Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Тренинг. 2.4. Психогимнастика. 2.5. Метод социальной терапии.




2. 3. Тренинг

Метод поведенческого тренинга направлен на обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, на повышение уровня «ис­полнительской компетентности» в отношении оп­ределенных ситуаций взаимодействия и общения с социальным окружением, предметным миром. Сто­ронники поведенческого тренинга как метода групповой работы с детьми исходят из предположения о том, что причиной значительной доли трудностей ребенка является отсутствие у него соответствую­щих навыков6.

Элементы метода поведенческого тренинга нахо­дят широкое применение в коррекционной работе с детьми и их родителями в организации научению новому, более эффективному по сравнению со ста­рым, поведению; в приеме последовательного пере­хода от игровых ситуаций к условным и реальным жизненным ситуациям в ходе тренинга поведения и, наконец, в приеме «домашних заданий», исполь­зуемом в основном при работе с родителями.

В отличие от методов модификации поведения метод тренинга личностного роста направлен, соот­ветственно, на сферу личностного развития, причем, как отмечает автор подобного тренинга для под­ростков А. Г. Лидере, предметом воздействия здесь выступают не столько индивидуально-личностные проблемы детей, сколько нормативно-возрастные проблемы и задачи их развития. Таким образом, тренинг личностного роста может рассматриваться как форма не только коррекционной, но и обще-развивающей и профилактической работы.

Л. Анн7 определяет социально-психологический тренинг с детьми (подростками) как «форму спе­циально организованного обучения для самосовер­шенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:

• овладение социально-психологическими зна­ниями;

• развитие способности познания себя и дру­гих людей;

• формирование положительной Я-концепции».

Познание подростком себя происходит в ходе групповой работы через соотнесение себя с други­ми, через восприятие себя другими (посредством обратной связи), через результаты собственной де­ятельности, через восприятие своего внешнего об­лика и внутренних переживаний.

При организации тренинговой работы с детьми психологу необходимо побуждать их к проявле­нию отношений, установок поведения, эмоциональ­ных реакций, к обсуждению, разбору предложенных тем. Эффективность проводимой работы зависит также от создания в группе условий для полно­го раскрытия детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, под­держки и защиты. Необходимым условием орга­низации тренинга является разработка и поддер­жание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

_______________________

6 Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ. Сфера, 2002.

7 Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2094.

 

2. 4. Психогимнастика

Психогимнастика относится к невербальным ме­тодам групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию раз­личных сторон психики ребенка. (его познаватель­ной и эмоционально-личностной сферы). Психогим­настика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В ходе за­нятий дети изучают различные эмоции, обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным дви­жениям. Основная цель здесь — преодоление барь­еров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, созда­ние возможностей для самовыражения.

Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя вербаль­ное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим8.

2. 5. Метод социальной терапии.

Статусная психотерапия9

Метод социальной терапии — это метод психо­логического воздействия, основанный на использова­нии социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значи­мым социальным окружением — как взрослыми, так и сверстниками. Метод социальной терапии обеспечивает, во-первых, удовлетворение потребнос­ти личности в социальном признании и, во-вторых, формирование адекватных способов социального вза­имодействия у детей с низким уровнем коммуни­кативной компетентности.

Метод статусной, психотерапии основан на воз­растных перемещениях ребенка, позволяющих ре­гулировать статус ребенка в группе и направленно регулировать относительную успешность его деятель­ности. Например, относительное повышение успеш­ности непопулярного, «изолированного», «пренебрегаемого» ребенка путем перевода его в группу более младших детей, понижение статуса относительной успешности путем перевода в группу более стар­ших детей может быть рекомендован для коррекции личностного развития детей-«звезд» с эгоистической направленностью, авторитарными тенденциями и проявлениями агрессивности в поведении.

При реализации методов социальной и статус­ной психотерапии необходимо соблюдать следую­щие правила:

• Их применение возможно только тогда, ког­да другие методы оказались неэффективными или в случаях, когда требуется экстренное психологи­ческое вмешательство.

• Необходимо тщательно выяснить причины трудностей ребенка.

• Обязательное согласование вопроса о возраст­ных перемещениях ребенка с администрацией дет­ского учреждения, педагогами и родителями.

___________________________

8 Чистякова М. И. Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

9 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Вурменская, Е. И. Захарова, О. А.. " Карабанова и др. —М.: «Академия»; 2002.

 

• Обоснование возрастных перемещений для самого (ребенка: перевод в младшую группу может стать \для ребенка дополнительной психотравмой, поэтому необходимо объяснить ему его так назы­ваемый новый статус — «помощник взрослого».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...