1. Актуальность темы
Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, - интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи. Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе требует повышенного внимания. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже читают книги. Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания отходят на второй план, уступая место устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу можно найти в сети Интернет. Учитывая это, задачи педагогов и родителей – направить детей на правильный выбор источника информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус «читающего человека». Каковы цели и задачи литературного воспитания ребенка в детском саду? На этот вопрос мы можем ответить, обратившись к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, где приобщение детей к художественной литературе рассматривается как часть двух направлений развития: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие», и определяется как: - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. - формирование элементарных представлений о видах художественной литературы и фольклора (как искусства); - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. ).
Таким образом, знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества. Приобщать ребёнка к чтению нужно начинать с самого раннего возраста. Помимо родителей, ключевую роль в этом играет детский сад — первый социальный институт ребёнка. Конечно, дошкольники — скорее слушатели, чем читатели. Содержание художественного произведения до них доносит педагог, совместно они раскрывают идею, проникаются переживаниями за героев. Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения: уметь заинтересовать малышей книгой, будучи компетентным в сфере детской литературы и в высокой степени владея навыками выразительного чтения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения. Ребенок – слушатель – это уже читатель. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем. Именно поэтому считаю, что проблема приобщения ребенка к чтению сегодня особенно актуальна и значима. Задача детского сада заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица…). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой.
Творчество Н. Н. Носова включено в программу детского сада для ознакомления детей с художественной литературой со старшей группы, поскольку именно к старшему дошкольному возрасту дети уже способны глубоко осмыслить содержание литературного произведения, выделить моральные качества героев, оценить их поступки. Согласно программе" Детство" дети 5-6 лет знакомятся с рассказом Н. Носова" Живая шляпа". При выборе данной темы я учитывала, что у детей 5-6 лет доминирует наглядно-образное мышление, поэтому они лучше оперируют наглядными образами. В связи с чем, процесс ознакомления детей с художественным произведением в конспекте сопровождается показом слайдов с иллюстрациями художника И. М. Семёнова. Игровая образовательная технология также была положена в основу написания данного конспекта, поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|