4.3. Проблема доверия. Упражнения на развитие эмпатии.
4. 3. Проблема доверия Еще одним важным направлением работы в группе является формирование и развитие доверия у членов группы как к психологу, так к друг к другу. Доверие позволяет человеку чувствовать себя в безопасности. Снижение или потеря доверия всегда сопровождает серьезные эмоциональные проблемы. Основой развития доверия в группе является симпатия. Исходной точкой для работы в этом направлении является положение К. Роджерса о процессуальном характере эмпатии. Характеристики эмпатии: способность глубоко вникнуть в субъективный внутренний мир; готовность адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека, чтобы достичь еще большего понимания того, что с ним происходит. Упражнения на развитие эмпатии. 1. Работа проводится в парах, участники сидят друг напротив друга. Один из них сидит, вспоминая какие-то эмоционально окрашенные события, стараясь передать свои внутренние переживания через позу, выражение лица и глаз. Задача второго заключается в следующем: перенять позу и выражение лица партнера, попытаться понять его чувства и проговорить их от первого лица (" Я грущу... " и т. д. ). Затем участники меняются ролями. После выполнения упражнения обсуждается точность восприятия участниками внутреннего мира партнера. При выполнении этого упражнения следует следить, чтобы эмоциональные состояния передавались естественно и происходящее не напоминало пантомиму. 2. Каждыйиз участников группы выходит в центр и пытается любыми способами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия. 3. Группа делится на подгруппы. Каждая подгруппа выбирает какое-то чувство или эмоциональное состояние и изображает его. Это может быть и скульптура, и невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются ролями.
Второе Я. Работа в парах. Один из участников рассказывает о каком-либо эпизоде из своей жизни, который не имеет однозначной эмоциональной окраски, а скорее относится к повседневности. Второй выступает в роли «эмоциональное Я». Он постоянно дополняет рассказ партнера, говоря о его чувствах, эмоциях от первого лица. Например: I. - Утром я, как всегда, поздно встал, не успел позавтракать... 2. - Язлился на всех
Затем участники меняются ролями, и только после этого проводится рефлексия и обсуждение, направленное на поиск ответов на следующие вопросы: были ли Эмоциональные. У близки к пониманию партнеров, на что они ориентировались? Данное упражнение является достаточно сложным для обоих партнеров, трудно понять внутренний мир другого человека. В качестве иллюстрации мы привели пример из реального опыта групповой работы. Несмотря на кажущуюся однозначность ситуации; П. был очень далек от понимания состояния своего партнера. Это упражнение трудно и для первого партнера, так как в любой момент его рассказ может быть прерван " эмоциональным Я, а если это " Я" оказывается неточным, это не может не оказывать отрицательного воздействия на говорящего. Участие психолога в качестве консультанта помогает преодолевать эти трудности. " Эмпатия". Один из членов группы выходит из комнаты. Остальные участники характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, какие-то проявления, то есть высказывают свое мнение о вышедшем, причем только в положительном ключе. Затем приглашается уходивший, и ему зачитывается перечень мнений, но без указания авторов. Главная задача вошедшего - определить, кто мог о нем такое сказать. Выслушав высказывания, он пытается понять, чье это мнение, и называет кого-то из группы.
Следует помнить, что основы доверия развиваются у ребенка до 18 месяцев как доверие к окружающему миру и к родителям и являются основой позитивного формирования самоощущения. Проблема установления доверия к психологу часто оказывается еще более сложной, чем доверие членов группы друг к другу. Эффективными в этом отношении оказываются навыки активного слушания и адекватные способы ведения беседы. Несмотря на кажущуюся простоту, далеко не все специалисты овладевают этими навыками и приемами. Положение усугубляется тем, что специфика профессии стимулирует привычку интерпретировать и задавать вопросы, хотя часто необходимо просто слушать, никоим образом не вмешиваясь, давая таким образом клиенту выговориться. Слушание - это интеллектуальный и эмоциональный процесс, который интегрирует содержательные и эмоциональные потоки в процессе понимания. Т. Рейх назвал процесс эффективного слушания " слушанием с помощью третьего уха", это значит, что мы слышим не только слова, но и то, что идет" между строк", выражается молча. Активное слушание рассматривается как способ включения детей и подростков» поиск ношения их проблем. При активном слушании человек пытается попять чувства и содержание высказывания и при этом не говорит о собственном отношении к проблеме, не оценивает, не дает советов и не пытается объяснить логику происходящего. Он только дает обратную связь о собственном восприятии и понимании слов говорящего. Он не начинает словом " Я", а начинает словом " Кажется". Ребенок: Терпеть не могу воскресные встречи с отцом. Психолог: Кажется, тебя раздражает, что родители договорились обо всем без тебя. Как помочь себе стать " активным слушателем"? Попытаться понаблюдать за собой, изменить некоторые установки и сознательно овладеть определенными умениями и навыками. 1. Главное - желание услышать, ЧТО хочет сказать ребенок и на самом деле хотеть ему помочь. Это позволит вам развить внутреннюю готовность я принять любые чувства ребенка, даже если с вашей точки зрения они противоестественны. Реплики типа " Как ты можешь так говорить (думать) о... ! ", " Как ты можешь ненавидеть... ", " Не злись" и тому подобное могут перечеркнуть все ваши усилия. В этих ситуациях вам может помочь понимание того, что чувства меняются.
2. Постарайтесь дать понять ребенку, что вы слышали и понимаете, ЧТО он говорит. В то же время вы проверите, правильно ли вы воспринимаете услышанное. Это можно сделать следующим образом: - перефразируйте услышанное с точки зрения вашего понимания и спросите ребенка, соответствует ли это его словам; - используйте свои вербальные и невербальные возможности, давая понять ребенку, что вы слушаете и заинтересованы. 3. Помогите говорящему, задавая вопросы. Лучше, если это будут вопросы с открытым концом, на которые нельзя ответить просто " да" или " нет" (Как ты себя чувствовал тогда? и т. д. ). При этом избегайте вопросов " Почему? "; особенно на начальном этапе работы. 4. Придерживайтесь безоценочного подхода не только к чувствам, но и к поступкам. 5. Постарайтесь забыть на это время о ваших страхах, проблемах, они могут помещать вам слышать говорящего. 6. Не спорьте мысленно с говорящим, постарайтесь не вести с ним в это время внутренний диалог, это создаст барьер в понимании. Разницу между скоростью речи и скоростью мысли используйте для анализа содержания и понимания его значения. 7. Не растворяйтесь в тех, кому вы помогаете, сохраняйте себя и свой внутренний мир, давайте себе возможность отдохнуть. Заранее принимайте тот факт, что вы можете и не увидеть положительных результатов своей работы. Реалистично относитесь к своим возможностям. Обязательно регулярно делитесь своими проблемами. К навыкам, мешающим эффективной работе, относятся: привычка искать информацию (не уделяя должного внимания чувствам), стремление решать проблемы своих клиентов, стремление всегда давать советы, оценивать переживания других людей, а также концентрировать внимание на фактах и событиях.
Первый контакт, знакомство - начало установления доверительных отношений. Кроме профессиональных навыков и личностных качеств помочь в этом могут упражнения «на знакомство» или, как их называют в англоязычной литературе, «Ледоколы». 1. На большом листе бумаги дети все вместе рисуют фломастерами, цветными карандашами или красками себя. Потом этот рисунок может быть использован на заключительной встрече. 2. Каждый член группы называет свое имя. Затем в течение 30 секунд он должен называть предметы, находящиеся в комнате, названия которых начинаются с той же буквы, что и его имя. 3. " Новые друзья". Работа проводится в парах. Каждая пара получает 3 минуты на то, чтобы узнать любую информацию друг о друге (размер обуви, цвет глаз, скем они живут и т. п. ). Затем один член от каждой пары покидает комнату. Оставшиеся участники отвечают на вопросы о своих партнерах. Ответы записываются. После этого вторая половина группы приглашается зайти, и все вместе проверяют, насколько были правильны ответы. 4. " Я помню". Все участники разбиваются на пары и получают 30 секунд на то, чтобы молча рассмотреть своего партнера. Затем пары садятся спиной друг к другу так, что получается 2 ряда. Каждая команда отвечает на вопросы: цвет волос, глаз, рубашки партнера и т. п. (Сначала отвечают все члены одной команды, затем - другой). 5. " Фруктовый салат". Каждый член группы должен узнать имя участника, сидящего справа и слева от него. Ведущий стоит в центре и говорит, что человек слева - " банан", а справа - ''апельсин" (или любой другой фрукт). Ведущий просит назвать всех участников имя " банана" и имя " апельсина", затем он говорит: " Фруктовый салат", - и это означает, что все должны поменяться местами. Тот, кто не сможет назвать имена " банана" и " апельсина", становится ведущим. Следует отметить, что иногда ситуация может оказаться достаточно сложной, и использование обычных упражнений оказывается неприемлемым. Как правило, это связано с тяжелыми психотравмами. Предвидеть такую ситуацию можно изначально, исходя из состава группы. В этом случае очень эффективной оказывается ссылка на личный опыт. Именно поэтому в ряде случаев зарубежные специалисты говорят о необходимости специального подбора психолога для работы с подобной группой. Доверие создает основу для самораскрытия личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|