Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. «Знакомство с миром эмоций и чувств».




1. «Знакомство с миром эмоций и чувств».

Первый этап. Беседа о роли эмоций и чувств в жизни человека, о том, как они проявляются. В беседе можно либо опираться на вопросы и ответы на них самих участников, либо использовать подготовленный текст.

Второй этап. " Эмоциональный барометр". Каждый участник получает картинку с барометром и цветные карандаши. Психолог зачитывает примеры различных ситуаций, а члены группы отмечают цветным карандашом соответствующее состояние. (Пример этого задания см. в приложении 2).

 

Радостный

Злой

Испуганный    

Рис. " Эмоциональный барометр"

Последующие рефлексия и обсуждение направлены на осознание, понимание того, что мир наших чувств сложен и противоречив, в одно и то же время мы можем испытывать противоположные чувства, поэтому нам бывает очень трудно в них разобраться, и мы не знаем, как их выразить,

2. Составление списка слов, обозначающих эмоции, чувства, эмоциональные состояния. Все работают самостоятельно. Затем во время обсуждения составляется общий список, происходит обогащение соответствующего словарного запаса и понятийного аппарата. В дальнейшем это облегчит как осознание своего эмоционального состояния, так и его вербализацию.

На практике мы сталкиваемся с тем, что не только детям и подросткам, но и взрослым, как правило, очень трудно описать свое состояние, свои чувства, обычно все ограничивается словами " мне плохо" или '" мне хорошо». Поэтому к подобным заданиям рекомендуется обращаться неоднократно.

3. «Разрывание бумаги ». Прием предназначен для работы с дошкольниками, способствует снижению напряжения, снижению интенсивности тревоги и дает возможность выразить эмоции.

Для работы необходимы старые газеты или любая другая ненужная бумага. Детям предлагают просто рвать бумагу и бросать кусочки в центр комнаты. Затем психолог может сам взять бумагу, порвать ее и бросить кусочки в центр комнаты, говоря при этом, что они могут быть любого размера. Когда куча в центре комнаты становится большой, детям предлагают поиграть с ней. Психолог может сам подбрасывать кусочки вверх, разбрасывать их вокруг себя. Можно делать из бумаги маленькие кучки и прыгать на них.

Если кто-то из детей не подключается сразу к работе, его не надо заставлять. Можно попробовать отвернуться, делая вид, что Вы не смотрите на него.

4. «Зоопарк". Это упражнение представляет собой символическую игру, в которой каждый участник разыгрывает роль животного или птицы, «перенимая» его движения и звуки. Одно и то же животное могут выбрать разные участники, однако о своем выборе не надо говорить вслух.

Во время обсуждения следует обратить внимание на чувства участников, на особенности их проявления.

5. «Стройка» - игра, которая помогает ребенку научиться вербально и невербально выражать свои эмоции.

Для игры необходимы детские кубики. Психолог объясняет ребенку, что они вместе будут строить домик (башню, забор и т. д. ). Но прежде чем положить кубик, ребенок должен рассказать, что его раздражает больше всего. После этого он может положить свой кубик. Затем психолог делает то же самое. Потом можно опросить ребенка рассказать, что ему нравится, что его веселит, что пугает, от чего ему грустно и т. д. Тематика может повторяться и лучше чаще обращаться к темам, которые связаны с проблемой ребенка. При необходимости в игру можно включить родителей или других взрослых, особенно если они являются од ним из источников высокой тревожности у ребенка.

6. «Чувства зверей» - это упраженение, которое направлено на развитие понимания собственных чувств и моделирование социально приемлемого поведения.

Для его проведения необходим набор картинок с изображением известных ребенку животных. Психолог раскладывает по очереди перед ребенок картинки и просит назвать основные качества каждого животного (например, лев – храбрый; лиса – хитрая; заяц – трусливый и т. д. ).

Затем ребенку предлагают различные ситуации, например, «Ты потерял любимую игрушку» и т. п. и просят описать возникшие у него чувства и состояния с помощью картинок (выбери картинку со «звериным чувством», похожим на твое). Психолог развивает каждую ситуацию, например: «Твою игрушку нашел соседский мальчик. Что бы ты сделал? Как кто ты бы себя вел? ». При этом психологу следует избегать оценок поведения ребенка.

7. Ролевая игра, где психолог выступает в качестве " провокатора", а остальные участники должны жестко контролировать свое поведение, проявление негативных эмоций.

В обсуждении принимает участие вся группа. Рефлексия и обсуждение направлены на поиск ответов на вопросы о возникающих трудностях и их причинах, естественных способах поведения в подобных ситуациях. Эта игра может быть использована в работе с подростками и достаточно осторожно – с младшими школьниками.

8. " Жалоба". Все участники группы получают возможность высказывать вслух свои жалобы. Они имеют возможность говорить очень громко, даже кричать. Рефлексия и обсуждение направлены на поиск адекватного способа реагирования (кому подобный способ помогает снять эмоциональное напряжение, а кому – наоборот).

В дальнейшем можно использовать элементы психодрамы, разыгрывая реальные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются члены группы и которые заставляют подростков сдерживать свои эмоциональные проявления. В этом случае полезно проиграть два варианта: действительный и желаемый. Возможно, что в результате такого проигрывания и возникнет тот способ поведения, который соответствует подростку. Можно дать возможность взглянуть на ситуацию и способы ее разрешения со стороны, попросив других членов группы проиграть различные варианты поведения.

9. " Злость и агрессия». Психолог: " Иногда злиться - это нормально. Мы часто не замечаем, что злость предваряется обидой. Если мы не будем ее " накапливать", а будем пытаться освободиться от нее сразу, то это освобождение будет проходить легко, и мы не будем портить отношения с окружающими.

А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза, дышите глубоко. Вспомните ситуацию «Из своей жизни, когда вы были сильно злы или раздражены. Вспомните, что вы делали в этой ситуации? Совпадает ли это с тем, что хотелось делать? Что вам мешало? "

Обсуждение.

Последующий этап: работа с теми подростками, кому необходимо помочь найти адекватный способ поведения. Психодраматизация ситуации с желаемым поведением. (Психолог может занять позицию соконсультанта, помогающего найти новый способ реагирования).

Далее можно предложить членам группы проиграть чужую ситуацию с последующим обсуждением, предоставляя возможность " заинтересованному" липу пронаблюдать со стороны и более раскованно принять участие в последующем обсуждении.

Дж. Брэдшоу предлагает использовать следующую технику, помогающую научиться прямо говорить человеку о том, что его поведение вас раздражает, не обижая его при этом.

Вспомните ситуацию, когда поведение близкого вам человека злило вас. Подумайте о ней хорошенько. Постарайтесь точно понять, что именно вас раздражает, например, ваша подруга часто не выполняет свое обещание зайти или позвонить; а вы напрасно ждете. Постарайтесь понять, чего конкретно вы ожидаете от этого человека. Что бы вы хотели ему сказать? Произнесите это вслух. Если это возможно, попросите кого-то из близких помочь вам: вы произносите эту фразу вслух, а он повторяет ее, стараясь подражать вашей интонации, громкости и тембру голоса. Если после этого вам не захочется ничего изменить, попробуйте использовать ее в реальной жизненной ситуации.

Упражнение может быть использовано и в групповой психокоррекции.

10. " Переживание вины". Психолог: " Вспомните ситуацию, в которой вы чувствовали себя виноватым. Как вы себя вели? Как вели себя окружающие? Какие проблемы у вас возникли? "

Обсуждение и рефлексия направлены на осознание причин подобных переживаний, трудности проявления вины в поведении, понимание причин возникновения реальной и " нереальной" вины.

11. " Ребенок и родители". (Учитель и ученик). Члены группы в парах разыгрывают эти ситуации, пользуясь только невербальными способами общения. При этом содержание ситуации меняется следующим образом:

- виноватый ребенок и родитель;

- виноватый родитель и ребенок;

- виноватый учитель и ученик;

- виноватый ученик и учитель.

Каждый участник получает возможность проиграть все роли. Кроме терапевтической, упражнение имеет и выраженную диагностическую функцию, в ходе его выполнения проецируется весь предыдущий опыт взаимоотношений в семье и школе. Последующее обсуждение бывает длительным, это следует предусматривать заранее. Очень часто в ходе обсуждения подростки начинают говорить о реально существующих проблемах, о недостатке внимания и поддержки со стороны родителей и т. д. Показательно, что в большинстве случаев высказываются замечания о том, " что роли " виноватого родителя" и " виноватого учителя" очень трудны, т. к. многие подростки не имеют подобного жизненного опыта, с их точки зрения; взрослые никогда не считают себя виноватыми; а даже, если считают, никогда не признают.

12. " Нападающий и защищающийся". Это упражнение помогает осознать конфликтные стороны личности, получить опыт активного противостояния " позиции жертвы".

Упражнение выполняется в парах. Участники ведут диалог. «Нападающий» говорит своему партнеру, как он должен вести себя и что он должен делать, ругает и критикует с позиции явного превосходства и уверенности в себе, " Защищающийся" оправдывается, говорит своему партнеру о том, как он старается и как что-то мешает выполнить его требования. Оба участника должны стараться твердо стоять на своей позиции и не сдаваться. Через 5-10 мин они меняются ролями.

Обсуждение как чувствовали себя участники в той или другой роли? Как каждый из них воспринимал партнера? Соответствуют ли сыгранные ими роли их действиям в реальной жизни? Чувствовали ли они гнев или унижение в роли " защищающегося"? Виноватыми или карающими были роли " нападающего"?

13. «Лепка игрушки». Члены группы работают в парах так; чтобы пары не мешали друг другу. Один из участников пары - ребенок, второй - пластилин. Ребенок лепит из пластилина игрушку. Общение осуществляется только невербально. Через некоторое время участники меняются ролями.

Обсуждение и рефлексия: что игрушка хочет сказать ребенку? Как себя чувствовали участники в разных ролях? (Повлияло ли актуализированное эмоциональное переживание на лепку).

14. " Необитаемый остров". Игра начинается с социометрии - кто с кем поедет на необитаемый остров. Затем, когда образовались взаимные и вынужденные пары, все едут на необитаемый остров. Дальше может быть любая психодрама, психологам лучше всего сыграть роли туземцев на этом острове и напасть на выброшенных волнами англосаксов. Вызывая агрессию на себя, психологи работают на сплочение группы и снятие разочарования от социометрии.

Психологи организуют обратную связь в форме игровой словесной интерпретации обратной связи с особенным акцентом на положительные стороны ребенка, помогают сформировать более продуктивный образ «Я»

15. Игры-драматизации. (" Какая я", " Какая наша группа", " Какой наш класс", " Какая у меня мама, какой у меня папа" и т. д. )

В этих играх выплескиваются подавляемые в конфликтных травмирующих ситуациях чувства. Следует помнить, что переход к играм-драматизациям должен быть постепенным, на 3-4 занятия. До этого следует использовать только элементы психодраматизации, начиная с таких, как произнести свое имя, имена близких друзей, одноклассников и т. д. с определенным эмоциональным тоном (ласково, грубо, уважительно, безразлично и т. п. ).

Игры-драматизации с участием Бабы-Яги и других персонажей дают ребенку возможность почувствовать себя в разных ролях, довести ситуацию до конца, победив пугающий персонаж. (По поводу страхов к психологу чаще всего обращаются родители дошкольников и младших школьников. Как правило, дети сами преодолевают эти страхи. В том случае, если ребенку необходима помощь специалиста, последний опирается я своей работе на те способы преодоления страха, которые используют; сами дети. В первую очередь это игра. При организации такой игры учитываются полоролевые особенности детей. Так, мальчик-дошкольник часто сам пытается " победить" пугающий его персонаж. У девочек же выражена тенденция рассчитывать на помощь взрослого. Эти тенденции выглядят примерно так:

Мальчик: Я прогоню (убью) Бабу-Ягу.

Девочка: Папа, а ведь ты прогонишь Бабу-Ягу? )

Использование любых игр с правилами. (" Колечко", " Съедобное-несъедобное" и т. п. )

16. Ролевые игры: такие, как " Мостик через ущелье" или " Автобус в час пик" являются прекрасными имитационными моделями ситуаций, вызывающих и стимулирующих повышенную тревожность.

17. " Страшные сказки". Гасится свет, и дети по очереди рассказывают в темноте страшные сказки. Часто, если уровень доверия в группе высок, дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте. Игра направлена на снятие тревоги.

Можно использовать несколько иной вариант, направленный на деролеизацию страха, благодаря которой объект страха получает необычную для него роль и на его гротескизацию (усиление пугающих свойств персонажа до такой степени, что он становится смешным. Ребенок и взрослый сочиняют вместе страшную сказку, говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

Третий вариант такой сказки - это создание ситуации сопереживания страшному герою.

Таким же образом можно и трансформировать пугающий персонаж в рисунке – нарисовать страшному волку платочек, потому что ему болит ушко и т. д.

18. Сочинение рассказов с помощью предметов помогает ребенку понять свои чувства и последствия своих действий в той или иной ситуации.

Для работы необходимо иметь 5 или 6 предметов, это могут быть игрушки. Ребенку предлагают придумать о каком-либо из них историю и просят, чтобы история была интересной и поучительной. Ребенок получает возможность без каких-либо затруднений рассказать о своих проблемах, о том, что происходит в его жизни.  

Во время рассказа психолог может проанализировать, с каким героем идентифицирует себя ребенок, какие приписывает ему чувства и поступки, насколько они реальны. Затем психолог пересказывает историю, придуманную ребенком.   

19. «Красивый рассказ про страшное» используется для деролеизации страха. Ребенку предлагается сочинить рассказ о чем-то страшном и рассказать его грамотно и красиво. Для этого он составляет рассказ по частям. Каждая часть записывается на диктофон, затем ребенок прослушивает ее, находит свои речевые ошибки и записывает на диктофон снова.

20. Игра с глиной (тестом, пластилином) позволяет снизить уровень тревожности, ослабить эмоциональной и физическое напряжение. Пластичность этих материалов позволяют выразить значимые темы и чувства. Сам процесс работы с таким материалом имеет и метафорический смысл. Работу с глиной хорошо дополнить такими предметами, как камушки, перья, карандаши, и т. д. Хорошо, если психолог сам работает с материалом и предметами, помогая ребенку изучать их свойства. Основной этап работы – создание определенных образов. В литературе обсуждаются два основных способа работы детей с материалом: создание единичных символических образов и создание набора фигур, которые используются для ролевой игры

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...