Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Организация групповой работы с детьми и подростками




Режим работы группы определяется возрастом ее участников, степенью трудностей (производится собственно коррекция или профилактически-развивающая работа).

В работе с дошкольниками групповое занятие не должно превышать по продолжительности 45-60 минут, с детьми младшего школьного возраста — 60 минут (7-9 лет) и 90 минут (9-11 лет), с под­ростками — 90 минут16.

Периодичность занятий составляет, как правило, 2-3 раза в неделю. А. Г. Лидере отмечает, что за­нятия, проводимые реже одного раза в неделю, те­ряют свою эффективность.

Реализация программы групповой работы с де­тьми и подростками, как и любая тщательно спла­нированная и организованная деятельность, прохо­дит определенные этапы.

Этап планирования. Собственно коррекционную работу предваряет диагностическая. Предваритель­ная психологическая диагностика и специальный подбор детей в группу необходимы по ряду при­чин. Во-первых, существует ряд детских проблем, для решения которых групповая работа малоэф­фективна и даже нежелательна на первых порах. Поэтому с детьми крайне агрессивными, эгоцент­ричными, конкурирующими со своими братьями и -сестрами или же с детьми, переживающими силь­ный стресс, кризис, лучше работать индивидуально и лишь после того, как большая часть проблем решена, можно включать их в групповую работу. Напро­тив, для детей замкнутых, малообщительных, пас­сивных, не владеющих элементарными навыками общения, или же для детей с нарушениями пове­дения, контролируемой агрессией, сверхзависимых, с заниженной самооценкой, страдающих страхами и фобиями, проведение пробной формы групповой ра­боты полезно и дает хорошие результаты. Во-вто­рых, проведение предварительной диагностики необ­ходимо для подбора оптимального состава группы, где дети сочетались бы по принципу дополнения (т. е. с противоположными синдромами), что обеспечи­вает более успешную идентификацию с альтернатив­ным образцом поведения. Кроме того, предваритель­ная диагностика позволяет выявить круг проблем у детей, участвующих в группе, и подобрать мак­симально «эффективные» упражнения и игры17.

На этапе планирования производится разработка психокоррекционной программы, определяется форма работы, осуществляется подбор методик и техник. Организационный этап. На этом этапе произ­водится подбор детей в группу и информирование родителей и педагогов о предстоящей работе. Этап реализации коррекционной программы. Этапы реализации групповой работы с детьми тесно зависят от методов, применяемых психоло­гом. Так, в игровой психотерапии О. А. Карабанова выделяет четыре этапа, наиболее емко отражающих логику решения задач коррекции18:

____________________________

16 Кондратенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. Общая психотерапия: Рук. для врачей — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1999.

17 Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; под ред. И. В. Дубровиной. — М'.: Издательский центр «Академия», 1998.

18 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002.

 

1) ориентировочный этап;

2) этап актуализации и объективирования ти­пичных трудностей развития детей и переживае­мых ими конфликтных ситуаций;

3) конструктивно-формирующий этап;

4) обобщающе-закрепляющий этап.

Отдельные занятия этапов представляют реа­лизацию отдельных методов коррекционной рабо­ты, которые, в свою очередь, имеют определенную структуру. Так, например, в арттерапии выделяют следующие этапы19:

• ориентировочный — исследование обстановки и правил поведения на занятии, изучение возмож­ностей изобразительных материалов, а также лими­тов и ограничений в их использовании;

• выбор темы рисования — происходит эмоцио­нальное включение ребенка в процесс рисования;

• поиск адекватной формы выражения — пере­ход от первого, пока примитивного и упрощенного, выражения темы к поисково-исследовательской ак­тивности, возникает увлеченность самим поиском формы и активное экспериментирование!

• развитие формы осуществляется в направ­лении все более полного и глубокого самовыраже­ния, конкретизации проблемы и возможностей ее преодоления и, наконец, разрешения конфликтной травмирующей ситуации в символической форме.

Тренинг имеет также свою структуру:

1) ориентировочный этап, в ходе которого про­исходит эмоциональное объединение участников группы;

2) развивающий этап, в ходе которого решаются основные задачи тренинга;

3) закрепляющий этап, целью которого, как пра­вило, является повышение самопринятия для ук­репления самооценки и актуализации личностных ресурсов.

Само тренинговое занятие традиционно включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по по­воду данного занятия, ритуал прощания20.

На завершающем и обобщающем этапе проис­ходит оценка эффективности проведенной работы, составляются психолого-педагогические рекоменда­ции для родителей по воспитанию и обучению де­тей, обсуждение итогов проведенной работы с ро­дителями и педагогами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...