Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Цели и задачи  . 3. Место в изучении. Возрастные возможности детей старшего дошкольного возраста в знакомстве с литературным произведением




2. Цели и задачи  

Изучая теоретический материал по теме и, видя перспективу своей работы, я поставила перед собой конкретную цель: создание условий для успешного литературного развития воспитанников через приобщение детей к книжной культуре, детской литературе и пониманию на слух текстов различных жанров детской литературы, также познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова«Живая шляпа». Побудить их к активной речевой деятельности в процессе совместного с педагогом анализа событий, изображённых в рассказе.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

Задачи, направленные на улучшение достижений воспитанников:

Ø Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.

Ø Развивать умение улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

Ø Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения. Воспитывать потребность общения с книгой, культуры чтения, бережного отношения к книге.

3. Место в изучении. Возрастные возможности детей старшего дошкольного возраста в знакомстве с литературным произведением

 

Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка!

А. Токмаков

 

Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости, обогащает и развивает речь.

В. Г. Белинский был убежден, что детские книги-сокровища духовного богатства людей. Книга - жизнь нашего времени выражает чувства, эмоции, переживания людей. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроения близких и окружающих людей. «Чувство предшествует знанию, кто не почувствовал истины, тот не понял и не узнал её» В. Г. Белинский. Художественное слово помогает ребенку понять красоту родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. В этом были согласны идейные соратники Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

В нашей психолого-педагогической литературе проблема восприятия и понимания художественных произведений детьми дошкольного возраста разработана достаточно широко и полно.

Ученые (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина, Д. М. Арановская, Н. С. Карпинская и др. ) отмечают, что дошкольный возраст-период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя, реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героями, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей. Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте более высокого вида восприятия художественной литературы, которое характеризуется способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора. Психологи выделяют в эстетическом развитии дошкольников два периода, имеющие резкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно точно определил К. Чуковский. Первый длятся от «двух до пяти», когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства. После пяти лет начинается второй период, когда искусство, в том числе и искусство слова, определяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, и становится самоценным.

У детей старшего дошкольного возраста возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.

Волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непримиримой, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. Очень популярны книжки, полные хитросплетений, интриг, приключений («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого, «Приключения Чиполлино» Д. Родари, «Приключения незнайки и его друзей» Н. Носова ). Они удовлетворяют потребность детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях и коллизиях.

У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

Усложняется и понимание литературного героя. Он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли. Возможность проникать в сферу внутренней жизни героя связана сформированием умения сопереживать, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку проникнуть в такие мотивы поступков персонажей, которые связаны не только с их действиями, но и чувствами.

На протяжении всего дошкольного периода происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...