоянии 15 м до въезда на мост. Указатели наименований выставляются также у других мест, представляющих интерес для проезжающих. Указатель расстояний имеет надпись с названием населенного пункта и расстояния до него. Указатели расстояний до заправочных и автомобильных станций выставляют за 50, 20 и 2 км, до площадок и мест отдыха — за 5 и 2 км. Указатели направлений устанавливают за 200—400 м до пересечения дорог с интенсивным движением. На щитке указателя направления наносится схематический план пересечения дорог. Непосредственно на перекрестках выставляют указатели с наименованием населенных пунктов и расстояний до них.
Маршрутная марка указывает номер маршрута. Маршрутные марки располагают на столбе совмещено с другим знаком. Их повторяют через каждые 25—30 км, а также после пересечения с дорогами не ниже районного значения. На дорогах союзного значения часто устанавливают плакаты и рекламы, которые исполнены на съемных металлических щитах размером 2X3 м. Километровый указатель указывает расстояние в километрах от начала (конца) дороги (маршрута). Его устанавливают в конце каждого километра дороги (маршрута). На магистральных дорогах при выезде из областных и краевых центров должны устанавливаться маршрутные схемы. Маршрутная схема представляет собой щит, на котором изображен схематический план дороги или сети дорог с указанием важнейших населенных пунктов и ответвлений. Знаки устанавливают (рис. 63) в соответствии с «Правилами установки дорожных знаков на автомобильных дорогах» (ВСН 28-76. Минавтодор РСФСР). Как правило, знаки располагают на обочинах на расстоянии не менее 0,5 м от бровки. На снегозаносимых участках знаки устанавливают на присыпных бермах, примыкающих к обочинам. В выемках знаки ставят на уровне обочины, но за внешней бровкой лотка или боковой канавой. Высота установки знаков — 150—200 см. С целью лучшей организации движения и повышения безопасности движения применяется разметка улиц и дорог. Разметкой следует считать линии, надписи и другие обозначения на проезжей части, бордюрах, элементах дорожных сооружений и обстановке дорог, устанавливающие порядок дорожного движения, показывающие габариты дорожных сооружений или указывающие направление дороги, выполненные в соответствии с действующим стандартом «Разметка дорожная» ГОСТ 13508-74. Разметка делится на две группы: горизонтальную и вертикальную. Каждому виду разметки присвоен номер, состоящий из цифр. Первое число — номер группы, к которой принадлежит разметка (1—горизонтальная, 2 — вертикальная); второе — порядковый номер разметки в группе; третье—разновидность разметки.
В горизонтальную разметку входит продольная, поперечная и другие виды разметки (островки, надписи, обозначающие название населенных пунктов, маршрутов следования, светоотражающие элементы и т. п.). В вертикальную разметку входят линии, наносимые на элементы дорожных сооружений, обстановки дорог и бордюры, а также светоотражающие элементы. Горизонтальная разметка используется для нанесения обозначений на проезжей части и имеет белый цвет. Линии, обозначающие места, где запрещена и разрешена остановка транспортных средств, имеют желтый цвет. Линии разметки предназначены для разделения транспортных потоков противоположных направлений на дорогах, имеющих ширину проезжей части 6 м и более, при интенсивности движения более 1000 авт/сут; прерывистые линии (обозначение 1.5) —на двух и трех полосных дорогах; сплошные линии (обозначение 1.1) —на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях, перед железнодорожными переездами, в местах сужения проезжей части, на участках, где фактическая видимость меньше минимального расстояния видимости, обеспечивающего безопасность движения, а при необходимости — перед перекрестками и в других опасных местах. Граница проезжей части со стороны обочины обозначается краевой линией 1.1, которая наносится на расстоянии не более 0,2 м от края проезжей части.
Таблица 20 Критерии необходимости нанесения осевой линии разметки
Примечание Если интенсивность движения превышает величины, указанные в таблице, необходимо увеличение полос движения.
Целесообразность разделения транспортных потоков противоположных направлений с помощью сплошной или прерывистой линии определяется исходя из режима движения автомобиля, который, в свою очередь, зависит от интенсивности и состава транспортного потока, а также ширины проезжей части (табл. 20).
Табл. 20 применима при ширине проезжей части 7,5 м. При другой ширине проезжей части учитывается коэффициент приведения. На многополосных дорогах разделение встречных потоков осуществляется с помощью разделительной полосы. В случае, когда такая полоса отсутствует, разделение встречных потоков осуществляется с помощью двойной сплошной линии. Обозначение края проезжей части производится как со стороны обочин, так и со стороны разделительной полосы. Полосы движения обозначаются прерывистой линией. Разметка автомобильных дорог на участках горизонтальных кривых малого радиуса (рис. 64) зависит от геометрических параметров дороги (радиус кривой, угол поворота трассы, расстояние видимости, ширина проезжей части, наличие уширения проезжей части, уклон виража), а также от характеристик потока (интенсивность, состав, скорость). Величина уширения проезжей части в пределах кривой В назначается в зависимости от радиуса кривой. Отношение ширины внутренней полосы проезжей части b₁к ширине внешней полосы на кривых в плане определяется в зависимости от радиуса по внутренней кромке проезжей части. Краевая разметка начинается на расстоянии до начала зоны запрещения маневра и заканчивается на расстоянии l 2 за концом этой зоны. Величины и l 2 зависят от длины зон запрещения маневров на кривых. При наличии ограниченной видимости применима схема разметки, показанная на рис. 65.
При разметке автомобильных дорог на участках выпуклых кривых, помимо разделения транспортных потоков встречных направлений, обозначения полос движения и края проезжей части, необходимо запретить обгоны в зонах с фактической видимостью менее расчетного расстояния видимости S встречного автомобиля (рис. 66).
Разметка двухполосных дорог на участках подъемов зависит от длины подъема и наличия дополнительной полосы для грузового движения в сторону подъема (рис. 67), которая предусматривается на дорогах II категории, а при интенсивности движения более 2000 авт/сут также и на дорогах III категории с продольными уклонами более30%о при длине участка свыше 1 км и с уклонами более 40%о при длине участка 0,5—1 км. Если такая дополнительная полоса отсутствует, то разметка на участке подъема должна обеспечивать возможность обгона тихоходных транспортных средств, движущихся в направлении подъема и запрещать обгоны в направлении спуска. Для этого на всем протяжении подъема, включая участки вертикальных кривых, наносится барьерная линия 1.11, которая сплошной линией обращена к полосе движения в направлении спуска, а пунктирной — к полосе движения в направлении подъема. Разметка трехполосной дороги на подъеме зависит от длины подъема, разметки дороги на прилегающих горизонтальных участках, которая, в свою очередь, осуществляется в соответствии с режимами движения автомобилей. К элементам поперечной разметки относят нанесение стоп - линии, обозначающей место обязательной остановки при наличии перед перекрестком дорожного знака «Проезд без остановки запрещен». При наличии знака пересечения с главной дорогой наносят поперечную линию. Разметка типа «зебра» (широкие линии, параллельные оси проезжей части) устраивается в сочетании со знаком «Пешеходный переход» или самостоятельно при интенсивности движения(2000 и более транспортных средств в сутки), а также в других случаях, когда этого требуют условия. Выбор схемы разметки для конкретных дорожных условий устанавливается в соответствии с «Указаниями по разметке автомобильных дорог».
Лекция 28
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|