Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (ШРЛТ) Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина




21. «Письмо страху»используется в работе с младшими школьниками и подростками. Ребенку предлагают написать письмо страху, называя его своим помощником, ведь в некоторых ситуациях он ему нужен. Если дети к этому готовы, можно обсудить письма в группе или индивидуально поговорить о содержании письма с психологом.

22. Систематическая десенсибилизация является эффективным методом в работе со специфическими и социальными страхами. Метод разработан еще Вольпе, но все еще относится к часто используемым. Принцип его заключается в том, что человек поэтапно, вначале мысленно, а потом реально вступает в контакт с объектом страха или соответствующей ситуацией. Для того, чтобы достигнуть такой возможности, используются релаксационные техники, благодаря им и приобретается возможность сначала в представлениях, а позднее в реальности переживать провоцирующую страх ситуацию. Построение иерархии страхов позволяет осуществить этот процесс поэтапно. Для того, чтобы построить иерархию страхов, можно использовать шкалу. В этом случае подростку предлагают подумать о своем самом большом страхе и, оценив его в 100 баллов, расположить на соответствующей отметке. Состояние абсолютного покоя имеет значение в 0 баллов. Так мы получаем главные ориентиры, верхнюю и нижнюю границу. Можно спросить, где подросток находится на этой шкале в данный момент, попросить его расположить на этой шкале все свои страхи. Таким образом, можно прийти к пониманию того, каким было его состояние в какое-то определенное время, установить начальную и конечную точки иерархии страхов, выявить наиболее актуальные страхи. В работе с младшими школьниками и дошкольниками можно использовать лесенку либо просто вертикальную линию, на которой ребенок можно условно обозначить либо нарисовать собственные страхи.  

23. Визуализация. Цели использования визуализации в психокоррекционной работе: развитие доверия, открытости и положительного самовосприятия; обучение приемам снятия эмоционального напряжения и преодоления страхов (используя визуализацию, мы можем помочь ребенку встретиться со " страхом" лицом к лицу, " пообщаться с ним и победить), развитие внимания.

Использование этого приема возможно только в помещении, куда не могут зайти посторонние, где не может зазвонить телефон. Психологу необходимо хорошо владеть своим голосом, обладать навыками внушения. В приложении 3 мы приводим примеры используемых для визуализации текстов.

В целом возможности каждой психокоррекционной техники определяются возрастом, индивидуально-психологическими особенностями, эмоциональным состоянием как клиента, так и психолога.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

ШКАЛА РЕАКТИВНОЙ (СИТУАТИВНОЙ) И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (ШРЛТ) Ч. Д. СПИЛБЕРГЕРА И Ю. Л. ХАНИНА

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика является развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

По Ю. Л. Ханину, состояние тревоги или ситуативная тревожность (СТ) возникает ''как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические агрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив; личностная тревожность (ЛТ) какчерта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров" (с. 93).

Поскольку в нижеизложенном тревожность может оцениваться и по другим методикам, СТ и ЛТ имеют индексы СТ1 и ЛТ?. Результаты оцениваются обычно в градациях: до 30 баллов - низкая; 31-45 - средняя; 46... - высокая тревожность. Это не мешает на шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

Текст методики ШРЛТ

Инструкция. В зависимости от самочувствия в ДАННЫЙ МОМЕНТ, укажите наиболее подходящую для вас цифру: «1» - нет, это не совсем так; «2» - пожалуй; так; «3» - верно; «4»- совершенно верно.

1. Вы спокойны……………………………………………………………. ………………………. ……………1 2 3 4

2. Вам ничто не угрожает………………………………………………. …. ……………………………………1 2 3 4

3. Вы находитесь в напряжении………………………………………. …. ………………………. ……………1 2 3 4

4. Вы испытываете сожаление……………………………………………. ………………………. ……………1 2 3 4

5. Вы чувствуете себя свободно……………………………………. ………. ………………………….. ………1 2 3 4

6. Вы расстроены……………………. ……………………………………………………... ………………………1 2 3 4

7. Вас волнуют возможные неудачи….. …………………………………………. …………………………….. …1 2 3 4

8. Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком. ………………….. ………………………………………….. …1 2 3 4

6. Вы встревожены……………………………………………………………………………………………. …1 2 3 4

7. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения…………………………………………. …………1 2 3 4

8. Вы уверены в себе….. …………………………………………………………………………………………1 2 3 4

9. Вы нервничаете….. ……………………………………………………………………………………………1 2 3 4

10. Вы не находите себе места……….. …….. ……………………………………………………………………1 2 3 4

11. Вы взвинчены………. …………………………………………………………………………………………1 2 3 4

12. Вы не чувствуете скованности и напряжения……………………………. …………………………………1 2 3 4

13. Вы довольны….. ………………………………………………………………………………………………1 2 3 4

14. Вы озабочены. …………………………………………………………………………………………………1 2 3 4

15. Вы слишком возбуждены.. ……………………………………………………………………………………1 2 3 4

16. Вам радостно……….. …………………………………………………………………………………………1 2 3 4

17. Вам приятно….. ……….. ………………………………………………………………………………………1 2 3 4

 

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов. Оценка тревожности проводится по шкале, приведенной выше.

Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии. Прочитайте (прослушайте) внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете ОБЫЧНО. (Цифры справа означают: «1» - почти никогда; «2» - иногда; «3» - часто; «4» - почти всегда).

 

1. Вы испытываете удовольствие. ….. …………………………………........................... 1 2 3 4

2. Вы быстро устаете.................... ……………………………………………………....... 1 2 3 4

3. Вы легко можете заплакать.................... ………………………………………............ 1 2 3 4

4. Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие……………. …. 1 2 3 4

5. Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения

……….. ……………………………….. ……………………………………………………1 2 3 4

6. Вы чувствуете себя бодрым человеком....... ………………………………………….. 1 2 3 4

7. Вы спокойны, хладнокровны и собраны......... ……………………………………….. 1 2 3 4

8. Ожидание трудностей очень тревожит вас....... ………………………………………1 2 3 4

9. Вы слишком переживаете из-за пустяков......... …………………………………........ 1 2 3 4

10. Вы бываете вполне счастливы……......... …………………………………………...... 1 2 3 4

11. Вы принимаете все слишком близко к сердцу......... ………………………………... 1 2 3 4

12. Вам не хватает уверенности в себе............... ……………………………………….... 1 2 3 4

13. Вы чувствуете себя в безопасности.............. ……………………………………….... 1 2 3 4

14. Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей.. ……………………1 2 3 4

15. У вас бывает хандра, тоска......................... …………………………………….......... 1 2 3 4

16. Вы бываете довольны................... ……………………………………………………. 1 2 3 4

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас...... ……………………………………. …1 2 3 4

18. Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них

забыть…………………………………………………………………………………1 2 3 4

19 Вы уравновешенный человек............... ………………………………………….. 1 2 3 4

20. Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о своих делах и

заботах... ………………………………………………………………………………1 2 3 4

 

Обработка результатов. Ситуативная тревожность (СТ1) определяется по ключу:

СТ1 = (З, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14. 17. 18) - (1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20)+50

Личностная тревожность (ЛТ1) определяется по ключу: ЛТ1 = (2, 3, 4, 5, 8, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20) - (1, 6, 7, 10, 13, 16, 19) +35.

Инструкция к третьей группе суждений. Зачеркните цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в ДАННЫЙ МОМЕНТ

(СТ 2). Выберете однуиз 4-х цифр в зависимости от меры интенсивности того или иного чувства.

1. Вы чувствуете себя свободно...... …………………………………………………1 2 3 4

2. Вы нервничайте........... ………………………………………………………......... 1 2 3 4

3. Вы не чувствуете скованности....... ……………………………………………………. 1 2 3 4

4. Вы довольны.......................... …………………………………………………….......... 1 2 3 4

5. Вы озабочены............................... ………………………………………………………. 1 2 3 4

Обработка результатов по ключу: из суммы баллов по вопросам 2 и 5 вычесть сумму баллов по вопросам 1, 3 и 4, затем прибавить число 15 и весь полученный результат умножить на 4 для того, чтобы перейти к соизмеримому с результатами других методик итогу, относимому к шкале 20-80 баллов. По этой последней шкале низкий уровень тревожности соответствует 20-30 баллам, средний - 31-45 и высокий показатель СТ 2 - 46 и более баллов.

Поскольку тревожность имеет не только специальный, но и более распространенный психологический смысл, полезно рассмотреть этот параметр в связи с дополняющими его свойствами.

По всем четырем оцениваемым свойствам личности инструкция предлагает поставить против каждого суждения цифру 1, 2, 3 или 4, в соответствии с тем, насколько точноэти суждения характеризуют ваше состояние ОБЫЧНО.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...