Колониализм и динамика социального развития стран Запада и Востока в Новое Время.
Колониализм, как следствие Великих географических открытий, одновременно возникал как на Востоке, так и в Латинской Америке. Однако сама система складывающихся колониальных отношений, как и облик колониализма, определялись Вопреки широко распространенному мнению об известной «отсталости» Востока и «авангардной» роли Запада на рубеже Нового времени положение было иным. К началу XVI в. На Востоке проживало 288 млн. Человек или 68% всех жителей Земли в то время. Именно на Восток, вплоть до конца XVII в. Приходилось около 77% промышленного (т. Е. В соответствии с канонами эпохи мануфактурно - ремесленного) производства. В 1500 г. В мире был 31 крупный город с населением свыше 100 тыс. Человек. Из них 25 находились на Востоке и лишь 4 — в Европе. Вплоть до начала XIX в. Европа импортировала из стран Востока многие товары высокого качества, особенно ткани, шелк, ювелирные изделия и прочую готовую продукцию, медикаменты, пряности, кофе, чай, сахар. Даже в 1875 г. Доля горожан на Востоке была выше, чем на Западе. Европейцев восхищали в XVI-XVII вв. Изобилие, роскошь и могущество Востока, а сама Европа казалась им тогда гораздо более бедной и отсталой частью света. Особенно низок был уровень материального производства, прежде всего промышленного. Всего на Европу (без России) тогда приходилось 16% всего населения Земли (68 млн. Человек) и 18% мирового промышленного производства. Лишь на юге Европы, в связанных с Востоком странах Средиземноморья, экономическое и социальное положение было намного лучше, особенно таких итальянских городов-республик, как Венеция, Генуя, Флоренция, Пиза, Амальфи, Ливорно, в значительной мере благодаря постоянной торговле, хозяйственным, культурным и прочим связям с Ближним Востоком и Северной Африкой. К тому же с раннего Средневековья, особенно с эпохи крестовых походов, в Средиземноморских странах Европы жили представители народов Востока. Это были колонии мусульманских купцов в Неаполе и Марселе, военнопленные, занятые на различных работах, например, в Провансе, арабские врачи, ювелиры, ремесленники, архитекторы. Кроме того, это могли быть наемники и рабы. Работорговля долго процветала в Европе, особенно в зоне Средиземноморья. В частности, в Италии почти не было зажиточного семейства, не имевшего в услужении рабов и рабынь с Востока в XVI-XVII вв. Среди рабов в Европе преобладали арабы, тюрки, славяне, греки.
К XVI в. Восток и Запад подошли в состоянии перманентной конфронтации. Начавшееся еще в VIII-IX вв. Противоборство ислама и христианства приняло характер военно-религиозной борьбы между цивилизациями, особенно в районе Средиземноморья. Крестовые походы XI-XIII вв., познакомив Европу с мусульманским Востоком, его культурными и прочими ценностями, парадоксальным образом усилили эту борьбу. Однако главной причиной этого были не цивилизационные, а иные различия. На первом месте было все же не идеологическое соперничество двух мировых религий (что, впрочем, являлось естественным для органичной в Средние века религиозности сознания людей), а многократно усилившееся экономическое и политическое соперничество. Дополнительным фактором взаимной вражды было пиратство, опустошавшее побережье целых стран, подрывавшее цветущие города, внедрявшее самые безжалостные формы заложничества и работорговли. Притом вопреки утвердившемуся среди европейцев мнению, инициатива в этом принадлежала отнюдь не мусульманам. Арабы долгое время были слабы на море и, лишь научившись многому у норманнов и византийцев, развернули пиратство в XI в. Но тогда же этим промыслом занялись Греция, Венеция, Каталония, мальтийские рыцари, контролировавшие центральную зону Средиземноморья и другие европейцы.
Великие географические открытия (наряду с иммунными факторами развития, наметившемуся в XVII-XVIII вв.) Способствовали ослаблению ряда восточных деспотий. Они способствовали, с одной стороны, перемещению торговых путей и центров на берега Атлантики, что обрекло на подрыв и запустение караванные и морские пути. С другой — «революции цен», связанной с наплывом золота и серебра из колоний, захваченных европейцами в Америке и Африке. В предыдущем разделе приводилась в пример Севилья, куда в 1503-1560 гг. Было открыто ввезено из американских колоний 185 тонн золота и 16866 тонн серебра. Причем нелегально, по ряду данных, было ввезено намного больше. «Революция цен» вследствие притока золота и серебра оказала огромное воздействие и на Европу, и на Восток. Но там, где было развито товарное производство (в первую очередь в очередь в Англии и Нидерландах) это лишь обогатило производителей, Таким образом, складывание колониальной системы во многом способствовало ускорению социального развития западного общества и относительному замедлению динамики развития стран Востока. Однако проблема «опережающих темпов развития» Запада не может рассматриваться вне конкретного исторического контекста. Совершенно необоснованно объяснять отличие динамики развития Востока и Запада в Новое время с
Эпоха крестовых походов XI-XIII вв. Стала своего рода периодом равновесия сил между Востоком и Западом. В это время все еще сохранялось преимущество Востока и ярко выраженная зависть европейцев в отношении мусульманских богатств и условий жизни. Например, Джон Уиклиф, чья деятельность приходилась на вторую половину XIV в., писал, что Европа взирает на мусульманский Восток, как в самой Европе низшие сословия на высшие: с завистью, негодованием и надеждой поживиться за их счет. В общем и целом, еще сохранялась большая эффективность, организованность, «культурность» восточного феодализма по сравнению с западным. К XVI в. Это преобладание было утрачено, а сама отлаженность, монолитность и большая устойчивость феодализма на Востоке превратилась в препятствие его дальнейшему развитию, а главное, потенциальному преобразованию. Сдерживалось развитие капиталистических элементов в недрах феодального общества, и возрастали кризисные явления. В то же время на Западе феодализм эволюционировал, а кое-где уже изживался, открывая путь более нестабильному обществу. В дальнейшем западная цивилизация, более молодая, стремившаяся к экспансии и нуждавшаяся в ней, победила богатый и, главное, самодостаточный Восток. Итак, ни в социально-экономическом, ни в каком-либо другом аспекте было бы неправильно объяснять опережающий темп развития Запада (и как постепенный процесс XVI-XIX вв., и как явление наших дней) каким-то одним фактором: качеством той или иной цивилизации и такими ее «важнейшими» составляющими, как «динамизм и свобода» западного человека; тем, что он являлся «самостоятельным и независимым индивидом, обладавшим личными правами и привилегиями», к тому же проникнутого идеей «христианской Богочеловечности и бесконечного самосовершенствования». Не так уж свободен и самостоятелен был человек на Западе в XVI-XVII вв., в эпоху его полного подчинения церкви, сеньору, монарху. Конечно, у дворянства были «личные права и привилегии», но никакому особому социальному «динамизму» они не способствовали, так как понимались именно как право не работать, не заниматься «презренным» сельским или ремесленным трудом, каковой оставался печальной «привилегией» бесправного большинства. Притом, это большинство никаким стимулом, кроме страха умереть с голоду или, в лучшем случае, бескорыстного побуждения к творчеству, к данному труду не поощрялось.
Что же касается наиболее просвещенной части дворянства и других слоев общества, которые иногда и в средние века вспоминали о естественных для человека правах и свободе, то они даже в XVI-XVII вв. Обычно терпели поражение в борьбе с господством духовенства, незыблемой феодальной иерархией и властью короля, а также — религиозным фанатизмом невежественной черни, заменявшим в те времена общественное мнение. Пытки, казни, суды и костры инквизиции тогда определяли лицо Европы. Возможно, лишь в некоторой степени исключениями являлись Голландия и Англия, превратившиеся в XVI-XVII вв. В оплоты протестантизма, протестантской этики и постепенно внедрявшихся в местное общество экономических и, в меньшей степени, прочих свобод. Но не стоит забывать о том, что и у протестантов в то время суды, костры и расправы с инакомыслящими были обычным делом, а религиозный фанатизм совершенно подавлял свободу личности. Иными словами, не представляется верным объяснять уход Запада в отрыв и отставание Востока каким-то особым «динамизмом», самостоятельностью и индивидуализмом «человека Запада». Вплоть до XVIII-XIX вв. (в зависимости от степени развития европейских обществ) человек западного общества был зависим от церкви, местной общины (сельской или городской), власти монарха, своего положения в структуре общества и определяемой всем этим собственной ментальности. В данном случае имеет место неоправданная «модернизация» исторической реальности, перенесение на ситуацию XVI-XVIII вв. Того, что не было фактором эволюции XVI-XIX вв., а само явилось результатом, итогом этой эволюции.
Безусловно, сравнительно более высокий уровень материального благосостояния Востока не побуждал его жителей так заботиться о производстве и его всемирном развитии, как жителей Европы, находившейся, как уже отмечалось, в худшем Западный неста колониальную систему, становится более динамичным, активным и лучше вооруженным, чем человек Востока, не благодаря свободе личности, о которой тогда приходилось лишь мечтать, а ввиду постоянного страха перед нашествием с Востока. Европа долго помнила гуннов, ужас, внушаемый ордами Чингизидов и Тимура, арабское завоевание Пиренейского полуострова, юга Франции, Италии, Кипра, Крита, Мальты, Сардинии и Корсики в VII-XI вв., а после XI в. — постоянную, вплоть до XVIII в. Угрозу корсарства и экспансии Османской империи. Войны и крестовые походы приносили европейцам потерь и неудач больше, чем добычи и преимуществ. Не случайно и то обстоятельство. Что первыми колонизаторами явились на Востоке португальцы и испанцы, т.е. Те европейцы, которым пришлось отстаивать свою независимость и государственность в многовековой борьбе с мусульманами. Освободившись от последних они по инерции продолжили борьбу уже вне Европы, стремясь не только закрепить победу, но и реализовать накопленный за века сражений боевой, технический и духовный потенциал. Таким образом, в XVI-XIX вв. происходило постепенное ослабление Востока, но не абсолютное, а относительное, как следствие определенной самоуспокоенности и довольства собой, своими порядками, которые жители Востока считали в большинстве случаев идеальными (а власти и духовенство всячески их в этом заверяли), так и по причине воздействия внешних факторов — упадка торговли почти всех стран Востока ввиду перемещения торговых путей в Атлантику в XV-XVI вв.; «революции цен» и инфляции вследствие серебряной интервенции; обеднения государства почти всюду, как в связи с уменьшением стимула к производству и сокращением налоговых поступлений от него, так и в связи с падением доходов от завоеваний (с рубежа XVII-XVIII вв. Восток стал регулярно терпеть поражения в войнах с Западом). В результате постепенно сложились благоприятные условия для военной, политической и экономической экспансии Запада, что и привело к колониальному закабалению Востока. Необходимо отметить и еще один аспект проблемы. Колониализм как исторический феномен обычно воспринимается резко негативно. Между тем именно за счет колонизации ближних окраин, а иногда и дальних заморских территорий и период Новой истории, и в более древние эпохи шел процесс взаимовлияния, взаимообогащения культур, что вносило немалый вклад в развитие всего человечества. Динамич
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|