Глава 3. Права и обязанности супругов
Стр 1 из 10Следующая ⇒ РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
УЧЕБНИК
Под редакцией Доктора юридических наук, профессора, Заслуженного юриста Российской Федерации Р.А. КУРБАНОВА
Глава 1. История семейного права § 1. Семейное право России до Петра I § 2. Семейное право России периода империи § 3. Семейное право советского периода с 1917 по 1926 гг. § 4. Семейное право России с 1926 по 1969 гг. § 5. Семейное право России 1969 - 1995 гг. § 6. Семейное право в период 1996 - 2014 гг.
Глава 2. Брак § 1. Понятие и юридические признаки брака § 2. Условия заключения брака § 3. Порядок заключения брака § 4. Прекращение брака § 5. Признание брака недействительным Контрольные вопросы
Глава 3. Права и обязанности супругов § 1. Общая характеристика личных неимущественных прав и обязанностей супругов § 2. Общая характеристика имущественных отношений супругов § 3. Законный режим имущества супругов § 4. Раздел общего имущества супругов § 5. Договорный режим имущества супругов § 6. Ответственность супругов по обязательствам. Обращение взыскания на имущество супругов
Глава 4. Правоотношения родителей и детей § 1. Установление происхождения детей § 2. Судебный порядок установления отцовства § 3. Запись родителей ребенка в книге записей рождений и оспаривание отцовства (материнства)
Глава 5. Права несовершеннолетних детей § 1. Личные права несовершеннолетних детей
Глава 6. Права и обязанности родителей § 1. Общая характеристика прав и обязанностей родителей § 2. Осуществление родительских прав несовершеннолетними и недееспособными родителями
Глава 7. Лишение и ограничение родительских прав § 1. Лишение родительских прав § 2. Последствия лишения родительских прав § 3. Ограничение родительских прав
Глава 8. Алиментные обязательства § 1. Общие положения об алиментных обязательствах § 2. Алиментные обязательства родителей в отношении несовершеннолетних детей 2.1. Алиментные обязательства родителей в отношении нетрудоспособных совершеннолетних детей 2.2. Алиментные обязанности совершеннолетних детей по содержанию своих родителей § 3. Алиментные обязанности супругов (бывших супругов) § 4. Алиментные обязательства других членов семьи 4.1. Алиментные обязательства братьев и сестер по содержанию братьев и сестер 4.2. Алиментные обязательства дедушки и бабушки по содержанию внуков 4.3. Обязанность внуков по содержанию дедушки и бабушки 4.4. Обязанность воспитанников по содержанию своих фактических воспитателей 4.5. Обязанность пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи 4.6. Соглашение об уплате алиментов 4.7. Взыскание алиментов 4.8. Отказ в возбуждении исполнительного производства 4.9. Совершение исполнительных действий 4.10. Имущество, на которое может быть обращено взыскание 4.11. Порядок и размеры удержания денежных средств 4.12. Задолженность по алиментам 4.13. Ответственность за уклонение от уплаты алиментов 4.14. Прекращение взыскания алиментов
Глава 9. Формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без родительского попечения § 1. Усыновление (удочерение) 1.1. Дети, передаваемые на усыновление (удочерение) 1.2. Требования, которым должно отвечать лицо, желающее усыновить ребенка 1.3. Тайна усыновления 1.4. Контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации § 2. Опека (попечительство) над несовершеннолетними 2.1. Основания установления опеки 2.2. Формы и виды опеки (попечительства) над несовершеннолетними
2.3. Требования, предъявляемые к личности опекуна (попечителя) 2.4. Предварительные опека и попечительство 2.5. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей 2.6. Последствия прекращения опеки и попечительства § 3. Приемная семья § 4. Патронат, патронатная семья 4.1. Договор о патронатном воспитании 4.2. Права и обязанности патронатных воспитателей 4.3. Срок договора о патронатном воспитании 4.4. Расторжение договора о патронатном воспитании 4.5. Иные виды патроната
Глава 10. Семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства § 1. Правовое регулирование брачно-семейных отношений с иностранным элементом § 2. Заключение брака с иностранным гражданином и лицом без гражданства § 3. Недействительность брака, заключенного на территории Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации § 4. Расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства § 5. Правоотношения между супругами § 6. Правоотношения между родителями и детьми § 7. Права и обязанности родителей и детей § 8. Усыновление (удочерение) ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства
Глава 1. ИСТОРИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА
§ 1. Семейное право России до Петра I
Студент должен Знать: - историю возникновения семейного права; - понятие семейного права, источники семейного права до Петра I; - порядок заключения брака; - расторжение брака; - оформление наследства. Уметь: - правильно изложить теоретические вопросы по возникновению, развитию семейного права до Петра I; - определять источники каждого периода. Владеть: - терминологией семейного права; - навыками работы с Семейным кодексом; - анализом семейного законодательства.
Регулирование семейных правоотношений до IX века, то есть до принятия христианства, осуществлялось на территории России по-разному. Точных сведений о создании семьи в России не имеется. Летописи говорят, что у полян сложилась моногамная семья, у других славянских племен: радимичей, вятичей - действовала полигамия. На семейные правоотношения распространялось обычное право. Имеющиеся источники указывают на разные варианты заключения брака.
Самым распространенным методом в тот период был метод похищения невесты. Однако позднее похищение уже осуществлялось с ее согласия. И прежде чем похитить невесту, жених должен был договориться о краже с самой же невестой. Также имеются сведения о том, что невеста покупалась у ее родителей (что до сих пор имеет место в мусульманских странах). И лишь после дачи выкупа невесту приводили в дом жениха. Такой же способ заключения брака действовал и у полян. Однако согласия невесты никогда не спрашивали. А ее несогласие не имело существенного значения. Хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой. Брак заключался по соглашению между родственниками невесты и женихом. Процесс бракосочетания сопровождался специальным обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху и она снимала с него обувь. На другой день после свадьбы ее родственники приносили приданое <1>. -------------------------------- <1> См.: Неволин К. История российских гражданских законов. СПб., 1851. Т. 1. С. 456.
Взаимоотношения между супругами строились в зависимости от того, в какой форме супруги заключили брак. В случае если невеста была похищена, она становилась собственностью супруга и о каких-либо супружеских отношениях нельзя было и думать. Если же брак был заключен между женихом и родственниками невесты, а особенно тогда, когда жениху приносили приданое, то при заключении такого брака возникали отношения личного характера, а именно - жена приобретала личные права. Но следует отметить, что и при этом виде брака муж имел больше прав, чем жена, он распоряжался ее свободой. Например, в летописи Нестора имеются относящиеся к 1022 г. сведения о том, что князь Мстислав и Касожский Редедя, вступая в единоборство, условились, что тому, кто победит другого, достанутся имения, казна, жена и дети побежденного. Что касается развода, то он в тот период времени осуществлялся по желанию супругов. С приходом на территорию Руси христианства брачно-семейные правоотношения регулировались с учетом требований церковных канонов. Жена приобретает личные права, а заключение брака в церкви превращается в таинство, то есть союз между мужчиной и женщиной закрепляется на небесах, а поэтому супруги должны общаться между собой честно во благо любви и закона Божьего. Брачно-семейные правоотношения возникали, изменялись и прекращались на основании Номоканона, то есть собрания византийского семейного права. Номоканон представлял собой совокупность правил византийских императоров и включал в себя религиозные и светские правила. В переводе с византийского на русский язык Номоканон есть Кормчая книга.
Обычное право, регулирующее семейные правоотношения до принятия христианства населением Руси, стало постепенно вытесняться правилами Номоканона, то есть византийским семейным законодательством, которое предусматривало заключение брака путем венчания в церкви (что соблюдается на территории Российской Федерации и в современный период времени). Однако церковное венчание предусматривалось только для лиц высшего класса, основная масса населения заключала брак по правилам обычного права, включая в них языческие традиции и обычаи. Кормчая книга содержала правила, предусматривающие порядок заключения брака. До венчания в церкви необходимо было родителям жениха и невесты заключить в устной форме соглашение о приданом, то есть родители должны были договориться о времени заключения брака, о размере или виде приданого. Весь этот процесс в соответствии с Кормчей книгой именовался обручением и оформлялся актом обручения. В акте должна была содержаться запись о том, что если одна из сторон нарушит условленные требования и откажется вступить в брак, то она должна уплачивать неустойку. Родители, совершив обручение, получали от священника венечную запись. В ней указывался священник, выдавший эту запись. Во время венчания стороны должны были представить венечную запись, которую давал священник. Обручение приравнивалось к браку, то есть невеста не могла после обручения с кем-либо встречаться и нарушать верность. Кормчая книга также предусматривала возраст лиц, вступающих в брак. Жених мог вступить в брак в 15 лет, а невеста - в 13 лет, хотя правила не предусматривали предельный возраст вступления в брак, но священник не мог и не вправе был фиксировать брак престарелых лиц, так как Кормчая книга указывала на то, что между женихом и невестой не должно быть "великой разницы в летах". Брак не заключался в случае, если жених и невеста являлись близкими родственниками, находились в духовном родстве (крестный или крестная, крестник или крестница), а также в случае, если ранее заключенный брак не был расторгнут.
Церковные правила содержали требования о том, что лица, вступающие в брак, должны были иметь обоюдное на это согласие, хотя на практике в те годы права невесты были ущемлены, ее согласие не имело значения. В Своде канонического права 1551 года содержатся слова Григория Великого: "Первый брак - закон, второй брак - прощение, третий брак - законопреступление, четвертый брак - нечестие, свинское есть житие" <1>. -------------------------------- <1> Латкин В.Н. Лекции по внешней истории русского права. СПб., 1890. С. 84.
Священник, обозначенный в венечной записи, должен был произвести процесс венчания с участием не менее двух свидетелей. Церковные правила предусматривали и порядок расторжения брака. Русская православная церковь в основном предусматривала те же правила развода, что и византийская церковь. Основанием для развода являлось прелюбодеяние, что закреплено в священной книге - Евангелии. По византийским законам за прелюбодеяние жены муж обязан был расторгнуть брак. В России такое правило действовало только в отношении священнослужителей, то есть они обязаны были с такой женой развестись, а к остальному населению обязанность расторжения брака не относилась. Также по византийским законам муж, имея связь с замужней женщиной, не считался совершившим прелюбодеяние, так как в тот период времени муж не нес ответственность перед женой за такое деяние, но оно рассматривалось как преступление перед другим мужчиной - мужем любовницы <1>. -------------------------------- <1> См.: Загоровский И.А. Курс семейного права. Одесса, 1909. С. 131 - 132.
Основанием для развода в тот период времени являлись такие обстоятельства, как безвестное отсутствие одного из супругов, принятие супругом монашества, неизлечимая болезнь, бесплодие жены. Мужчины, независимо от наличия правил, могли в тот период времени в целях расторжения брака произвести пострижение и отправку своих жен в монастырь. Таким образом поступил и сам Петр I со своей женой Евдокией <1>. -------------------------------- <1> См.: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1992. Кн. 3.6. С. 561.
Расторжение брака в тот период времени возможно было и по обоюдному согласию супругов: "Как мы по своей воле сошлись, так по доброй воле разошлись" <1>. Это означает, что заключение и расторжение брака в тот период времени возможно было по соглашению лиц, вступающих в брак. -------------------------------- <1> Загоровский И.А. Указ. соч. С. 138.
Женщины, вступившие в брак, до московского периода имели в некоторой степени свободу, и лишь после разделения общества на слои женщина из верхних слоев общества могла общаться только с близкими родственниками. Также в тот период времени за убийство жены муж подвергался легкому наказанию, а за убийство женой мужа жена закапывалась в землю живой. Муж мог также заложить жену и предоставить залогодержателю право пользоваться ею <1>. -------------------------------- <1> Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1910. Т. 2. С. 713.
Л.И. Петражицкий указывал, что семья в тот период времени представляла маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью. Она являлась социальной организацией, "внутри которой действуют... начала социально организационного строя, как и в государстве" <1>. -------------------------------- <1> Петражицкий Л.И. Указ. соч. С. 716.
Семейное право в тот период времени что в России, что в Западной Европе имело сходные отношения, однако семейный уклад России отличался от семейного уклада Западной Европы. В Западной Европе эволюция правосознания была связана с явлением почитания обществом (особенно высшего сословия) Мадонны, а поэтому унижение женщины или ее убийство считались не совместимыми с рыцарской честью. В России же правосознание общества было на низкой ступени развития, а поэтому убийство жены, всякое ее унижение имели место в реальной жизни. Что касается имущественного положения женщины в России, то и оно имеет отличительные признаки по отношению к имущественному положению женщины в Западной Европе. В России женщины обладали самостоятельностью и могли иметь в собственности имущество. При обручении в сговорную запись супруги имели возможность включать условия о правах и обязанностях на имущество каждого из них как во время брака, так и после его расторжения. Нельзя не согласиться с К. Неволиным, что еще в тот период времени супруги могли регулировать свои супружеские права <1>. Это возможно и сегодня путем заключения брачного договора. Это означает, что сговорная запись есть прообраз брачного договора, действовавшего в России. -------------------------------- <1> См.: Неволин К. Указ. соч. С. 85 - 86.
Следует отметить и положение об оформлении наследства после смерти родителей. Женщина не имела прав на наследство, однако она всегда получала от родителей приданое. В случае смерти родителей приданое выдавалось женщине наследниками. При отсутствии наследников все имущество передавалось казне, однако приданое в любом случае должно было выделяться женщине. Муж вправе был пользоваться имуществом жены в период брака, но не мог, как и в современный период времени, распоряжаться им. Древний памятник "Вопрошание Кирикова" указывает на то, что муж не вправе был отчуждать имущество жены, так как отчуждение или растрата считались наказуемым проступком и являлись основанием для развода. В случае смерти жены все ее движимое имущество переходило по наследству к ее детям, а при их отсутствии - к лицам, давшим приданое. В случае смерти мужа содержание жены обеспечивалось его родителями. Муж также в период совместной жизни мог выделить своей жене на случай своей смерти земельный участок. Отношения между родителями и детьми строились в тот период времени на отцовской власти. Родительская власть на Руси всегда была сильна, но родители никогда не имели права на убийство ребенка. В случае его убийства родители подвергались малозначительному наказанию (одному году тюремного заключения). За убийство же родителей (родителя) дети подвергались смертной казни. Дети не имели права жаловаться на родителей. Согласно Уложению 1648 г. за любой такой поступок детей били кнутом. Родители вправе были отдавать своих детей и в холопство, и в пострижение в монахи. Государство не вмешивалось в отношения между родителями и детьми, но родители вправе были обратиться к публичной власти с просьбой о применении наказания в отношении виновных детей.
§ 2. Семейное право России периода империи
Реформы Петра Великого создали новый период в развитии семейного права. Главным образом усиливается роль светского права, особенно императорские указы, которые служили основанием изменения ранее действовавшего права. Большое значение имело заключение брака на добровольной основе. Петр I, издав указ, отметил, что родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были давать присягу о том, что жениха и невесту не принуждали к заключению брака. Это требование было закреплено в Своде законов Российской империи. Согласно ст. 12 указанного Закона "брак не может быть законно совершен без добровольного и непринужденного согласия сочетающихся лиц" <1>. Петр I своим Указом 1714 г. потребовал для лиц, вступающих в брак, обязательное получение образования и знания арифметики и геометрии, которые должны быть подтверждены при венчании справкой. Кроме того, Петр I также закрепил положение о том, что лица, вступившие в брак, могут его расторгнуть. Свод законов в ст. 12 указывает, что брак не может быть предметом гражданско-правовых сделок, а поэтому лицо, обещающее выйти замуж или жениться, имеет право не исполнить свое обещание и отказаться от заключения брака. Какие-либо юридические последствия законом за такое действие предусмотрены не были. В 1775 г. обручение совпадает по времени с венчанием. -------------------------------- <1> Свод законов Российской империи. Законы гражданские. СПб., 1916. Т. 10. Ч. 1.
В 1721 г. православные христиане России получили возможность заключить брак с христианами других конфессий. Это изменение было связано с тем, что после войны России со Швецией Петр I хотел пленных поселить в Сибири и дать им возможность развиваться, осваивать территорию, за что дать им гражданство России. Но по законам того времени они не могли вступать в брак с православными гражданами, пока они не примут православную веру <1>. -------------------------------- <1> Там же.
В 1810 г. Синод составил перечень запрещенных степеней родства. В соответствии с каноническими правилами запрещались браки между родственниками по восходящей и нисходящей линии и иными родственниками включительно до седьмой степени родства. Не допускалось заключение брака между свойственниками. Основанием к отказу заключения брака являлось и духовное родство (например, между крестницей и крестником). Синодом в 1744 г. запрещались браки между лицами старше 80 лет. В 1830 г. увеличивается возрастной ценз для лиц, вступающих в брак. Для мужчин установлен возраст с 18, для женщин - с 16 лет. Жених и невеста перед заключением брака должны были получить в соответствии со ст. 6 Законов гражданских согласие родителей. В случае заключения брака названными лицами без согласия родителей они лишались права наследовать после смерти своих родителей их имущество. Если же родители прощали, то могли вступить в наследство. Согласно ст. 9 Законов гражданских граждане, занимающие служебные должности в гражданской или военной службе, должны были получить согласие на брак от своего начальства. В случае заключения брака без такого согласия они подвергались дисциплинарному наказанию. В тот период времени законодательство предусматривало и некоторые запреты на вступление в брак. Нельзя было вступать в брак лицам, осужденным судом за двоебрачие; не могло вступить в брак лицо, не способное к брачной жизни. Заключение брака с 1775 г. осуществлялось только в церкви в присутствии жениха и невесты. Однако лица с императорской фамилией, вступающие в брак с иностранными принцессами, обладали исключением из этого правила. В случае если брак заключался с лицом принудительно, под угрозой насилия, то брак признавался недействительным. Недействительным признавался только брак, заключенный в следующих случаях: - если брак был заключен между близкими родственниками; - если брак был заключен между свойственниками; - если брак был заключен между лицами при наличии нерасторгнутого брака; - если брак заключен между лицами старше 80 лет; - если брак заключен между лицами духовного сословия; - если брак заключен с лицом, обреченным на безбрачие; - если брак заключен между православным и нехристианином <1>. -------------------------------- <1> Свод законов Российской империи. Законы гражданские. СПб., 1916.
В случае заключения брака между лицами, не достигшими возраста, предусмотренного законодательством (18 и 16 лет), но достигшими канонического (15 и 13 лет), брак заключался между ними с условием, что эти лица будут разлучены до наступления брачного возраста. А признание брака недействительным по данному основанию возможно было только в случае заявления несовершеннолетнего супруга, достигшего брачного возраста. Согласно ст. 46 Законов гражданских невозможно было расторгнуть брак по согласию супругов. Расторжение брака допускалось в следующих случаях: - если один из супругов изменял другому; - в результате двоебрачия; - неспособности к брачному сожитию; - покушения на жизнь супруга; - принятия монашества; - ссылки в каторжные работы с лишением всех прав состояния; - безвестного отсутствия супруга больше пяти лет, если такое отсутствие не было вызвано вторым супругом. В период империи супруги вправе были разводиться более свободно. До Петра I ссылка супруга не являлась основанием к расторжению брака, жена следовала за сосланным мужем, а с 1720 г. жены ссыльных вправе были оставаться по месту своего имения. Данное правило действовало вплоть до 1753 г., а с 1753 г. необходимо было ходатайствовать о разводе с осужденным супругом. Также надо отметить, что осужденный уголовным судом супруг вызывал прекращение супружеских отношений <1>. -------------------------------- <1> См.: Антокольская М.В. Семейное право. М.: Юристъ, 1996. С. 54.
Бракоразводный процесс в царской России был очень трудным. Он осуществлялся судами Духовных консисторий. Решение должно было быть основано на формальной оценке доказательств того, что виновный супруг представлял в суд в качестве доказательств, в основном это были свидетельские показания. На практике это приводило к тому, что участники процесса вынуждены были давать взятки лжесвидетелям. Дореволюционная Россия не дошла до создания единого законодательства о браке. Все виды законодательств: и Российское брачное законодательство, и религиозное, и светское - были созданы на основании религиозных правил, в связи с чем лица разных вероисповеданий соблюдали разные религиозные правила. Мусульмане вправе были заключать полигамные браки и расторгать брак по законам шариата, когда брак расторгался по воле мужчины. Брак между католиками не расторгался, и возможно было только судебное разлучение. Вступить в новый брак супруги не могли. По иудейским законам супруги вправе были развестись между собой. Однако муж мог развестись по любой причине, а жена могла просить развода только в отдельных случаях (при наличии серьезной причины). Таким образом, кроме брачно-семейных правоотношений, претерпели значительные изменения во время империи также и личные права и обязанности супругов. Прежде всего с восприятием европейской формы самой жизни изменилось положение женщин в обществе. Власть мужа, сохранившаяся официально до 1917 г., приобрела более цивилизованную форму. С 1845 г. мужчина не имел права подвергать жену телесным наказаниям. Принудительное пострижение в монахини также было невозможно. Законодатели в то время все больше и больше пытались регулировать внутренние отношения супругов в браке. "Муж должен любить свою жену, как собственное тело, жить в гармонии с нею, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ей немощи", - говорится в ст. 106 Законов гражданских. Статья 107 этого же Закона сформулировала задачи женщины, следующим образом: "Женщина должна слушаться мужа как главу семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома". Местожительство супругов определялось местом жительства мужа. Его жена должна была следовать за ним, потому что в противном случае она могла быть вселена в дом мужа с насилием. Ссылка мужа являлась основанием освобождения жены от такой обязанности. С XVIII в. жена получила право требовать судебного разлучения в случае жестокого обращения с нею <1>. -------------------------------- <1> Свод законов Российской империи. Законы гражданские. СПб., 1916. Т. 10. Ч. 1.
Только в начале XX в. в Свод законов ввели ст. 1031, которая предусматривала право супруга отказаться от совместной жизни, если она "представляется для него невыносимой". Невыносимой жизнь считалась в случае жестокого обращения с супругом, детьми, нанесения тяжких оскорблений, бесчеловечного поведения супруга. Жена обязана была носить фамилию мужа и следовать его состоянию. Однако для дворянок, вышедших замуж за недворянина, действовало исключение: за ними сохранялось дворянство, которое не сообщалось мужу. Мужчина, вступающий в брак с крепостной, терял свободу. Если же данное положение обговаривалось заранее с господином крепостной, то свобода сохранялась. Екатерина II данное правило отменила только в отношении мужчин, а в отношении женщин отменил Александр I. Имущественные отношения супругов в XVIII в. также меняются. Во время Петра I приданое жены составляет отдельное имущество, муж не мог даже использовать его. Указом в 1715 г. предусматривалось положение о свободной продаже женой без согласия мужа своего имущества. Но в 1763 г. Сенат признал купчую, данную мужу женой, недействительной, так как жена, находясь под властью мужа, не вправе была спорить против его воли о выдаче купчей. Развитие законодательства предусматривало предоставление свободы женщине по распоряжению своим имуществом. Действовало только одно исключение: о запрете без согласия мужа распоряжаться вексельным обязательством, что было предусмотрено Вексельным уставом 1832 г. Женщина не имела права подписывать вексель, но свободно могла выдавать заемные письма. Статья 15 Законов гражданских предусматривала положение о свободном распоряжении женщиной своим имуществом. Согласно ст. 112 названного Закона супруги были вправе заключать между собой сделки. Муж имел право по доверенности жены представлять ее интересы по распоряжению ее имуществом. В соответствии со ст. 106 Законов гражданских право на содержание возможно было только за женой. Муж обязан был содержать "по состоянию и возможностям своим". Такая обязанность исключалась тогда, когда жена отказывалась выполнять свои супружеские обязанности. В XX в. в Свод законов было включена ст. 1061, которая предусматривала содержание женщин и в случае, когда жена уклонялась от совместной жизни по вине мужчины. Семейное законодательство в России до революции 1917 г. не было светским. Российские законодатели возражали против принятия каких-либо новых положений, предусматривающих изменения в семейном законодательстве. Особенно законодатели возражали против гражданского брака, который Российской империей никогда не признавался (что наблюдается и сегодня). Россия также не признавала браки, заключенные в иностранных государствах, и поэтому Россия и не подписала в 1902 г. Гаагскую конвенцию. Кроме того, в России до 1906 г. без принятия православия не заключались браки между раскольниками, а с 1906 г. они могли заключать гражданские браки, подлежащие регистрации в полицейском управлении. Кроме того, начали допускаться церковные браки между раскольниками-беспоповцами. В петровские времена родители не могли насильственно отдавать в монастырь и венчать своих детей, но родители в дореволюционный период вправе были физически наказывать своих детей. И лишь в XVIII в. власть родителей над детьми стала ограничиваться. Родители не вправе были калечить и ранить своих детей, а за доведение до самоубийства первые несли ответственность. За умышленное убийство своих детей родители несли более строгую ответственность, чем за убийство постороннего лица. За особо жестокое обращение с детьми с родителями проводилась беседа в закрытом судебном заседании. Родители вправе были принимать в отношении своих детей публично-правовые меры. Уложение о наказаниях (ст. 1593) предусматривало положение о том, что родители могли заключать детей в тюрьму от трех до четырех месяцев за их развратную жизнь и непослушание. Это положение прекратило действовать лишь в XIX в., так как такие просьбы рассматривались и разрешались губернаторами, которые отказывались от их рассмотрения. Родители при этом не должны были представлять какие-либо доказательства, подтверждающие вину детей. В ответах детей при рассмотрении этого вопроса не должно было быть их недовольства в отношении родителей, так как непочтение к родителям усугубляло положение детей. Статья 161 Законов гражданских указывает, что "власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых". Родители имели ограничение в отношении своих сыновей, ушедших на службу, и замужних дочерей. Родители вправе были в интересах детей и даже без таковых требовать от любого лица их выдачу. Что касается вопроса о лишении родительских прав в тот период времени, такое возможно было только при одном случае: когда родители воспитывали детей по правилам не православной, а иной веры. Родители обязаны были воспитывать своих детей в зависимости от своего материального положения и их возможностей. Родители должны были готовить своих сыновей к службе, а дочерей - замуж. В XVIII в. дети, рожденные вне брака, следовали состоянию матери, а дети дворянок не получали дворянства. Отец таких детей обязан был их содержать, а также содержать женщину, родившую внебрачного ребенка. Содержание в тот период времени называлось не алиментами, а возмещением вреда. Вопрос о взыскании содержания рассматривался уголовным судом, так как такой поступок квалифицировался как преступление. В XVIII в. усыновление детей (узаконение) возможно было по высочайшему повелению, а в XIX в. при Александре I такое возможно было только в случае вступления родителей в брак. При Николае I данное правило отменяется, и вновь возвращается это правило при Александре II. С 1902 г. Свод законов <1> ввел статью, предусматривающую рассмотрение исков внебрачных детей об их содержании не в уголовном судопроизводстве, а в гражданском. Для того чтобы получить содержание, необходимо было доказать факт, кто является отцом ребенка. Добровольное признание отцовства в тот период времени не предусматривалось. -------------------------------- <1> Свод законов Российской империи. Законы гражданские. СПб., 1916.
Мать внебрачного ребенка имела полную родительскую власть над ним (ст. 1321 Законов гражданских). Она имела право давать фамилию ребенку по своей фамилии и отчество по имени крестного. Мать полностью должна была воспитывать такого ребенка. Отец вправе был выплачивать ребенку содержание, а также имел право быть его опекуном или попечителем. Согласно ст. 1321 Законов гражданских отец имел право контролировать воспитание и содержание внебрачного ребенка. Однако внебрачный ребенок не имел права наследовать после смерти отца и наследовать родовое имущество после смерти матери, но мог наследовать благоприобретенное имущество матери. Дети, рожденные от прелюбодеяния, не могли быть узаконены, и лишь в соответствии со ст. 1441 Законов гражданских данное положение было отменено. Вопрос об узаконении решался окружным судом на основании императорских указов. В России можно было усыновить ребенка всем сословиям, кроме дворян. Дворяне могли усыновлять только тогда, когда отсутствовали родственники ребенка. Усыновление дворянами было возможно на основании акта императора, который издавался по каждому конкретному случаю. С разрешения общины крестьяне могли усыновить ребенка путем его перевода в свою семью. В XX в. усыновление законодательством было изменено. Усыновлять ребенка можно было всем сословиям. Процесс усыновления рассматривался в России в тот период времени как институт восполнения невозможности иметь своего ребенка. Усыновителями могли быть только лица старше 50 лет и при наличии разницы возраста между усыновителем и усыновленным ребенком в 18 лет. Согласно ст. 145 Законов гражданских супруги, имеющие собственных детей, не вправе были усыновлять ребенка. И усыновитель, и усыновленный ребенок должны были иметь одну веру. Для того чтобы усыновить ребенка, необходимо было получить согласие другого супруга, согласие родителей усыновляемого ребенка, а если ребенку было 14 лет, то необходимо было и его собственное согласие. С 1902 г. супруги вправе были усыновлять своих незаконнорожденных детей, которые приравнивались к родным детям. Однако усыновленные дети не могли иметь права наследования на родовое имущество, так как такое имущество переходило к кровным родственникам. Таким образом, брачное законодательство в предреволюционной России имело большое сходство с законодательством европейских стран.
§ 3. Семейное право советского периода с 1917 по 1926 гг.
После Октябрьской революции 1917 г. семейное законодательство было реформировано. Были приняты Декреты ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1918 г. "О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния" <1> и от 19 декабря 1917 г. "О расторжении брака". 22 октября 1918 г. с учетом указанных Декретов был принят первый семейный кодекс - Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Этот Кодекс действовал до 1926 г. -------------------------------- <1> СУ РСФСР. 1917. N 1. Ст. 160.
С этого периода времени заключение брака в Российской Федерации стало возможным только в государственных органах, то есть церковный брак утратил свое правовое значение, а поэтому заключенный в церкви брак не порождал юридических последствий. Но браки, заключенные в церкви до принятия вышеназванных Д
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|