Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
Ключ к вопросам " +" — да " - " — нет
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора) 1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. 2. Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего, со сверстниками). 3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. 4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. 5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей. 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Шкала тревожности А. М. Прихожан. Разработана по принципу" Шкалы социально-ситуационной тревоги" В. Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, зависимы от особенностей развития у учащихся интроспекции. Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс» возраст и дата проведения исследования. Инструкция. На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение; беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4. Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует и беспокоит вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2. Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее, и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4. Ваша задача представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх. Пример: Перейти в новую школу 0123 (4)
1. Отвечать у доски………………………………………. ………. 0 1 2 3 4 2. Пойти в дом к незнакомым людям……………………………. 0 1 2 3 4 3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах…... …0 1 2 3 4 4. Разговаривать с директором школы……………………. ….. …0 1 2 3 4 5. Думать о своем будущем………………………………………. 0 1 2 3 4 6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить…….. ………0 1 2 3 4 7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают……………………………0 1 2 3 4 8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь……………. …0 1 2 3 4 (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 9. Пишешь контрольную работу ………………………….. ……... 0 1 2 3 4 10. После контрольной учитель называет отметки……….. ………0 1 2 3 4 11. На тебя не обращают внимания……………………………... …. 0 1 2 3 4 12. У тебя что-то не получается……………………………………. 0 1 2 3 4 13. Ждешь родителей с родительского собрания…………………. 0 1 2 3 4 14. Тебе грозит неудача, провал……………………………………. 0 1 2 3 4 15. Слышишь за своей спиной смех…………………………………0 1 2 3 4 16. Сдаешь экзамены в школе……………………………………….. 0 1 2 3 4 17. На тебя сердятся (непонятно почему)………………………….. 0 1 2 3 4 18. Выступать перед большой аудиторией….. ……………………... 0 1 2 3 4 19. Предстоит важное, решающее дело……………………………... 0 1 2 3 4 20. Не понимаешь объяснений учителя………………………………0 1 2 3 4 21. С тобой не согласны, противоречат тебе………………………... 0 1 2 3 4 22. Сравниваешь себя с другими…………………………………….. 0 1 2 3 4 23. Проверяются твои способности…………………………………. 0 1 2 3 4 24. На тебя смотрят, как на маленького……………………………... 0 1 2 3 4 25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос………………0 1 2 3 4 26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)………………………. 0 1 2 3 4
27. Оценивается твоя работа…………………………………………. 0 1 2 3 4 28. Думаешь о своих делах……………………………………………0 1 2 3 4 29. Тебе надо принять для себя решение……………………………. 0 1 2 3 4 30. Не можешь справиться с домашним заданием…………………. 0 1 2 3 4
Методика включает ситуации трех типов: 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями; 2) ситуации, актуализирующие представление о себе; 3) ситуации общения. Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице 1. Таблица 1
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале - общего уровня тревожности. В таблице 2 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась о городских школах, поэтому представленные характеристики не применимы только для сельских школьников.
Таблица 2 Уровень тревожности Группа учащихся Уровень различных видов тревожности Класс пол ( в баллах) Общая школьная самооцен. Межличн. 1. Нормальный 8 ж 30-62 7-19 11-21 7-20 м 17-54 4-17 4-18 5-17
9 ж 17-54 2-14 6-19 4-19 м 10-48 1-13 1-17 3-17 10 ж 35-62 5-17 12-23 5-20 м 23-47 5-14 8-17 5-14 2. Несколько повышенный 8 ж 63-78 20-25 22-26 21-27 м 55-73 18-23 19-25 18-24 9 ж 55-72 15-20 20-26 20-26 м 49-67 14-19 18-26 18-25 10 ж 63-76 18-23 24-29 21-28 м 48-60 15-19 18-22 15-19
3. Высокий 8 ж 79-94 26-31 27-31 28-33 м 74-91 24-30 26-32 25-30 9 ж 73-90 21-26 27-32 27-33 м 68-86 20-25 27-34 26-32 10 ж 77-90 24-30 30-34 29-36 м 61-72 20-24 23-27 20-23
4. Очень 8 ж более 94 более 31 более 31 более 33 высокий м более 91 более 30 более 32 более 30 9 ж более 90 более 26 более 32 более 33 м более 86 более 25 более 34 более 32 10 ж более 90 более 30 более 34 более 36 м более 72 более 24 более 27 более 23
5. ”Чрезмерное спокойствие» 8 ж менее 30 менее 7 менее 11 менее 7
м менее 17 менее 4 менее 4 менее 5 9 ж менее 17 менее 2 менее 6 менее 4 м менее 10 -- -- менее 3 10 ж менее 39 менее 5 менее 12 менее 5 м менее 23 менее 5 менее 8 менее 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|