Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы технического творчества




термины и их взаимосвязь

 

Учебно-методическое пособие

для средней школы

 

В помощь преподавателю Образовательной области ТЕХНОЛОГИЯ

 

 

Москва

 


 

Содержание

 

Введение  
Тема 1. Понятие изобретения  
Тема 2. Введение в экспертные оценки  
Тема 3. Определение понятия  
Тема 4. Аналогии  
Тема 5. Логические операции с понятиями  
Тема 6. Понятие системы  
Приложение 1. Учебно-тематический план модуля А  
Приложение 2. Варианты контрольных заданий по теме 1 и образец их выполнения  
Приложение 3. Контрольные задания по теме 2 и образцы их выполнения  
Приложение 4. Контрольные задания по теме 3 и образцы их выполнения  
Приложение 5 Варианты контрольных заданий по теме 4 и образец их выполнения 58-
Приложение 6. Контрольные задания по теме 5 и образцы их выполнения  
Приложение 7. Контрольные задания по теме 6 и образцы их выполнения  
Приложение 8. Учебно-тематический план модуля Б  
Приложение 9. Учебно-тематический план модуля В  

Введение

 

Большое внимание уделяется в последние годы вопросам технического творчества. При этом, техническое творчество не сводят к кружкам "умелые руки", а понимают под этим процесс поиска новых идей и решений в различных областях человеческой деятельности, учитывающий не только саму процедуру постановки и решения задачи, но и разнообразные аспекты, связанные с организацией поисковых групп, управлением их деятельностью, развитие творческих способностей каждого конкретного решателя.

Сформировались и специфические подходы к этой проблеме, отражающие точки зрения независимых групп специалистов. В основе этих подходов лежат отличающиеся концепции организации средств учебно-методического обеспечения, нашедшие свое отражение в учебных программах, пособиях, методике проведения занятий и т.п..

Так наиболее широко представленное в нашей стране направление, возглавляемое Г.С. Альтшуллером и названное разработчиками Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), базируется на законах развития технических систем, эмпирически установленных разработчиками на основе анализа жизненных циклов нескольких десятков различных технических (в основном машинных, по классификации В. Хубки (1) систем. Эти законы определяют логику постановки и решения задач, а также оценку полученных решений, включая прогнозирование будущих задач и решений то есть прогнозирование развития систем. Действие этих законов проецируется и на другие аспекты технического творчества: от творческих коллективов до информационных фондов (2).

Эвристические подходы к постановке и решению проблем, основанные на специфике человеческого мышления, в большей степени представлены из хорошо известных в России авторов у Г.Я. Буша (3).

Механистические принципы построения курса, ориентированные во многом на вузовскую студенческую аудиторию, предложены в рамках системы высшей школы А.И. Половинкиным. В основе их лежат элементы системного подхода. Одной из целей этого курса является формирование мотивации к усвоению фундаментальных знаний по базовым дисциплинам технических вузов (4).

В настоящей работе делается попытка сформировать некоторые общие принципы организации технического творчества, в первую очередь его учебно-методического обеспечения, учитывающие многообразие существующих подходов и форм, ориентируясь в первую очередь на задачи средней школы.

 

 

Образ задачи и его динамика

 

Любой поисковый процесс начинается с анализа ситуации. Установления отношения к ней, выявления на основе этого отношения ряда целей, представляющих определенный интерес. При выборе из них какой-либо, приоритетной можно говорить о постановке проблемы - осознанной необходимости поиска средств для ее (этой цели) достижения. То есть системы, реализующей некоторую совокупность функций. Систему, описанную подобным образом, относят к типу “черный ящик”. На этом этапе совершенно безразлично как необходимые функции реализуются - важно лишь то, что они должны выполняться.

Следующим этапом является переход от системы типа “черный ящик” к системе типа “прозрачный ящик”, когда известны не только внешние функции, но и принцип действия, состав элементов и структура. Этот этап может быть разбит на две части: первая - выбор способа реализации необходимых функций (принципа действия системы) и вторая - формирование конкретного облика системы, определенным ранее способом реализующие заданные функции.

К сожалению, крайне редко бывает, чтобы вновь созданная система, попав в реальные условия производства и эксплуатации, удовлетворяла бы всем предъявленным к ней требованиям (которые могли и поменяться за время разработки и изготовления) - выявляются нежелательные эффекты, проявляющиеся как во внешнем, так и во внутреннем функционировании, не говоря уже о технологических трудностях. Начинается этап доводки, характеризующийся последовательным устранением этих нежелательных эффектов.

Всё вышесказанное иллюстрируется обобщенной схемой проектирования систем (рис. 1), из которой видно - каждый этап характеризуется последовательным расширением и сужением поискового поля, так как переход на этап последующей возможен после установления достаточной определенности на этапе предыдущем.

 

 


 

ситуация
  выбор цели Анализ ситуации, создание массива целей, упорядочение этого массива, выбор приоритетной цели.
цель
    постановка проблемы Анализ цели, выявление возможных средств отбор приоритетного, установление внешних ее достижения, функциональных требований к нему, то есть функций системы, позволяющей решить проблему - достичь поставленную цель. Другими словами - определяется система типа “черный ящик”.
проблема
выбор системы
выбор принципа действия Выявление возможных способов осуществления необходимых функций, принципов действия реализующей их системы, отбор оптимального
  выбор конкретного воплощения Выявление возможных конкретных вариантов воплощения системы, реализующей отобранный принцип действия и осуществляющей требуемые функции, отбор из их числа наилучшего
система с НЭ
  снятие НЭ системы Выявление нежелательных эффектов, возникающих при внедрении и эксплуатации, структурирование НЭ и отбор ключевых. Постановка и решение задач по их снятию. Отбор приемлемых вариантов решения.
решение

 

 

Рис. I. Обобщенная схема проектирования систем

 

Такой подход позволяет определить типы задач и установить предпочтительные им методические средства, что приведено в таблице “Типы задач, их содержание предпочтительные методические средства решения”.

 

Таблица 1. Типы задач, их содержание и предпочтительные методические средства решения.

 

 

Тип задачи   Содержание (отличительные признаки) Предпочтительные методические средства  
Уточнение цели   Анализ ситуации, создание и упорядочение массива целей, выбор предпочтительной Мозговой штурм, метод морфологического ящика, системно-морфологическое исследование  
Функция (набор потребительских свойств)   Поиск новой функции, нового набора потребительских свойств   Метод фокальных объектов, метод отрицания и конструирования, мозговой штурм, метод морфологического ящика, системно-морфологическое исследование
Принцип действия (способ функционирования)   Поиск нового принципа действия (способа функционирования), реализующего известную функцию Матрица взаимодействий, АРИЗ, вепольный анализ, метод морфологического ящика, операционное системно-морфологическое исследование  
Конкретное воплощение   Создание новой системы по известному принципу действия реализующей известную функцию метод морфологического ящика, предметное системно-морфологическое исследование  
Система с нежелательным эффектом   Совершенствование конкретной системы, по известному принципу действия реализующей известную функцию Матрица взаимодействий АРИЗ, альбом основных приемов разрешения технических противоречий, вепольный анализ  

 

В жизни же всё бывает подчас куда более прозаичней: при необходимости реализовать какую-либо новую совокупность потребительских свойств (новую совокупности внешних функций системы) не задерживаясь на ранее сформулированных нами этапах, берут что-либо приблизительно похожее и, слегка видоизменив, пытаются использовать, то есть искусственно сводят задачу к типу "система с нежелательным эффектом". Такой подход позволяет быстро получить "нечто", с которым можно начинать конструктивно-технологическую доводку изделия, отчитаться о проведении работ по созданию и апробированию опытного образца, утешить себя и окружающих иллюзиями о наличии материального и технологического обеспечения будущего производства.

Подобное поведение разработчика приводит к непредсказуемому появлению нежелательных эффектов с неопределенным объемом работ по их устранению. В результате чего новое изделие вообще рискует не встретится со своим потребителем.

 

 

Эволюции методических поисковых средств

 

Говоря о конкретных методах поиска решений, как о системах для решения задач определенных типов, мы осуществили их классификацию. Сохраняя вышеизложенный подход к проектированию систем при рассмотрении самих методов мы можем разделить их по способам функционирования (принципам действия этих методов) и тогда можем выделить методы преимущественно случайного, систематического и логического поиска. При этом следует помнить о том, что в каждом конкретном методе все эти три компонента будут присутствовать, однако значимость их будит различна. Кстати, соотношение этих компонентов и конкретная форма их воплощения позволяют описать любой из существующих методов поиска идей и решений, а также прогнозировать появление возможных новых. Более того, учитывая, что методы поиска идей и решений - это системы, не следует отказывать им в подверженности эволюционным процессам, результатом которых является не только специализация под задачи определенных типов путем изменения значимости отдельных компонентов, но и трансформация самих методов под влиянием пользователя и условий его работы, приобретения присущих ему черт.

Рассмотрим в качестве примера мозговой штурм, традиционно относимый к методам случайного поиска. Напомним в вкратце его суть: метод состоит в разделенном во времени групповом выдвижении идей по решаемой проблеме с их обсуждением и принятием окончательного решения. Действительно, в начальный период использования метода, решение проблемы происходило, в основном, на этапе выдвижения (генерации) идей, а на этапе обсуждения (анализа) осуществлялся отбор наиболее подходящих решений и их уточнение (5). В настоящее время мозговой штурм (не в условиях учебного процесса) является мощным средством формирования поискового поля, контуры которого намечают на этапе генерации (нет идей плохих и хороших - все идеи одинаково значимы и ценны, потому что важна их совокупность), а на этапе анализа осуществляют классификацию идей по типам (уровням), к примеру: функция - способ - устройство, и достраивают структурированный таким образом массив решениями, на этапе генерации не названными (6).

При этом, объем работы на этапе анализа, где основными инструментами являются элементы формальной логики: классификация, определение, основные логические операциями с понятиями, превышает в десятки раз трудозатраты этапа генерации. Кстати, правила выполнения этих процедур формализованы очень тщательно, практически алгоритмизированы.

Так к какой же группе методов отнести современный мозговой штурм: случайных, систематических, а может быть логических?

 

 

Методические поисковые средства технического творчества в

формировании эффективной среды их применения

 

Обобщенная схема проектирования систем позволяет выделить основные этапы поиска решения и установить предпочтительный для каждого из них перечень методических средств. Она описывает последовательность формирования образа проектируемой системы от неопределенной исходной ситуации до конкретных технических предложений, достаточных для начала разработки жизнеспособного изделия, включая и этапы эксплуатационно - технологической доводки.

Но эффективная работа по поиску решений требует и создания определенной комфортности этого процесса, высокой творческой активности участников, благоприятной и доброжелательной атмосферы в коллективе, общей заинтересованности в положительном конечном результате, ослаблению психологических барьеров как во взаимоотношениях членов рабочей группой так и по отношению к стоящей перед ними задаче. Не менее важно и установление гибких ролевых установок, наиболее благоприятных на каждом поисковом этапе.

Такой подход, с одной стороны, требует другой классификации методических поисковых средств (индивидуальные и коллективные, эвристические и рациональные и т.д.) с учетом числа участников, их психологических особенностей. А с другой - использование специальных методик, позволяющих как формировать рабочие группы на основе совместимости психологических типов их участников и вырабатывающих навыки позитивного общения в процессе коллективной деятельности, так и развивающих творческое воображение, ассоциативное мышление.

В этом случае методические поисковые средства будут направлены на решение внутренних проблем пользователя (индивидуального или коллективного), то есть превратятся в разнообразные упражнения по развитию творческого воображения, навыков группового общения и работы, преодолению психологических и мотивационных барьеров.

 

Таким образом, предлагаемая организация учебно-методических средств технического творчества, в основу которой положено рассмотрение отдельных методов как систем для решения задач определенных типов, позволяет создать гибкую и внутренне непротиворечивую, развивающуюся структуру учебно-методического обеспечения процесса обучения техническому творчеству и конкретной работе по поиску новых идей и решений, легко адаптирующуюся как к задачам, так и к условиям их решения с учетом индивидуальных особенностей конкретных решателей.

 

Курс "Основы технического творчества" в технологическом цикле средней школы

 

Не меньший интерес представляют учебно-методические средства технического творчества, сведенные в специализированный сквозной (с 6-го по 11-й классы) курс в условиях средней школы.

В этом случае объектом творчества становятся не отдельные системы, требующие каких-либо преобразований (хотя и от этого не следует отказываться), а сам процесс познания школьниками окружающего их современного мира во всём разнообразии связей и проявлений. При этом весь арсенал поисковых средств становится одним из инструментов этого процесса, способствующий также установлению и координации межпредметных связей в процессе обучения, повышения уровня мотивации изучения базовых дисциплин школьного курса.

А если в процессе обучения и появятся охраноспособные технические решения, то это лишь стимулирует процесс становления личности учащихся, повысит уровень их самооценки, явится дополнительной мотивацией к изучению дисциплин технологического цикла, а также производительному труду в рамках учебных проектов.

 

Для оптимального включения курса в учебный план школы с учетом возраста и интересов учащихся представляется целесообразным разбить курс на последовательные учебные модули:

Модуль А. Основные термины и их взаимосвязь

Модуль Б. Основные приемы и методы анализа проблем, поиска и принятия решений

Модуль В. Технология применения основных приемов и методов как специализированной системы для постановки и анализа проблем, поиска и принятия решений

 

Предлагаемое учебно-методическое пособие раскрывает содержание модуля А, учебно-тематический план которого приведен в Приложении 1.

Модули Б и В предлагаются в качестве справочного материала как возможный вариант продолжения курса и приведены в приложениях 8 и 9 соответственно.

 

Особенности преподавания курса “Основы технического творчества” в средней школе

 

Вне зависимости от форм проявления, подходов, идеологии курс возник, отвечая потребностям общества в интенсификации процесса появления новых идей и решений в различных областях человеческой деятельности и был ориентирован на соответствующих специалистов - разработчиков, то есть на активизацию основной деятельности пользователей.

Однако совершенно другие цели ставятся перед подобным курсом в условиях учебного заведения и особенно средней школы. А так как все-таки цель является системоопределяющим признаком, то другими будут как формы так и содержание курса.

Как уже было сказано, курс в конечном счете призван активизировать основную деятельность пользователя, упорядочить ее, сделать более осознанной и познаваемой. Поэтому школьникам необходимо дать инструментарий анализа проблем и синтеза решений, осознанного выбора при наличии альтернатив, а также через учебные задачи и задания показать логику окружающего их развивающегося мира, необходимость знаний по базовым дисциплинам, их взаимосвязь и прикладную значимость.

Не менее важным компонентом являются навыки коллективной деятельности как в составе всего класса так и в малых (3...5 человек) рабочих группах. Некоторые методические средства курса при правильном их преподнесении и совместном использовании с учащимися в известной степени способствуют приобретению подобных навыков.

Основная сложность введения подобного курса в школьные программы заключается именно в его целевой переориентации. Адаптирование традиционных учебно-методических средств, предназначенных для подготовки решателей из специалистов промышленности, вряд ли даст положительные результаты за исключением чисто кружковой работы. Это вызвано тем, что проблемы, с которыми школьники приходят в учебную аудиторию, несколько отличаются от проблем, стоящих перед слушателями институтов повышения квалификации. Говорить же об общем уровне подготовки вообще не приходится.

 

Особо хотелось бы коснуться некоторых, представляющихся специфическими, элементов курса.

 

Учебные задачи

 

В традиционной трактовке они являются материалом для демонстрации методов и приемов, входящих в тот или иной раздел курса и вырабатывающих навыки их применения. Но в условиях средней школы становятся в первую очередь примерами из мира техники и технологии, так как требуют подробного объяснения не только принципа действия и конструкции рассматриваемого технического устройства, но также социально-исторической необходимости его появления и развития, включая ситуацию, при которой возникла предложенная задача.

Формы организации учебной работы

 

Представляется целесообразным строить работу с учащимися таким образом, чтобы максимально вовлечь их в совместную продуктивную деятельность по освоению и совершенствованию курса путем выполнения школьниками учебных проектов.

Здесь можно выделить два подхода, обусловленных целями, намеченными для курса ОТТ учебно-методическим советом учебного заведения.

1. При наличии сильной производственной базы найденные технические решения должны воплощаться хотя бы на уровне действующих макетов (и, разумеется, оформляться в виде заявок на предполагаемое изобретение в случае ожидаемой охраноспособности). При этом, одним из наиболее интересных направлений работ может явиться разработка и изготовление различных учебных пособий. Такая ориентация с одной стороны покажет прикладной характер изучаемых дисциплин (и не только ОТТ), а с другой - заставит учащихся совершенно по другому взглянуть на основные школьные дисциплины, поможет установить неформальные, творческие отношения с преподавателями - предметниками.

2. Другой подход опирается в большей степени на внутренние ресурсы учебной группы включая преподавателя. В этом случае зачетными заданиями по темам курса явятся учебные задачи и задания, разработанные школьниками в процессе занятий.

 

Разумеется следует обратить внимание на то, что предложенные подходы не являются альтернативными, а дополняют друг друга.

 

В заключении хотелось бы упомянуть о том, что преподавание подобного курса требует от преподавателя хотя бы представления о современном производстве с его технико-технологическими особенностями и проблемами, а также некоторого опыта самостоятельного решения отдельных производственных проблем в том числе и с использованием учебно-методических средств курса ОТТ.

 

Литература:

1. В. Хубка, Теория технических систем, Москва, Мир, 1986.

2. Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов, Поиск новых идей: от озарения к технологии, Кишинев, Катря Молдавеняскэ, 1989.

3. Г.Я. Буш, Проблемные задачи и регулятивы их решений, Москва, ВНИИПИ, 1989.

4. А.И. Половинкин, Основы инженерного творчества, Москва, Машиностроение, 1989.

5. Дж.К. Джонс, Методы конструирования, Москва, Мир, 1986.

6. А.В. Кудрявцев, Организация и проведение мозгового штурма, Москва, ВНИИПИ, 1986.


Понятие изобретения, его отличие от открытия,

признаки изобретения, виды объектов изобретения

Настоящий раздел не является введением в курс “Основ патентного права” или других компонентов Законодательства об охране интеллектуальной собственности в России и/или других странах, но лишь ставит целью в самых общих чертах ознакомить учащихся с понятиями изобретение и открытие, а также некоторыми особенностями применения этих терминов в отношении объектов промышленной собственности.

 

Открытием признается установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.

Не распространяется на открытия географические, археологические, палеонтологические, на открытия месторождений полезных ископаемых и на открытия в области общественных наук.

 

Изобретением считается техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны, отвечающее следующим признакам:

- новизна - техническое решение (ТР) предложено впервые в мире;

- полезность - ТР более эффективно в сравнении с прототипом, представляет определенную ценность для общества и соответствует нормам нравственности и морали;

- осуществимость - ТР может быть реализовано при современном уровне техники и технологии;

- неочевидность - ТР не могло быть найдено с использованием знаний, известных в данной области человеческой деятельности.

 

Объектами изобретения признаются:

- способ - технологический процесс, последовательность выполнения взаимосвязанных действий над материальным объектом и с помощью материальных объектов (выпечка хлеба);

- устройство - материальный объект техники (замок);

- вещество - материалы (сплавы, химические удобрения, пластмассы и т.п.);

- штамм - культура микроорганизмов (пенициллин);

- на применение - ранее известный объект техники без изменений употребляется с совершенно другой целью (клей группы БФ в начале 60х гг. был допущен Минздравом для обработки открытых механических повреждений кожного покрова под маркой БФ-6).

Не признаются изобретениями:

-методы и системы организации и управления хозяйством (планирование, финансирование, снабжение, учет и т.п.);

-условные обозначения (дорожные знаки, маршруты и т.п.), расписания, правила и т.п.;

-проекты и схемы планировки сооружений, зданий и территорий;

-методы и системы воспитания, преподавания, обучения, грамматические системы языка и т.п.;

-предложения, касающиеся лишь внешнего вида (формы, фасона) изделий, охраняемые в соответствии с законодательством о промышленных образцах.

Не признаются изобретениями решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, а также явно бесполезные.

Приравниваются по правовой охране к изобретениям новые сорта и гибриды сельскохозяйственных культур и других культивируемых растений, породы сельскохозяйственных животных и птиц, их высокопродуктивные заводские и внутрипородные типы и заводские линии, новые типы пушных зверей и новые породы тутового шелкопряда.

При проведении занятий необходимо особо подчеркнуть неоднозначность понятий, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. В тоже время, система терминов, предлагаемая в уже в этом разделе курса, позволяет им до некоторой степени осознанно классифицировать явления, события, объекты окружающего их мира.

Так например, озеро, в том случае, когда оно рассматривается в качестве природного объекта, по определению не может выступать в роли изобретения или открытия, но если это водоем, созданный человеческими руками, то технические решения, примененные при его создании, вполне могли на каком то этапе изготовления подобных технических объектов быть охраноспособными, кстати, и в современной трактовке.

 

В предложенном материале, соответственно поставленным целям, учтено действующее патентное законодательство.

 

В дополнению к изложенному, предлагается 10 вариантов контрольной работы и образец ее выполнения. Варианты контрольных работ, предложенные в настоящем разделе, созданы при участии восьмиклассников: Аблазовой Ани, Аронова Лени, Рыбакова Димы, Сотниковой Наташи, Соркина Коли, а также шестиклассника Толи Паппе и семиклассницы Аси Бронштейн.

 

При необходимости раздел может быть расширен вплоть до введения курса “Основы патентного законодательства”

Литература

 

Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях. ВНИИПИ. Москва. 1987


Введение в экспертные оценки

 

Является составной частью базового уровня курса "Основы технического творчества" и преследует цель дать школьникам самые общие представления о принципах принятия групповых решений.

 

Вся наша повседневная жизнь - это непрерывное возникновение проблем и их решение. При этом, в большинстве случаев, мы даже не осознаем сам факт возникновения проблемы, как некого события, предшествующего поступку, который является завершающим актом решения.

Принимая то или иное решение, мы подсознательно и/или осознанно учитываем множество факторов, в той или иной степени на него влияющих. И, конечно же, придаем им соответствующую значимость. При этом одна часть этих факторов может быть оценена (измерена) объективно, то есть в существующих единицах измерения: килограммах, метрах, литрах, рублях, часах и т.д., а другая нет. Как, например, измерить удобство, дизайн, престижность, и другие подобные факторы (критерии, признаки, характеристики), носящие, как правило, субъективный характер.

Так, сравнивая между собой несколько шариковых авторучек, мы с уверенностью можем обсуждать их стоимость, массу, габариты, ширину следа, длину непрерывной линии (одним из компонентов критерия “срок службы”), но вряд ли однозначно и быстро сможем договориться о том, какая из этих авторучек лучше.

 

Экспертные оценки помогают перевести наше качественное восприятие тех или иных предметов, событий, явлений в конкретные цифровые показатели. А это, в свою очередь, дает возможность произвести их осознанное сравнение, то есть установить относительную значимость - проранжировать.

 

Проведение экспертных оценок в самом общем случае предполагает следующие этапы:

 

1. Формулирование цели проведения экспертизы и составление перечня вариантов сравнения.

Группа школьников разложила на столе содержимое своих пеналов. Оказалось, что предметы эти самые разнообразные и, подчас, неожиданные: калькуляторы, карандаши простые и цветные, фломастеры, ластики, циркули, небольшие лекала, линейки и угольники, авторучки от простейших разовых капиллярных и шариковых до сложных автоматических, а также перьевые - от незамысловатой школьной до старого доброго папиного PARKER. Была там также связка ключей от квартиры, брелки, мелкие забавные фигурки и много прочей, безусловно необходимой в школе, мелочи.

Глядя на эту массу предметов, ребята решили выяснить: какой лучше? Попытки сравнить калькулятор с брелком или ластиком, а связку ключей с угольником или автоматической шариковой ручкой успехом не увенчались. Тогда они начали искать общие родовые признаки, позволяющие из всей этой массы выделить группы, внутри которых сравнение не вызовет затруднений и будет естественным. К наиболее значимым, основным, признакам относится функциональный (Что делает рассматриваемый объект? C какой целью мы им воспользовались? Для чего он?). Такой подход позволил сформировать несколько групп, из которых выбрали автономные пишущие средства, но оставили только следующие варианты:

в1 - ручка перьевая;

в2 - ручка шариковая одноразовая;

в3 - ручка капиллярная;

в4 - ручка шариковая автоматическая со сменным стержнем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...