Дореволюционное востоковедение в России
Интерес к соседям — народам Востока издревле возник на Русской земле. Он возрастал по мере расширения общения с народами, населявшими Восточную Европу, Ближний и Дальний Восток, Африку. Историческая взаимозависимость судеб народов, их непосредственное соприкосновение и общение, их взаимное влияние, конфликты и мирное сосуществование более тысячелетия подогревали постоянный интерес соседей друг к другу. Вот почему история, культура, язык, литература, фольклор, религия, быт, обычаи, условия жизни народов стран Азии и Африки всегда приковывали к себе внимание любознательных русских людей. Сохранились многочисленные документы и свидетельства тесного общения и взаимосвязей России со странами Востока. Известно, например, что в Москве и Подмосковье обнаружено более 15 кладов арабских монет (датированных до 1000 г. н. э.), которые попали сюда из Средней Азии, Бухары, Багдада, Самарканда, Исфагана и других городов Ближнего Востока и Северной Азии. По свидетельству академика Б. Д. Грекова, уличи и тиверцы в VI— VII вв. имели постоянную связь с Византией. Арабский путешественник Ибн Фадлан (X в.), продвигавшийся по Волге, оставил красочное описание обычаев русов, в том числе обычай дарить своим женам серебряные монисты, привезенные из стран Арабского Востока. Серебро поставляли русские купцы, смело спускавшиеся по Волге и Дону и пересекавшие Каспийское и Черное моря для ведения торговли со странами Востока. Выдающийся советский арабист академик И. Ю. Крачковский писал, что в арабских хрониках IX в. зафиксированы многие случаи приезда русских купцов в арабские страны. В летописи Нестора и в Лаврентьевской летописи (XI в.) говорится уже о регулярном посещении русскими «святых мест». В XII в. письменные сведения о хождениях в Византию, Иерусалим, «Турску землю», а также на Кавказ, в Среднюю Азию, Египет встречаются все чаще. Среди русских путешественников — паломники к «святым местам», купцы, дипломаты, военные.
Нашествие степных кочевников на Русь затормозило общение со странами Востока. Постоянные набеги кочевников, нападения со стороны Турции и связанных с ней вассальных окраин могущественной империи, походы войск Золотой орды в центры Руси чрезвычайно затруднили торгово-политические связи России со странами Востока. Тем не менее они не прекратились. В это тяжелое для нашей страны время стали упрочиваться связи России с представителями греко-православной церкви зарубежного Востока. Православное духовенство, потерявшее последний оплот своего могущества после падения Константинополя в 1453 г., видело в крепнущем Московском государстве единственного своего защитника и выступало его надежным союзником. Как правило, эту тенденцию поддерживали и константинопольские патриархи, имевшие огромное влияние среди христианского населения Турции, Греции, Кавказа, Молдавии, Крыма, Малой Азии, Балкан, Палестины, Эфиопии и т. д. Огромную помощь и поддержку России оказал, например, в конце XVI — начале XVII в. иерусалимский патриарх Досифей, который рассматривал Россию в качестве будущей освободительницы православного населения от невыносимого турецкого ига. Поддержка христианского населения, русских купцов," дипломатов, паломников к «святым местам» серьезно облегчала общение России со странами Востока. Рост и укрепление Российского государства, вхождение многих восточных народов в его состав, продвижение границы в Азии, расширение связей России с сопредельными странами все более увеличивали потребность в знании восточных языков, исторических традиций, быта и культуры восточных народов.
Эти требования обусловили появление специальных толмачей (переводчиков, знатоков), которые после учреждения в Москве Посольского приказа в XVI в. стали сосредоточиваться в нем. Известно, что уже в это время на Руси появилась литература, переведенная с восточных языков, сочинения, посвященные историко-культурным, религиозным, философским, бытовым вопросам, обычаям народов Востока. Научное, систематическое изучение Востока в России началось практически во времена Петра I. В 1700 г. царь издал указ об обучении нескольких «непрестарелых иноков... китайскому и мунгальскому языку и грамоте». В 1705 г. Петр I повелел учить группу молодых людей японскому языку. Затем он распорядился выбрать школяров для посылки их в Персию и Турцию «обучаться восточным языкам». С именем Петра связано не только основание Российской Академии наук (открыта в 1725 г.), но и появление первой в России типографии с арабским шрифтом, зарождение официального научного востоковедения в 1722 г. В годы правления Екатерины II (1762—1796) в Казани была основана специальная гимназия для изучения турецко-татарского языка. Русское востоковедение делает необычайно быстрые успехи в XIX в., когда в 1804 г. открываются кафедры восточных языков в Московском, Харьковском, Казанском университетах, а в 1816 г.— в Петербургском университете. В 1815 г. в Москве был основан Лазаревский институт восточных языков, который вскоре становится одним из крупных центров востоковедения. В 1818 г. в Петербурге был создан Азиатский музей, обладавший богатейшим собранием восточных рукописей, монет, медалей и т. д. Это было первое в системе Российской Академии наук востоковедное учреждение, во главе которого был назначен академик-арабист X. Д. Френ. XIX век — время расцвета классического русского востоковедения. Наряду с учеными, работавшими в системе Академии наук (Б. А. Дорн, В. В. Вельяминов-Зернов и др.), появляются выдающиеся исследователи, завоевавшие мировое признание,— китаист Н. Я. Бичурин (Иакинф), индолог И. П. Минаев, монголовед Я. И. Шмидт, арабист В. Р. Розен, иранист и тюрколог К. Г. Залеман, иранист И. Н. Березин, тюрколог В. В. Радлов и др. Востоковеды того времени были учеными-энциклопедистами, владевшими многими восточными языками и работавшими одновременно в области истории, литературы, этнографии, фольклора и т. д. Глубина и обширность их знаний поразительна. Это были подлинные специалисты своего дела, часто беззаветно ему преданные. Их стараниями русское востоковедение намного продвинулось вперед во всех областях изучения — в истории, языкознании, этнографии и др. В это же время появились военные специалисты (Н. М. Пржевальский, В. Бороздин, М. Вронченко,
A. Мышлаевский, В. Левандовский и др.), внимание которых было сосредоточено на географии (топографии), историко-военной проблематике и экономических вопросах. В скором времени русские востоковеды в области изучения языков, истории и культуры народов Востока оказались намного впереди своих западноевропейских коллег. Этому способствовало и то обстоятельство, что в востоковедных заведениях студенты изучали (помимо западных) по меньшей мере три восточных языка. Так, на дальневосточном факультете в Петербургском университете одновременно преподавали китайский, японский и корейский языки, на ближневосточном — арабский, персидский и турецкий. В конце XIX — начале XX в. русское востоковедение представляли такие всемирно известные ученые, как В. М. Алексеев, B. В. Бартольд, Е. Э. Бертельс, В. П. Васильев, В. А. Гордлевский, Н. К. Дмитриев, И. Ю. Крачковский, Н. Я. Марр, Н. Н. Миклухо-Маклай, С. Ф. Ольденбург, В. В. Струве и др. Однако, несмотря на обширность и глубину изучения проблем восточной истории, филологии, лингвистики, этнографии, дореволюционным востоковедам не удалось выдвинуть обобщающих теоретических концепций исторического процесса на Востоке, суммировать и синтезировать огромный фактический материал, собранный стараниями нескольких поколений ученых. Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции начали меняться как характер исследований по истории стран Востока, так и программы изысканий в других направлениях востоковедения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|