Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление советского востоковедения




После Великой Октябрьской социалистической революции русское востоковедение развивалось под влиянием не только революционных преобразований в России, но и подъема освободительной борьбы на Востоке. Первостепенное значение для востоковедов имели ленинские идеи по национальному вопросу и национальной политике Советского государства.

Общетеоретические положения по проблемам Востока В. И. Ленин изложил в десятках работ, докладах, тезисах, выступлениях на конгрессах Коминтерна, съездах Советов, митингах, собраниях, в письмах, заметках, интервью и т. д. Труды В. И. Ленина, в которых в той или иной степени освещались проблемы Востока, советские ученые начали изучать еще в начале 20-х годов. Первый сборник статей, в котором делался обзор ленинских работ, вышел через год после смерти Владимира Ильича — в 1925 г. Он назывался «Ленин и Восток» и положил начало серии произведений на эту тему.

Серьезное значение в становлении советского востоковедения имели и работы многих выдающихся деятелей Советского государства, —

С. М. Кирова, Г. К. Орджоникидзе, Н. Нариманова, М. В. Фрунзе, Г. В. Чичерина и др. Так, в 1922—1923 гг. после поездки М. В. Фрунзе со специальной миссией Советского правительства в Анкару появился ряд его статей, в которых давался всесторонний, глубокий, классовый анализ расстановки политических сил в Турции и характера национально-освободительного движения в этой стране, развернувшегося под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции

К числу работ, содержавших в ряде случаев глубокий и всесторонний анализ социально-экономической и политической истории стран Востока, следует отнести также статьи и речи многих руководителей Коминтерна — Г. Димитрова, П. Тольятти, В. Пика, М. Тореза и др. В произведениях лидеров международного коммунистического движения, а также в выступлениях руководителей компартий стран Востока можно найти ценнейшие материалы и оценки революционного движения в странах Азии и Африки. Методологической основой таких работ являются положения основоположников марксизма.

Большинство российских профессоров-востоковедов с энтузиазмом восприняли весть о социалистической революции и установлении Советской власти. Более того, во многих случаях они стали инициаторами постановки вопроса о перестройке на новых основах исследований по Востоку. В апреле 1918 г. В. И. Ленин принял делегацию академиков во главе с С. Ф. Ольденбургом и беседовал с ними о различных научных проблемах, в том числе и о проблеме развития востоковедения. Владимир Ильич обратил внимание ученых на необходимость приблизиться к жизни, к рабочему классу и его борьбе, глубже анализировать общественную жизнь в странах Азии и Африки. В сентябре 1920 г. декретом, подписанным В. И. Лениным, на базе старых востоковедных учреждений был создан Институт живых восточных языков. Декретом предусматривалось, что деятельность ученых этого института должна быть политически направленной и отвечать новым задачам, возникающим перед Советской властью. Институт приравнивался к специальным военно-техническим учебным заведениям 5.

В 1921 г. в целях еще большего приближения востоковедения к практическим задачам Советского государства Президиум ВЦИК по инициативе В. И. Ленина вынес решение о слиянии всех востоковедных учебных и исследовательских учреждений и о создании единого Института востоковедения. Одновременно были созданы институты и восточные факультеты в университетах республик Закавказья и Средней Азии.

Начался новый этап исследования Востока. По новой программе в институтах стали изучать не только языки, литературу и древнюю историю, но и новую и новейшую историю стран Востока, развитие национально-освободительного движения, социально-экономическое положение стран Азии и Африки, специфику образования классов и классовой борьбы. В это же время в Москве создается Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), где получают образование революционеры из многих стран Азии и Африки. Это были непосредственные участники революционной борьбы на Востоке — Ша-рифутдин Муссо (Индонезия), Сэн Катаяма (Япония), Ван Мин (Китай), Назым Хикмет (Турция) и многие другие выдающиеся деятели рабочего движения. Они же выступили авторами многих оригинальных, глубоких марксистских работ, в которых анализировались революционные события на Востоке.

В настоящее время специализированными научно-исследовательскими учреждениями в области востоковедения являются три академических института: Институт востоковедения и его Ленинградское отделение, Институт Африки и Институт Дальнего Востока АН СССР. Кроме того, многие специалисты-востоковеды работают и в Институте мировой экономики и международных отношений, Институте всеобщей истории, в Институте славяноведения и балканистики и др. Институты востоковедения имеются также во многих столицах союзных республик — Ереване, Тбилиси, Баку и др.,— где также плодотворно работают многие известные историки, экономисты, лингвисты. Основным центром подготовки молодых специалистов-востоковедов является Институт народов Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова, а также востоковедные факультеты во многих университетах Советского Союза. Все они обеспечивают нашу страну высококвалифицированными специалистами по странам Востока.

Крупные центры подготовки востоковедов и научно-исследовательские институты имеются в странах социалистического содружества — в Болгарии, ЧССР, ГДР, Польше. Многие работы ученых социалистических стран получили общемировое признание. Так, монография члена-корреспондента Болгарской Академии наук, доктора исторических наук Н. Тодорова «Балканский город XV — XIX веков (социально-экономическое и демографическое развитие)» (опубликована в Софии в 1972 г., переведена на русский язык и издана в Москве в 1976 г.), удостоенная в 1976 г. Димитровской премии, является фундаментальным исследованием, позволившим автору прийти не только к новым теоретическим выводам и обобщениям, но и с исчерпывающей полнотой воссоздать картину конкретной жизни порабощенных османскими завоевателями народов, тяжелый и сложный путь их социально-экономического развития. Книга получила всеобщее признание в научном мире, откликнувшемся на нее многими положительными рецензиями.

Учебная литература по истории стран Азии и Африки

Советская учебная литература, как и востоковедная литература вообще, принципиально отличается от зарубежных изданий подобного рода. Она основывается на фундаментальных положениях марксизма-ленинизма и носит строго научный характер. Вследствие этого в учебном процессе особое значение имеют работы, в которых излагается история разработки К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным теории национально-колониального вопроса. У нас в стране, например, имеется сравнительно обширная литература, в которой раскрыта поистине титаническая работа В. И. Ленина, разрабатывавшего после Великой Октябрьской социалистической революции стратегию и тактику коммунистических партий и групп в национально-освободительном движении в новых исторических условиях. Так, только после второй мировой войны были опубликованы такие книги, написанные коллективами авторов, как «Великий Октябрь и народы Востока» (М., 1957); сборник статей «Ленин и Восток» (М., 1960), содержащий анализ ленинских положений, относящихся к истории, политике и экономике как всего Востока, так и отдельных стран — Индии, Китая, Кореи, Индонезии, Монголии, Турции, Ирана, Афганистана; сборник статей «Коминтерн и Восток. Борьба за ленинскую стратегию и тактику в национально-освободительном движении» (М., 1969), в котором были помещены статьи о международном рабочем движении и борьбе против колониализма до создания III Интернационала, о стратегии и тактике Коминтерна по национально-колониальному вопросу, о становлении коммунистического движения в Китае, Индии, Вьетнаме, Африке; монография «Ленин и национально-освободительное движение в странах Востока» (М., 1970), главы которой были посвящены актуальным проблемам влияния ленинизма на национально-освободительное и революционное движение в странах Азии и Африки; сборник статей «Коминтерн и Восток. Против фальсификации ленинской стратегии и тактики в национально-освободительном движении» (М., 1978), где были помещены статьи о восточной политике Коминтерна, стратегии и тактике индийского коммунистического движения в период его зарождения, о политике Коминтерна в Китае в 20-е годы, коммунистическом и национально-освободительном движении в Иране, Индонезии, арабских странах в эти же годы; книга «Революционный процесс на Востоке. История и современность» (М., 1982) и многие другие работы.

Знакомство с этой литературой наряду с изучением первоисточников — произведений классиков марксизма-ленинизма — представляется крайне важным для освоения материала курса история стран Азии и Африки, изложенного в учебниках и учебных пособиях. Учебно-педагогическая литература несомненно отражает общее состояние и уровень научных исследований проблем истории. До 30-х годов учебные материалы, как правило, составлялись по отдельным странам, что отражало общее состояние советского востоковедения того времени. Издавались весьма содержательные справочные материалы, например: «Все государства мира. Основные справочные сведения» (М., 1927), где давались и краткие очерки по истории отдельных стран. В 1934 г. было опубликовано учебное пособие «Очерки по истории Востока в эпоху империализма», в котором делалась попытка систематизировать исторический материал по Индии, Китаю, Турции и Японии. Это была одна из первых сводных работ по Востоку, не претендовавшая на широкое освещение истории и обобщение исторических явлений.

В 1940 г. вышел в свет учебник «Новая история колониальных и зависимых стран», в котором в качестве авторов глав участвовали выдающиеся востоковеды — А. А. Губер, М. С. Иванов, Г. С. Kapa-Мурза, В. Б. Луцкий, И. М. Рейснер и др. В нем излагалась новая история практически всех стран Азии, Африки и Латинской Америки, он был хорошо иллюстрирован, снабжен многочисленными картами, хронологической таблицей. Этот капитальный труд, по существу, был первым столь обширным, содержательным марксистским учебником, в котором делались некоторые важные обобщения и выводы по истории Востока и ее тесной взаимосвязи с историей стран Европы. Недостатком учебника была его громоздкость (более 53 а. л.), излишнее обилие материалов, детализация фактов, несколько упрощенное изложение выводов. Тем не менее учебник 1940 г. занял важное место в истории составления и публикации учебной литературы. Он несомненно свидетельствовал о значительном успехе советского востоковедения и не потерял своего значения до настоящего времени.

Война задержала выпуск второго тома учебника (по новейшей истории) и разработку более совершенных учебных пособий. Однако работа над учебными материалами не прекращалось, а рост национально-освободительного движения все настоятельнее требовал обобщения материалов и подготовки новых работ. Уже в 1950 г. преподаватели Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б) издают «Курс всеобщей истории. Новейшая история», в котором находит отражение и история стран Азии и Африки. Это издание включало материалы лекций Л. И. Зубока, С. В. Захарова, А. Ф. Миллера, С. Н. Ростовского и других ученых, вышедшие в 1948 г. в виде специального курса лекций.

Вскоре после этого ученые-преподаватели отделения Востока исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова создали коллективный труд в виде лекций по истории стран Востока. Первый выпуск «Новейшая история стран Зарубежного Востока (1918—1929) гг.)» вышел в свет в 1954 г., второй выпуск (1929—1939) — в 1955 г., третий выпуск (1939—1945) — в 1957 г. В издании работы также участвовали известные востоковеды — М. Ф. Юрьев, А. М. Дьяков,

И. М. Рейснер, В. Б. Луцкий и др. В книге давалась краткая история отдельных стран Востока (Китая, Индии, Японии, Ирана, Турции, Монголии, арабских государств). Отсутствовала история стран Африки, что отражало начальное состояние ее изучения в Советском Союзе. Достоинством работы была краткость изложения событий, недостатком — отсутствие обобщающих выводов. Не ставился вопрос о воздействии исторических событий на Востоке на историю стран Европы и США. По существу, история Индии, Китая, Турции, Ирана л других стран излагалась в отрыве от всеобщей истории. Тем не менее вышедший труд ускорил работу над учебными материалами, а успех выпущенного учебника позволил авторам продолжить работу и в 1959 г. издать второй выпуск по новейшей истории с гран Востока, где описание событий было продолжено до конца 50-х годов.

В 1966 г. ученые-востоковеды Ленинграда издали учебник «Новая история стран зарубежного Востока», также построенный по принципу изложения истории отдельных стран. Преподавателям Ленинградского университета, востоковедам Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, ученым-общественникам высших учебных заведений города всегда были присущи глубина научного анализа, тщательность подбора фактов, широта познаний, живость изложения и другие отличительные качества. Все они нашли отражение в учебнике. Очерки по истории отдельных стран Востока написаны с максимальной полнотой и научной добросовестностью.

В 1967 г. вышел первый том трехтомного издания по истории освободительного движения в Азии и Африке «Века неравной борьбы». Вслед за ним в 1968 г. появились и тома «Пробуждение угнетенных» и «На новом пути». Трехтомник был написан большим коллективом ученых. Общую редакцию издания возглавляли Б. Г. Гафуров, Г. Ф. Ким, С. Н. Ростовский, В. Г. Солодовников и Р. А. Ульяновский. Трехтомник существенно облегчил дальнейшую разработку учебной литературы.

Преподаватели Московского университета в 1971 г. выпустили учебное пособие для студентов «История стран Азии и Африки в новое время». Книга вышла под ответственной редакцией Ф. М. Ацамбы, А. А. Губера и Л. В. Симоновской. В работе над составлением учебника участвовали ведущие востоковеды — преподаватели: академики А. А. Губер, Е. М. Жуков, С. Л. Тихвинский, профессора М. С. Иванов, В. Б. Луцкий, М. Н. Пак, Л. А. Фридман, М. Ф. Юрьев и др. Учебник безусловно свидетельствовал о дальнейшем расширении научно-исследовательской работы по Востоку в Советском Союзе. Авторы учебного пособия использовали опыт большого коллектива востоковедов, работавших над упомянутым выше трехтомником. Это нашло отражение и в том, что наряду с чрезвычайно содержательными главами по истории отдельных стран (всего 34 главы) книга имела две обобщающие главы: «Страны Азии и Африки в период возникновения и развития мировой капиталистической системы» (М. Н. Пак) и «Страны Азии и Африки в эпоху империализма» (Ф. М. Ацамба). Эти главы как бы готовили читателей к восприятию страноведческого материала. Несмотря на краткость и фрагментарность двух названных глав, они безусловно выполняли свое предназначение и книга приняла более стройный и целенаправленный характер.

 

Ученые-преподаватели Московского университета продолжили свою работу и в 1976 г. издали учебник для студентов «История стран Азии и Африки в новейшее время», в котором участвовали многие известные востоковеды: Р. Т. Ахрамович, Ф. М. Ацамба, А. М. Дьяков, М. С. Иванов, М. Н. Пак, и др. Учебник вышел под редакцией профессора М. Ф. Юрьева. Он был построен по страноведческому принципу и содержал введение, в котором давались некоторые общие оценки исторических процессов на Востоке.

Заметным явлением в издании учебно-педагогической литературы было появление в 1961 г. книги «Новая история стран Азии и Африки», написанной А. А. Губером, Г. Ф. Кимом и А. Н. Хейфецом для студентов исторических факультетов педагогических институтов. В 1975 г. вышло второе, дополненное и расширенное издание учебника, в 1982 г.— третье. Учебник также построен по принципу изложения истории отдельных стран Востока в новое время. Эта содержательная работа и в настоящее время является одним из главных учебных, материалов для студентов-историков педагогических высших учебных заведений.

Таким образом, накануне второй мировой войны и особенно после ее окончания советские ученые-востоковеды на основе имевшихся научных исследований создали содержательную учебную литературу по Востоку. Растущий интерес научной общественности к странам Азии и Африки, неизмеримое расширение исследований по их истории, введение в научный оборот новых источников, появление значительной научно-исследовательской литературы в результате углубленного изучения в нашей стране истории и экономики стран Востока, успешное применение марксистско-ленинской методологии исследований — все это способствовало созданию основ написания и публикации все более полной и содержательной учебно-педагогической литературы. В настоящее время мы имеем значительное число учебников н учебных пособий для студентов-историков. В Советском Союзе накоплен уникальный опыт не только преподавания истории и экономики стран зарубежного Востока на базе марксистско-ленинской методологии, но и издания обширной, глубокой по содержанию, хорошо методически разработанной учебной литературы.

Вместе с тем имеющиеся учебники и учебные пособия по истории стран Азии и Африки построены преимущественно по принципу изложения историй отдельных стран, мало или почти не связанных со всемирным историческим процессом и с событиями в других странах Востока. В результате читателю подчас трудно уяснить общие закономерности развития афро-азиатских государств, специфику прохождения ими закономерных стадий эволюции, особенности зарождения и развития капитализма, национально-освободительных и революционных движений, влияние исторических тенденций на сегодняшнюю жизнь освободившихся стран.

 

Начало формы

 

Конец формы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...