4.4. Самораскрытие
Если непосредственные переживания блокируются или искажаются и невозможно их адекватное подключение к Я-концепции, возникает дезадаптация. К. Роджерс рассматривает дезадаптацию как состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками личностного Я и непосредственным опытом индивида. Чувства эти могут блокироваться, поскольку Я-концепция этого человека не может смириться с мыслью о том, что он способен испытывать ненависть. К. Роджерс приводит такой пример: мать, которая не в состоянии признаться в своих агрессивных чувствах по отношению к собственному ребенку, воспринимает его поведение как плохое и заслуживающее наказания. Тогда она может быть с ним агрессивна, не разрушая при этом своего образа " хорошей и любящей матери". Удерживаемые внутри себя личностные проблемы создают эмоциональную напряженность и тревожность. Во всех культурах существуют способы освобождения, хотя бы временного, от подобного напряжения. Именно поэтому люди раскрывают свои тайны посторонним в поездах, автобусах, самолетах; посещают различные группы и клубы. Проговаривание проблемы - естественный ответ человека на стресс и травму. Если этот ответ блокируется, развивается тревожность и другие эмоциональные проблемы. Но преимущества проговаривания не ограничиваются снятием напряжения: может измениться восприятие ситуации, отношение к ней; а также наши переживания. Длительное замалчивание, внешняя позиция " У меня все прекрасно" могут рассматриваться одновременно и как причина, и как симптомы эмоциональных нарушений. Существуют два основных подхода к процессу самораскрытия. Согласно 3. Фрейду и его последователям, высвобождение вытесненных чувств, или катарсис, снимает психические напряжения так же, как снятие крышки с кипящего чайника снижает интенсивность кипения. Согласно другой точке зрения, такое высвобождение важно, так как оно позволяет хотя бы в некоторой степени понять причины и следствия травмирующего опыта. В результате того, что человек делится своей проблемой, обсуждая ее, у него, так же как у математика, долго пытающегося решить задачу, наступает озарение, или " инсайт", Озарение помогает ему лучше понять как ситуацию, так как самого себя, что помогает преодолеть травму. Самораскрытие может происходить понемногу, небольшими " дозами", которые увеличиваются по мере положительного развития взаимоотношений.
На самораскрытие могут оказывать влияние два фактора. Во-первых, этовозраст. Чем младше ребенок, тем больше он склонен к откровенности. Маленькие дети более беспечны в отношении раскрытия окружающим своих мыслей и чувств: они говорят то, что думают, и рассказывают о том, что делают. Дети постарше уже знают о возможных последствиях самораскрытия. На одни утверждения взрослые реагируют одобрительно, на другие - наоборот. Так дети постепенно учатся подвергать " цензуре" ту информацию о себе, которую они раскрывают. Вторым фактором, оказывающим воздействие на самораскрытие, являетсяпол . Если мальчики честно выражают чувства страха и неуверенности в себе, они рискуют прослыть слабыми, поскольку это противоречит ролевому стереотипу их пола. Необходимо помнить о тех способах защиты, которые вырабатываются у подростков и которые затрудняют работу в этом направлении: отрицание, враждебность и агрессия, подавленность и депрессия, " детское" поведение, избегание (либо избегает разговоров на тяжелую тему, либо шутит над этой ситуацией).
Особенно тяжелыми для психолога бывают ситуации выраженной агрессии, так как они травмируют психику самого терапевта. В первую очередь, надо постараться настроить себя на понимание естественности такой реакции и на ее принятие. Если злость сверхинтенсивна, можно спросить подростка о том, чего он боится. Сам вопрос может стимулировать достаточно неожиданные и полезные инсайты. При высокой интенсивности злости не надо " срывать маски" так прямолинейно в группе, хотя мы и помним о том, что злость - это обычно маска страха. В этом случае подростку необходимо индивидуальное консультирование, при этом надо дать ему понять и почувствовать, что все в порядке и ничего необычного не происходит. Упражнение «Какой Я» направлено на достижение самораскрытия и получение обратной связи в группе, предназначено для старших подростков. ( Разработано Дж. Шервудом). Для проведения упражнения необходима пачка карточек (10-20) для каждого члена группы, булавки, 4 набора признаков, каждый из которых может охарактеризовать человека. Психолог объясняет, что целью предстоящего действия будет возможность увидеть себя с новой стороны. Одновременно группе предъявляется четыре признака, по одному из каждого набора. Каждый член группы делает свой выбор и записывает его на карточке так, чтобы надпись могли увидеть и понять все участники. Когда выбор сделан, все участники собираются возле выбранных ими признаков. В получившихся таким образом малых группах проводятся обсуждение. Далее предъявляются следующие 4 признака, и весь процесс повторяется. Это упражнение может использоваться и как процедура знакомства. «Откровенно говоря... » Это упражнение предлагается тогда, когда в группе существуют доверительные отношения. Члены группы по очереди берут из стопки карточек одну, они должны сразу же продолжить фразу, начало которой написано в карточке. Если члены группы почувствуют, что кто – то неискренен, они должны сказать об этом, а этот участник должен взять другую карточку. Примерное содержание карточек: - Откровенно говоря, когда я иду в школу... - Откровенно говоря, я скучаю, когда... - Откровенно говоря, мне очень трудно забыть...
- Откровенно говоря, я до сих пор не знаю... - Откровенно говоря, мне до сих пор... - Откровенно говоря, когда я вижу ребенка... - Откровенно говоря, мне радостно, когда... - Откровенно говоря, мне очень хочется.. - Откровенно говоря, я думаю, что самоеважное в жизни... - Откровенно говоря, я ненавижу... - Откровенно говоря, когда я болею... - Откровенно говоря, когда я вижу красивую девушку... - Откровенно говоря, когда я вижу красивого парня... " Без маски". Все участники по очереди берут карточки, которые лежат стопкой в центре круга, и сразу же без подготовки продолжают высказывание, которое начато в карточке. Высказывание должно быть искренним. Группа прислушивается к голосу, интонации говорящего, пытаясь определить степень искренности. Если признается, что высказывание было искренним, то свою карточку берет сидящий слева и также без подготовки продолжает начатое предложение. Если же группа признала, что высказывание было сжатым", то у участника есть еще одна попытка тогда, когда он захочет. Рефлексия и обсуждение направлены на отражение трудностей, с которыми столкнулись участники. Примерное содержание неоконченных предложений: «Больше всегоменя раздражает, когда... » " Однажды мне было невыносимо стыдно. Я... " " Даже близкие люди не всегда понимают меня. Однажды... » " У меня немало недостатков. Например, …" " Чего мне по-настоящему хочется, так это... " «Мне очень не нравится, когда... " «Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню... " " Мне очень хочется забыть, как... " " Иногда даже близкие люди очень раздражают меня. Однажды, когда... " " Однажды меня очень испугало то, что... " " В незнакомом обществе я чувствую... » ''В обществе лиц противоположного пола я часто... " " Однажды я по-настоящему струсил... " " Ласковое слово". Необходимо вспомнить и записать, какими ласковыми словами вы называете родных, близких, друзей. В каких случаях вы это делаете? Когда вы обращаетесь с просьбой? Или когда у вас хорошее настроение? Часто ли вы это делаете? Если нет, то почему? Что мешает вам проявлять теплые чувства по отношению к людям? Что вы чувствуете, когда называете кого-либо ласково? А как реагируют люди на ваше ласковое обращение?
Задание стимулирует эмоциональное раскрытие, т. к. оно обращено к приятным минутам нашей жизни. Оно также стимулирует самопознание, заставляет задуматься и проанализировать стиль своих отношений с близкими людьми, обратить внимание на собственные чувства. Коллективная сказка. Участники группы получают задание придумать сказку. вариант 1. Первый рассказчик говорит слово, второй повторяет это слово и добавляет свое, подходящее по смыслу, третий говорит два первых слова и свое и т. д. Нужно, чтобы получился связный рассказ. вариант 2. Первый произносит предложение. Второй говорит второе предложениесказки, не повторяя первое, т. е. рассказывание сказки по предложениям по очереди. В этой игре можно получить хорошую информацию о детских конфликтах и ожиданиях. 4. 5. Осознание н понимание собственных чувств. Самораскрытие предполагает осознание собственных чувств и переживаний. Помочь ребенку научиться осознавать и распознавать собственные переживания - одна из задач психолога. Прежде чем мы перейдем к обсуждению конкретных приемов работы, остановимся на некоторых возрастных особенностях эмоциональных переживаний и отношении к ним. До 3-х лет дети не могут говорить о своих чувствах. Они только могут выражать их сиюминутно. Связано это и стем, что они не различают жизнь и смерть, одну неделю и три, вчера и сегодня. Дети в возрасте 4-5 лет начинают использовать слова, описывающие их эмоциональное состояние, вместе с его непосредственным проявлением. В этом возрасте очень важно, если взрослый " проговаривает", что, с его точки зрения, чувствует ребенок. Таким образом, ребенок учится дифференцировать свои чувства. В период с 6 до 13 лет дети начинают осознавать свои чувства как часть себя, как свою " собственность", на которую имеют право только они. В то же время они больше сосредотачиваются на внешней ситуации, а не на внутреннем содержании. Для них типичны высказывания «Это меня злит", а не " Я злюсь". В 14—17 лет развивается способность разделения внешнего и внутреннего, а затем и способность вербализовать и объяснять свои эмоциональные состояния и чувства. Однако эти способности, как и все прочие, развиваются только при наличии соответствующих условий. В течение последних 300 лет в европейской цивилизации процветает «рационализм» (вера в верховенство разума). В результате на уровне общественного сознания существует установка, что проявлять «мало эмоций'» значит быть человеком, много - значит стоять в своем развитии на ступеньку ниже. В итоге существует культ сдерживания и подавления эмоций.
В то же время именно эмоции и чувства окрашивают кашу жизнь в разные тона. Как пишет Дж. Брэдшоу, без эмоций ничего не имеет реального значения, с эмоциями - все имеет какой-то смысл; это энергия, которая движет нами. Если мы подавляем чувства, эта энергия замерзает. Чтобы помочь ребенку или подростку восстановить психическое здоровье, эмоциональную стабильность, необходимо вместе с ним пережить (прожить) все подавляемые эмоции и чувства. Психическое оздоровление - это процесс, требующий длительного времени. В этот период придется и плакать, и страдать, однако, облегчение наступит уже на начальном этапе этого процесса. При этом необходимо помочь ребенку проанализировать свои чувства, мысли, поступки в их взаимодействии, развивая таким образом у него ответственность за свое поведение; помочь ему найти адекватные способы проявления тех или иных переживаний. Эти способы должны, с одной стороны, соответствовать его личности, помогатьему освободиться от тревожности, эмоционального напряжения, а с другой - эти способы не должны травмировать окружающих, Работа с подростками в этом направлении может начинаться с приемов рациональной или разъяснительной терапии, которая проводится в виде беседы о причинах тревожности, напряженности, страха, агрессии. Таким образом, создаются предпосылки изменения адекватного отношения к своему состоянию. Рассмотрим некоторые приемы и техники.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|