Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Измерение степени выраженности сниженного настроения (субдепрессии)




ИЗМЕРЕНИЕ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ (СУБДЕПРЕССИИ)

Для проведения исследования можно использовать шкалу сниженного настроения - субдесперссии (ШСНС), основанную на опроснике В. Зунга и адаптированную Т. II. Балашовой. Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения.

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и поставьте знак " +" в одну из четырех граф справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в ДАННЫЙ МОМЕНТ.

Шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС)

Варианты ответов:

1 - нет, неверно;

2 - пожалуй, так;

3 - верно;

4 - совершенно верно.

 

1. Я чувствую подавленность, тоску........................................................................... 1 2 3 4

2. Утром я чувствую себя лучше всего....................................................................... 1 2 3 4

3. У меня близко слезы................................................................................................. 1 2 3 4

4. У меня плохой ночной сон………………………………………………………. 1 2 3 4

5. У меня аппетит не хуже обычного……………………………………………….. 1 2 3 4

6. Мне приятно общаться с привлекательными женщинами (мужчинами)…….. 1 2 3 4

7. Я теряю в весе........................................................................................................... 1 2 3 4

8. Меня беспокоят запоры............................................................................................ 1 2 3 4

9. Мое сердцебьется быстрее, чем обычно................................................................ 1 2 3 4

10. Я устаю без всяких причин................................................................................... 1 2 3 4

11. Я мыслю так же ясно, как ивсегда...................................................................... 1 2 3 4

12. Мне легко делатьто, что яумею........................................................................... 1 2 3 4

13. Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте........................................ 1 2 3 4

14. Я надеюсь на будущее……. …………………………………………………….. 1 2 3 4

15. Я более раздражителен, чем обычно.................................................................... 1 2 3 4

16. Мне легко принимать решения..................................................................................... 1 2 3 4

17. Я чувствую, что полезен и необходим.......................................................................... 1 2 3 4

18. Я живу достаточно полной жизнью.............................................................................. 1 2 3 4

19. Я чувствую, что другим людям будет лучше» еслименя не будет............................ 1 2 3 4

20. Меня и сейчас радует то, что радовало всегда............................................................. 1 2 3 4

 

Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 прямых (1, 3, 4, 7, 8. 9, 10, 13, 15 и 19) к 10 " обратных" вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20). Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. " Обратные" ответы подсчитываются отдельно при помощи специального шаблона с прорезями, накладываемого на заполненный испытуемым тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы, набранные испытуемым по " прямым" и " обратным" ответам, суммируются, и полученная таким обрезом " сырая" оценка переводится в шкальную при помощи формулы:

О'=0: 80х100

Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижения настроения равна 40, 25 ±5, 99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на 4 зоны: ниже 50 баллов - лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения; от 51 до 59 баллов - незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения; от 60 до 69 баллов – значительное снижение настроения и выше 70 баллов – глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).

Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные данные записываются в протокол занятия с указанием как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.

ШКАЛА ОДИНОЧЕСТВА

Опросник предложен тремя авторами: Д. Расселом, Л. Пепло, М. Ферпосоном.

Цель: исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как добровольное стремление к уединению, потребность в нем.

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления в вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», " редко", " никогда". Выбранный вариант отметьте знаком " +".

Обработка результатов и интерпретация. Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три; «иногда» - на два; «редко» - на один и " никогда" - на ноль. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов - средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов - низкий уровень одиночества.

Текст опросника

Утверждения Часто Иногда Редко Никогда
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку        
2. Мне не с кем поговорить        
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким        
4. Мне не хватает общения        
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня        
6. Я застаю себя в ожидании        
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться        
8. Я сейчас больше ни с кем не близок        
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи        
10. Я чувствую себя покинутым        
11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает        
12. Я чувствую себя совершенно одиноким        
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны        
14. Я умираю без компании        
15. В действительности никто как следует не знает меня        
16. Я чувствую себя изолированным от других        
17. Я несчастен, будучи таким отверженным        
18. Мне трудно заводить друзей        
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими        
20. Люди вокруг меня, но не со мной        

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ТЕКСТЫ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

1. Сядьте так, как вам удобно, но только постарайтесь не скрещивать ноги. Закройте глаза. Если потом захочется их открыть, откройте, но пока закройте. Медленно, глубоко вдохните (считая до 5), чуть-чуть задержите дыхание и так же медленно, считая до 5, выдыхайте. Постарайтесь дышать так во время всего упражнения, но не надо все время считать.

Сейчас мы с вами отправимся за город, в то место, которое вам очень нравится. Если хотите, можете взять с собой кого-нибудь из близких, а может, это будет какой-то мистический персонаж.

Представьте себе место, которое вам очень нравится... Какое там сейчас время года: лето, зима, весна, осень... Что там растет: какие деревья, кусты, травы, цветы... Есть ли там вода; река, озеро, море, пруд... Какого они цвета? Какая там погода? Идет дождь, светит солнце, лежит снег. Рассмотрите листочки на деревьях и кустах. Потрогайте их... Как пахнут травы и цветы... Дует ли ветер... Как он касается щеки... Прислушайтесь к звукам. Есть ли там птицы...

Прислушайтесь к звукам, которые доносятся с улицы... Потянитесь, потянитесь так хорошо, как вы это делали в раннем детстве, просыпаясь в своей кроватке,... и откройте глаза.

2. Сядьте поудобнее. Закройте глаза и подумайте о себе, о своем теле. Полижите руки на живот и делайте глубокие вдохи. Ваши руки поднимаются и опускаются вместе с животом при выдохе. А теперь, когда вы вдыхаете, представьте, что это не живот, а воздушный шар, который наполняется воздухом. Хорошо почувствуйте его. А теперь представьте, что вместе с воздухом в него попадает тепло. Это тепло должно наполнить все ваше тело. Почувствуйте как вам становится тепло, как тепло растекается по вашему телу. А теперь представьте, что вместе с теплом в вас проникает свет. Ощутите, как он разливается по телу, согревая вас. Выдыхая воздух, представьте себе, что из вас выходят все ваши страхи и тревоги.

 

 

Приложение 4.

опросник для выявления страхов в дошкольном и младшем школьном возрасте (Захаров, 1995).

 

1. - страх одиночества (когда остаешься один);

2. - нападения;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...