ГЛАВА 1. Специфика психокоррекционной
Стр 1 из 78Следующая ⇒
Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 349, [1] с. — (Психологический практикум). 18ВЫ 978-5-222-11691-3 Настоящее издание представляет собой практическое пособие по психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками. В нем уделяется внимание вопросам организации коррекционной работы, представлены разнообразные тренинговые упражнения и игры, подобранные в соответствии с задачами и проблемами развития в каждом возрасте. Они направлены на решение проблем познавательного, психомоторного, социального, личностного развития детей. Предлагаемые рекомендации и игры помогут родителям и педагогам оптимизировать свое общение с детьми, а психологу — организовать полезные и увлекательные занятия с ребятами, нуждающимися в психологической поддержке; Книга может быть полезна практическим психологам, педагогам, преподавателям и студентам психологических факультетов, а также любящим родителям, заинтересованным в полноценном развитии своего ребенка. ВВЕДЕНИЕ Предлагаемая читателю книга представляет собой пособие по организации коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками. Рост неблагополучия в развитии современных детей порождает множество вопросов у их родителей, педагогов, которые все чаще и чаще обращаются за помощью к психологу. Первая глава «Специфика психокоррекционной работы с детьми и подростками» посвящена вопросам организации психокоррекционной работы с детьми и подростками на основе возрастно-психологического подхода в консультировании. В главе отражены принципы коррекционной работы с детьми и подростками, даются рекомендации по формированию детской коррекционной группы и режиму ее работы, приведено описание этапов групповой работы с детьми, которое отражает логику построения психокоррекционной программы, обсуждается вопрос критериев эффективности программы и проведенной психокоррекционной работы. Также здесь приведены основания для проведения индивидуальной и групповой форм психокоррекционной работы с детьми и подростками в соответствии с применяемым методом коррекции.
Материал второй главы «Психологический практикум» организован в соответствии с возрастными особенностями детей четырех возрастных групп: малышей раннего возраста (1-3 года), детей дошкольного (3-6(7) лет), младшего школьного (6(7)-10 лет) возрастов и подростков (11—16 лет). В начале каждого параграфа, соответствующего определенному возрасту, дается краткий анализ возрастных особенностей ребенка. Это поможет, на наш взгляд, сориентироваться психологу (особенно начинающему свою практику) и педагогу в планировании коррекционной, профилактической или обще-развивающей работы с детьми. Анализ возрастных особенностей, а также типичных трудностей развития ребенка в каждом возрастном периоде позволил выделить основные типы проблем и, соответственно, направления коррекционно-развивающей работы психолога с детьми разных возрастов. По этому принципу и систематизированы предлагаемые игры и упражнения. Они направлены на решение проблем познавательного, психомоторного, социального, личностного развития детей и т. д. Предлагаемые рекомендации и игры помогут родителям и педагогам оптимизировать свое общение с детьми, а психологу — организовать полезные и увлекательные занятия с ребятами, нуждающимися в психологической поддержке. Книга может быть полезна практическим психологам, педагогам, преподавателям и студентам психологических факультетов, а также любящим родителям, заинтересованным в полноценном развитии своего ребенка.
ГЛАВА 1. Специфика психокоррекционной работы с детьми и подростками 1. Цели, задачи и принципы психокоррекционной работы с детьми и подростками
Психокоррекционная работа с детьми и подростками имеет свою специфику по сравнению с таковой у взрослых. Вообще, обсуждая возможности коррекционной и развивающей работы с детьми, многие психологи, как у нас в стране, так и за рубежом, отмечают больший оптимизм по отношению к решению детских проблем. Эти проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет; к тому же развивающийся организм, личность ребенка имеют массу компенсаторных, адаптивных возможностей, что позволяет психологу, педагогу более гибко подходить к вопросам исправления искажений развития: учет возрастных особенностей детей позволяет выявлять трудности на ранних этапах их становления или даже предупреждать их появление, проводя профилактическую работу. Вот почему в коррекционной работе, по нашему мнению, необходимо руководствоваться принципами возрастно-психологического подхода. Термин «коррекция психического развития» как «совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка»1 впервые был употреблен в дефектологии, а затем был перенесен в область нормального развития. Здесь коррекция рассматривается как «создание оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы»2. Большой вклад в разработку принципов организации коррекционной работы с детьми внес Л. С. Выготский. Именно он указывал на первостепенную роль профилактических мер, направленных на предупреждение развития вторичных дефектов. Таким образом, основными направлениями коррекции психического развития являются: • коррекция отклонений в психическом развитии; • профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития. Основываясь на положении Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития, можно выделить еще один уровень коррекционной работы с детьми — обще-развивающая работа.
Итак, основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства — способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Основываясь на положениях отечественной психологии о структуре и динамике возраста и понимании процесса психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым в форме усвоения общественно-исторического опыта путем интериоризации, следует выделить три основных направления в области постановки коррекционных целей: 1) оптимизация социальной ситуации развития; 2) развитие видов деятельности ребенка; 3) формирование возрастно-психологических новообразований3. _____________________________________________ 1 КарабановаО. А. Играв коррекции психического развития ребенка. — М., 1997. 2 Капранова С. В. Путешествие с волшебной кисточкой: программа развивающе-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Ростов н/Д, 1997. 3 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002. Принципы построения коррекционных программ работы с детьми и подростками: • принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка; • принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка; • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; • принцип единства диагностики и коррекции; • принцип приоритетности коррекции каузального типа, направленной на устранение или нивелирование самих причин, порождающих эти негативные явления в развитии ребенка; • деятелыюстный принцип; • принцип комплексности методов психологического воздействия; • принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной работе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|