Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие связей с общественностью




Лекция 1. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ, СТРУКТУРА

 

Понятие связей с общественностью

Анализ определения ПР.

История развития ПР в мировом пространстве (самостоятельно).

 

Понятие связей с общественностью

Термин «связи с общественностью» тесно связан с термином «Public Relations», который при дословном переводе с английского означает «общественные отношения». В большинстве случаев эти термины обозначают одно и то же понятие. Связи с общественностью (Public Relations, паблик рилейшнз, ПР, PR) – это самостоятельная функция менеджмента по установлению и поддержанию коммуникаций между организацией и её общественностью. С другой стороны ПР – это искусство формирования общественного мнения и управления им.

Паблик рилейшнз служит интересам широкого спектра институтов в обществе – таких как бизнес, торговые союзы, государственные агентства, добровольные организации, фонды, больницы, школы, колледжи, религиозные организации и др.

Одной из задач связей с общественностью является демонстрация объекта реальности в нужном ракурсе в нужное время для достижения необходимого эффекта. Цель ПР – изменить общественное восприятие, отношение к объекту без изменения его сути и качества.

Основные направления деятельности ПР:

-работа со СМИ;

-отношения с потребителями;

-отношения с местной общественностью;

-отношения с партнерами и конкурентами;

-с занятыми (внутренние, или корпоративные ПР);

-с государством и местными органами управления;

-политический ПР;

-брендинг и имиджмейкинг;

-интернет-коммуникации;

-с инвесторами (финансовые ПР);

-с общественными и неприбыльными организациями;

-управление кризисом (антикризисный ПР) и др.

Существует несколько подходов к определению понятия ПР: PR как искусство, PR как сфера деятельности, PR как функция управления коммуникациями, PR как стратегия управления коммуникативным пространством, PR как система.

PR как молодая дисциплина многое заимствует из других наук. Наиболее близкими к ней являются журналистика, пропаганда, реклама, маркетинг. В отличие от журналисти­ки, которая оперирует словами и рассказывает о событиях, наука связи с общественностью оперирует события и сама их создает. PR гораздо мягче пропаганды, он не искажает факты и стремится налаживать двухстороннюю связь. Раз­ница между дисциплинами «Реклама» и PR заключается в том, что последняя менее формализована, более много­сторонняя и не поддаются учету и контролю.

 

2. Анализ определения ПР.

Паблик рилейшнз имеет более 500 официальных, признанных определений.

Западные специалисты определяют паблик рилейшнз как планируемые и осуществляемые усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью.

Классическое определение ПР дал Сэм Блэк – известный английский PR-мен, Институт общественных отношений – Великобритания, 1948г.: «ПР – это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основан­ного на правде и полной информированности».

Широкое толкование связей с общественностью дает украинский теоретик ПР В. Г. Королько: «Паблик рилейшнз – это специальная система управления информацией (в том числе социальной), если под управлением понимать процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной, распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения».

Такое разнообразие описаний свидетельствует лишь о возникновении и доминировании тех или иных тенденций в определенные периоды либо у определенной группы исследователей и практиков. Однако, можно выделить три основных подхода к определению ПР:

- альтруистический, раскрывающий это понятие как некую деятельность, направленную на достижение абстрактной общественной гармонии (определения Сэма Блэка). Например: PR – это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает особый упор на главной задаче руководства – служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно; выполняет роль «системы раннего оповещения» об опасности и помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах, общение в качестве основных средств деятельности.

- компромиссный, где речь идет не об абстракции, а об удовлетворении конкретных интересов, организация учитывает интересы общественности, чтобы и ее интересы были восприняты с пониманием: PR – это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот (Эдвард Бернейз, I Всемирная ассамблея ассоциаций PR и др.) – это самый распространенный подход.

- прагматический, лишенный какого-либо идеалистического налета: PR – специализированная, профессионально организованная деятельность управления особого рода – это адресное управление состоянием общественного мнения в определенной сфере, корпоративными отношениями, осуществляемое ненасильственными (а не административно-командными) средствами (определение, данное Российской академией государственной службы при Президенте РФ).

Под общественностью в теории и практике паблик рилейшнз в наиболее обобщенном виде подразумевают любую группу людей (и даже отдельных индивидов), так или иначе связанную с жизнедеятельностью организации или учреждения (например, служащие, окрестные жители, потребители, работники СМИ, государственные служащие, выдающиеся личности и т.д.). Выделяется внешняя (поставщики, инвесторы, потребители, общественные организации, неприбыльные организации и др.) и внутренняя общественность (руководящий персонал центрального офиса, заслуженные и почетные члены организации, члены профсоюза и проч.).

 

3 .История развития ПР в мировом пространстве.

Можно предположить, что попытки установить связи с общественностью так же древни, как и сама цивилизация.Некоторые пещерные фрески говорят о намерениях их творцов продемонстрировать (или утвердить?) особое положение охотников в пещерном сообществе. С развитием социума усиливалось влияние общественного мнения на успех или неуспех того или иного начинания в общественной, политической или коммерческой деятельности. И, безусловно, PR коммерческих структур получили наибольший импульс в своем развитии с возникновением капиталистических хозяйственных отношений в Западной Европе и Америке и, собственно, с возникновением и развитием потребительского рынка в его индустриальных формах. Впервые выражение «PUBLIC RELATIONS» употребил в 1807 г. президент США Томас Джефферсон в своем «Седьмом обращении к конгрессу». Зарождение самостоятельного вида деятельности и науки PR относится к началу ХХ столетия. Еще в 1900 г. Гарвардский университет использовал бюро паблисити, а в университете штата Пенсильвания в 1904 был создан собственный офис паблисити. В 1918 курс PR был включен в учебный план Университета штата Иллинойс, а в 1922 – в Нью-Йоркском университете. Первая книга о PR вышла в 1923 году, ее автор – Эдвард Бернауз. К началу 1930-х годов в США PR сложились как самостоятельная функция менеджмента. С этого времени PR стали превращаться в самостоятельную сферу бизнеса, обслуживающую растущую потребность во взаимодействии и (или) влиянии на общественное мнение.

Принято считать, что практика классических PR берет свое начало в 1902 году.

Сегодня только в Америке PR-консалтингом занимаются более 5000 компаний. В 1948 в США создается Общество PR, а в 1955 в Лондоне – Международная ассоциация PR (International Public Relation Association – IPRA), которая ныне объединяет специалистов из 77 стран.

В 1970-х годах PR получает широкое распространение во всем мире. Семимильными шагами развивается эта сфера на «просторах» молодого российского рынка, а также на рынках стран Восточной Европы и СНГ. За последние 3-5 лет отмечается быстрый рост отечественного опыта в этой сфере. К распространенным на Западе направлениям PR – пра­вительственному, финансовому и кризисному – Россия добавила политический. Все эти направления и сам PR в нашей стране последнее время активно развиваются.

Соответственно возникшим потребностям в России были введены курсы PR в некоторых вузах. Несколько десятков специализированных агентств в нашей стране предлагают свои услуги в области PR. Вот уже несколько лет действует российская Ассоциация по Связям с Общественностью (РАСО), Гильдия работников пресс-служб и служб «Паблик рилейшнз» России. В 1999 году создана Ассоциация компаний – консультантов по связям с общественностью (АКОС), которая была принята в ICO – Международный комитет ассоциаций компаний-консультантов в сфере ПР на Первом всемирном форуме этой организации (Швейцария, сентябрь 1999). В это же году в Российской Ассоциации Маркетинга (РАМ) образован Департамент ПР-технологий. В Москве издаются журналы «Советник» и «PR в России».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...