Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Рекомендации по формированию детской




4. Рекомендации по формированию детской

психокоррекционной группы

При формировании группы психолог руковод­ствуется следующими критериями:

• размер группы;

• композиция (состав участников) группы;

• тип группы (открытая/закрытая).

Размер группы зависит от степени тяжести и ха­рактера проблем развития участников группы,, уровня сформированности тех навыков, которые требу­ются для работы в группе тем или иным методом (например, уровень развития игровой деятельности и игровой мотивации — в игротерапии, уровень развития изобразительной деятельности и символи­ческой функции — в рисуночной терапии). Коли­чество детей в группе также зависит от их возраста: чем младше дети, тем меньше размер группы. В работе с детьми дошкольного-младшего школь­ного возраста рекомендуемый размер группы — 3-7 (до 9) человек. Психологи, работающие с под­ростками, определяют размер группы в 10-1-6 че­ловек (до 25-30 — тренинг, личностного роста А. Г. Лидерса).         

Композиция группы также определяется пробле­мами участников и целями коррекции. Существу­ют разные мнения относительно подбора детей в группу. Согласно одному из них, в группу долж­ны включаться дети со сходными трудностями и проблемами развития. В таком случае коррекция осуществляется более прицельно за счет подбора специализированных упражнений. Особенно рас­пространен данный подход в работе со страхами и тревожностью у детей. Другая точка зрения — подбор детей по принципу дополнения, с разными проблемами, в результате чего ребенок имеет воз­можность наблюдать модели поведения сверстни­ков, подражать социально приемлемым формам поведения.

Психологи рекомендуют комплектовать группы из детей одного возраста (+ 1-2 года, но не бо­лее) или этапа возрастного развития. Это связано с уровнем значимости тех или иных проблем в определенном возрастном периоде, различиями в актуальных потребностях, ценностных ориентациях, интересах. Половой состав может быть как гомо­генный, так и гетерогенный12.

Не рекомендуется включать в группу детей, об­щающихся за пределами группы, так как в таком случае дети могут продолжать- реализовывать те не­адекватные формы взаимодействия, которые и мог­ли стать источником возникших трудностей. Эта рекомендация касается и дружеских диад, подгрупп, так как сложившиеся ролевые отношения могут тормозить развитие новых навыков и форм взаи­модействия у детей.

Группы могут быть «открытые» и «закрытые». «Открытые» группы могут принять новых членов практически на любом этапе работы. «Закрытые» группы формируются до начала занятий, и в даль­нейшем их состав не изменяется даже при усло­вии количественного сокращения состава группы13. В зависимости от целей коррекции принимается решение о типе группы. В работе с явными на­рушениями _____________________

12 Фурманов И. А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. Психо­логическая работа с детьми, лишенными родительской опеки. Книга для психологов. — Минск, 1998.

13 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002.

поведения, личностного развития пред­почтение отдается закрытому типу группы, так как появление новых участников может нарушить уже развивающуюся динамику эмоциональных и соци­альных отношений, что, с другой стороны, приводит к трудностям адаптации к группе нового участни­ка. «Открытые» группы характеры для коррекционно-развивающей работы, например в «Тренинге личностного роста для подростков» А. Г. Лидерса. Он обосновывает это следующим образом: «Он (тре­нинг) принципиально открыт как для психологов, так и для родителей, подростков и учителей, потому что, во-первых, абсолютно экологически чист и экологически валиден, а во-вторых, не исключает, а как раз предполагает зрителей вокруг работающей группы. Зрители (а большинство из них обычно взрослые и психологи) — это глаза и дополнитель­ные чувства и переживания для группы, это чуткий барометр настроения, это, в конце концов, источник дополнительного материала для упражнений груп­пы и благодатный зритель для того действа, кото­рое развертывается во время тренинга...

Тренинг личностного роста с подростками — это, по сути дела, один из каналов трансляции нату­ральной подростковой субкультуры»14.

Специфика работы с подростками с нарушениями поведения предполагает использование «мягкого» полузакрытого режима. Его особенность состоит в том, что несмотря на жесткие временные ограни­чения (фиксированное время начала и конца ра­боты) к работе в группе допускаются все опоздав­шие. Хотя здесь возможны некоторые методические уловки, а именно введение регламента опоздания (скажем, не более 15-ти минут) или санкций-нака­заний за, опоздание. Вместе с тем, во время рабо­ты группы никто из участников не имеет права ее покинуть15.

_______________________________________

14 Возрастно-психологический подход в консультирование детей и подростков/ Г. В. Бурменская, Е. И, Захарова, О. А. Карабанова и др. т- М.: «Академия», 2002.

15 Фурманов И. А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. Психо­логическая работа с детьми, лишенными родительской опеки. Книга для психологов. — Минск, 1998.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...