Глава 9. Формы и порядок устройства в семью детей,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ
Студент должен Знать: - понятие "дети, оставшиеся без родительского попечения", предусмотренные федеральным и региональным законодательством формы их устройства для воспитания в семью, преимущества той или иной формы; - требования, предъявляемые к лицам, желающим взять ребенка на воспитание; - основания и порядок устройства этих детей; - функции, полномочия и задачи органов, осуществляющих защиту детей, оставшихся без попечения родителей. Уметь: - составлять правовые документы, связанные с устройством детей, оставшихся без родительского попечения, в семьи граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в РФ относится укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности и создание механизмов дополнительной поддержки семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без родительского попечения. Современное семейное законодательство восприняло норму международного права о том, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Так, пункт 2 ст. 54 СК РФ гласит, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Он имеет право знать своих родителей, проживать вместе с ними (за исключением случаев, когда нарушаются его права и законные интересы), на воспитание своими родителями. В случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства, в порядке, предусмотренном главой 18 Семейного кодекса РФ.
Ребенок, помещенный в условия интерната, лишенный положительного опыта семейной жизни, деформируется в личностном развитии. У таких детей снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, развивается чувство тревоги, агрессивность, тормозится интеллектуальное развитие. Такой ребенок покидает интернат не готовым к самостоятельной жизни, не умея организовать свой быт, создать и сохранить семью. Поэтому приоритетным является развитие именно семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения. Законодательное определение термина "дети, оставшиеся без попечения родителей" содержится в ст. 121 Семейного кодекса. В п. 1 данной статьи приведен примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения: а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными; б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение их под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел). В качестве уклонения родителей от воспитания детей особо выделен отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. В Семейном кодексе РФ общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121 СК РФ.
Измененная редакция ст. 121 Семейного кодекса РФ расширяет и уточняет понятие отсутствия родительского попечения, включив в него случаи создания действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. Законодательное определение терминов "дети-сироты" содержится в ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Согласно абз. 1, 3 ч. 1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, относится к компетенции органов опеки и попечительства. Устройством ребенка, оставшегося без попечения родителей, называют передачу прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, законного представительства ребенка от одного субъекта к другому. Формы устройства детей иногда подразделяют на формы индивидуального и неиндивидуального устройства. Индивидуальное устройство ребенка, в свою очередь, может носить срочный или бессрочный характер. Устройство без указания срока предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми, а потому может быть облечено лишь в форму усыновления. Срочный характер носят такие формы устройства, как опека и попечительство, приемная семья, патронат. Они являются достаточно "мобильными", что позволяет использовать их как при передаче ребенка родственникам на время отъезда родителей, так и в иных ситуациях, в которых ребенок передается в замещающую семью временно. Форма и вид устройства ребенка определяются органом опеки и попечительства с тем, чтобы был обеспечен приоритет семейных форм устройства ребенка исходя из его наилучших интересов. Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций: а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей; б) подбор и подготовка граждан, желающих стать опекунами (попечителями), приемными родителями;
в) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей; г) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей. Семейный кодекс РФ (в ред. от 25.11.2013) в ст. 123 закрепил основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. К ним отнесены: усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, всех типов. Статьи 123, 145 СК РФ расширили перечень форм устройства детей, включив в него передачу ребенка в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью (на патронатное воспитание), а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 34 ГК РФ, п. 2 ст. 121 СК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Пункты 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.07.2013 N 167-ФЗ) предусматривают, что органами опеки и попечительства являются, как правило, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Так, например, в соответствии с Законом города Москвы от 14 июля 2010 г. N 34 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 26 декабря 2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве" отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа наделены органы местного самоуправления. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимой предпосылкой оказания детям, утратившим родительское попечение, соответствующей помощи является их выявление органами опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. В этих целях органы опеки должны располагать полной и достоверной информацией, которая может быть в самых разных учреждениях и организациях. Главным образом, такие сведения имеются в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и т.п.) по месту обучения несовершеннолетних, в учреждениях здравоохранения по месту лечения (смерти) их родителей, в жилищных организациях (РЭУ, ГУП ДЕЗ и др.) по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в органах предварительного следствия и прокуратуры в связи с заключением под стражу родителей, а также в органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или рождения детей. Первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа внутренних дел или лица, нашедшего ребенка, органа опеки и попечительства. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит и при регистрации вынужденных переселенцев. Как установлено п. 1 ст. 122 СК РФ, должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, лишенных родительского попечения, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующей организации для организации его устройства на воспитание в семью.
Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления указанных сведений обеспечивает устройство ребенка. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений о ребенке обязан направить документированную информацию о нем в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (п. 3 ст. 122 СК РФ). Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный банк данных о детях), - совокупность государственных информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ). Региональный банк данных о детях - часть государственного банка данных о детях, содержащая документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории одного из субъектов Российской Федерации и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному оператору государственного банка данных о детях; Федеральный банк данных о детях - часть государственного банка данных о детях, включающая в себя совокупность региональных банков данных о детях, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному оператору государственного банка данных о детях. Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и пользования им определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о государственном банке данных). Целями формирования и использования государственного банка данных о детях являются: - осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей; - оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации; - создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 3 Закона о государственном банке данных). Для формирования регионального банка данных о детях органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации. Для формирования федерального банка данных о детях региональные операторы обязаны предоставлять федеральному оператору сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, если в срок, установленный ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации, им не удалось организовать устройство таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации со дня поступления информации о детях, оставленных без попечения родителей, организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления информации о ребенке федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации. Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений о детях, лишенных родительского попечения, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|