Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)




Ключ к вопросам

" +" — да " - " — нет

1-   16-   31-   46-  
2-   17-   32-   47-  
3-   18-   33-   48-  
4-   19-   34-   49-  
5-   20+   35 +   50-  
6-   21-   36+   51-  
7-   22+   37-   52-  
8-   23-   38+   53-  
9-   24 +   39 +   54-  
10-   40-   55-  
11+   26-   41 +   56-  
12-   27-   42-   57-  
13-   28-   43+   58-  
14-   29-   44+      
15-   30 +   45-      

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего, со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

 

Шкала тревожности А. М. Прихожан.

Разработана по принципу" Шкалы социально-ситуационной тревоги" В. Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, зависимы от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс» возраст и дата проведения исследования.

Инструкция. На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение; беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4. Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует и беспокоит вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2. Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее, и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4. Ваша задача представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх. Пример: Перейти в новую школу  0123 (4)

 

1. Отвечать у доски………………………………………. ………. 0 1 2 3 4

2. Пойти в дом к незнакомым людям……………………………. 0 1 2 3 4

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах…... …0 1 2 3 4

4. Разговаривать с директором школы……………………. ….. …0 1 2 3 4

5. Думать о своем будущем………………………………………. 0 1 2 3 4

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить…….. ………0 1 2 3 4

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают……………………………0 1 2 3 4

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь……………. …0 1 2 3 4

(наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

9. Пишешь контрольную работу ………………………….. ……... 0 1 2 3 4

10. После контрольной учитель называет отметки……….. ………0 1 2 3 4

11. На тебя не обращают внимания……………………………... …. 0 1 2 3 4

12. У тебя что-то не получается……………………………………. 0 1 2 3 4

13. Ждешь родителей с родительского собрания…………………. 0 1 2 3 4

14. Тебе грозит неудача, провал……………………………………. 0 1 2 3 4

15. Слышишь за своей спиной смех…………………………………0 1 2 3 4

16. Сдаешь экзамены в школе……………………………………….. 0 1 2 3 4

17. На тебя сердятся (непонятно почему)………………………….. 0 1 2 3 4

18. Выступать перед большой аудиторией….. ……………………... 0 1 2 3 4

19. Предстоит важное, решающее дело……………………………... 0 1 2 3 4

20. Не понимаешь объяснений учителя………………………………0 1 2 3 4

21. С тобой не согласны, противоречат тебе………………………... 0 1 2 3 4

22. Сравниваешь себя с другими…………………………………….. 0 1 2 3 4

23. Проверяются твои способности…………………………………. 0 1 2 3 4

24. На тебя смотрят, как на маленького……………………………... 0 1 2 3 4

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос………………0 1 2 3 4

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)………………………. 0 1 2 3 4

27. Оценивается твоя работа…………………………………………. 0 1 2 3 4

28. Думаешь о своих делах……………………………………………0 1 2 3 4

29. Тебе надо принять для себя решение……………………………. 0 1 2 3 4

30. Не можешь справиться с домашним заданием…………………. 0 1 2 3 4

 

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Вид тревожности  

Номер пункта шкалы

 

Баллы

Школьная                      
Самооценочная                      
Межличностная                      

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале - общего уровня тревожности.

В таблице 2 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась о городских школах, поэтому представленные характеристики не применимы только для сельских школьников.

 

Таблица 2

Уровень тревожности Группа учащихся                       Уровень различных видов тревожности

                                Класс пол                                                  ( в баллах)

                                                                              Общая  школьная  самооцен.   Межличн.

1. Нормальный          8        ж                      30-62    7-19           11-21          7-20

                                                  м                      17-54    4-17            4-18           5-17

                                   9        ж                      17-54     2-14           6-19           4-19

                                                  м                      10-48    1-13            1-17           3-17

                                  10       ж                      35-62     5-17           12-23            5-20

                                                  м                      23-47     5-14           8-17           5-14

2. Несколько

повышенный          8        ж                      63-78    20-25          22-26         21-27

                                                  м                      55-73    18-23          19-25         18-24

                                   9        ж                      55-72    15-20          20-26         20-26

                                                  м                      49-67    14-19          18-26         18-25

                                  10            ж                      63-76    18-23          24-29         21-28

                                                  м                      48-60    15-19          18-22         15-19

 

3. Высокий                  8        ж                      79-94    26-31          27-31         28-33

                                                  м                      74-91    24-30          26-32         25-30

                                    9       ж                           73-90    21-26          27-32         27-33

                                                  м                      68-86    20-25          27-34         26-32

                                   10      ж                      77-90    24-30          30-34         29-36

                                                  м                      61-72    20-24          23-27         20-23

 

4. Очень                      8        ж                    более 94 более 31  более 31  более 33

высокий                                 м                     более 91 более 30  более 32  более 30

                                    9       ж                     более 90 более 26  более 32  более 33

                                                  м                     более 86 более 25  более 34  более 32

                                   10      ж                     более 90 более 30  более 34  более 36

                                                  м                          более 72 более 24  более 27  более 23

 

5. ”Чрезмерное

спокойствие»         8       ж                     менее 30 менее 7    менее 11  менее 7

                                                  м                     менее 17 менее 4    менее 4   менее 5

                                    9       ж                     менее 17 менее 2    менее 6    менее 4

                                                  м                     менее 10    --                --          менее 3

                                   10      ж                     менее 39 менее 5    менее 12  менее 5

                                                 м                     менее 23 менее 5    менее 8    менее 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...