Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие бывают объекты, обозначенные исходным понятием?




Полученный перечень ответов разбей на группы соответственно общему для членов каждой из этих групп признаку (критерию, основанию деления).

Объект, обозначенный исходным понятием _____________________________

бывает - ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Делимое понятие (ДП) - _____________________________________________

Основание деления (ОД)1 - ___________________________________________

Члены деления (ЧД)1 - ______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Основание деления (ОД)2 - ___________________________________________

Члены деления (ЧД)2 - ______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Основание деления (ОД)3 - ___________________________________________

Члены деления (ЧД)3 - ______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Основание деления (ОД)_ - __________________________________________

Члены деления (ЧД)_ - ______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Основание деления (ОД)_ - __________________________________________

Члены деления (ЧД)_ - ______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Основание деления (ОД)_ - __________________________________________

Члены деления (ЧД)_ - ______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Основание деления (ОД)_ - __________________________________________

Члены деления (ЧД)_ - ______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


ОБРАЗЕЦ

Класс Фамилия, Имя Петров Сергей

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: "Логические операции с понятиями"

раздел: “Логическое обобщение”

Логическое обобщение - нахождение для объекта, обозначенного исходным понятием, более широкого по объему, в которое он входит в качестве видового. Операция обратная логическому делению.

Отвечает на вопрос:

* К какому роду принадлежит объект, названный обобщаемым понятием?

Основание обобщения - признак, по которому производится логическое обобщение (иногда его не удается четко сформулировать - он может оказаться смысловым синонимом обобщенному понятию).

Исходным понятием (ИП) будем называть при выполнении операции логического обобщения обобщаемое понятие.

В каждом конкретном логическом обобщении имеется:

- исходное понятие (ИП)

- основание обобщения (ОО)

- обобщенное понятие (ОО)

- аналоги исходного понятия (АИП)

Обобщенное понятие (ОО) является родом, а исходное (ИП) вместе с аналогами (АИП) - видами по отношению к данному роду.

Как правило, "главный признак" (главная функция) в данной системе отношений обычно просматривается, то проблема выбора признака обобщения, а следовательно и его основания, представляется разрешимой.

В некоторых случаях многовариантность обобщения и деления оказываются весьма полезными, расширяя поле обзора, намечая обходные пути решения проблемы.

Обрати внимание - основание обобщения не всегда удается четко сформулировать и поэтому можно не указывать его для каждого конкретного обобщения.

Исходное понятие - дерево:

Основание обобщения (ОО)1 - способность выделять тепло при взаимодействовии с кислородом

Обобщенное понятие (ОП)1 - топливо

Аналоги ИП - уголь, нефтепродукты, газ,...

Основание обобщения (ОО)2 - наличие необходимых свойств

Обобщенное понятие (ОП)2 - строительный материал

Аналоги ИП - металл, камень, цемент, пластмассы,...

Основание обобщения (ОО)3

Обобщенное понятие (ОП)3 - растение

Аналоги ИП - травы, кустарники, мхи, лишайники,...

Основание обобщения (ОО)4

Обобщенное понятие (ОП)4 - химическое сырье

Аналоги ИП - уголь, нефтепродукты, газ,...


 

Класс _____ Фамилия, Имя___________________________________

 

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: "Логические операции с понятиями"

раздел: “Логическое обобщение”

Дай свой пример с разными основаниями обобщения

Исходное понятие (ИП) _____________________________________________

* Основание обобщения (ОО)1 - ______________________________________

__________________________________________________________________

Обобщенное понятие (ОП)1 - _________________________________________

Аналоги ИП, входящие в ОП1- _______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

* Основание обобщения (ОО)2 - ______________________________________

__________________________________________________________________

Обобщенное понятие (ОП)2 - _________________________________________

Аналоги ИП, входящие в ОП2- _______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

* Основание обобщения (ОО)__ - _____________________________________

__________________________________________________________________

Обобщенное понятие (ОП)__ - ________________________________________

Аналоги ИП, входящие в ОП__ - ______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

* Основание обобщения (ОО)__ - _____________________________________

__________________________________________________________________

Обобщенное понятие (ОП)__ - ________________________________________

Аналоги ИП, входящие в ОП__ - ______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

* Основание обобщения (ОО)__ - _____________________________________

__________________________________________________________________

Обобщенное понятие (ОП)__ - ________________________________________

Аналоги ИП, входящие в ОП__ - ______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


ОБРАЗЕЦ

Класс Фамилия, Имя Петров Сергей

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: "Логические операции с понятиями"

Логических операций с понятиями великое множество. Из них нами было рассмотрено четыре: деление, обобщение, расчленение и соединение. Дай краткую характеристику каждой из этих логических операций и приведи по два примера.

1. Деление - распределение на группы по соответствующим признакам (основаниям деления) всех тех объектов (не только материальных), которые мыслятся в исходном, делимом, понятии. Отвечает на вопрос: Какие известны варианты объектов, обозначенных исходным понятием?

Пример

1.1. Делимое понятие (ДП) - топливо.

Основание деления (ОД)1 - фазовое состояние.

Члены деления (ЧД)1 - твердое, жидкое, газообразное,...

1.2. Основание деления (ОД)2 - способ добычи.

Члены деления (ЧД)2 - растительное, ископаемое,...

2. Обобщение - нахождение для объекта, обозначенного исходным понятием, более широкого по объему, в которое он входит в качестве видового. Операция обратная логическому делению. Отвечает на вопрос: К какому роду принадлежит?

Пример

Исходное понятие (ИП) - дерево.

2.1. Основание обобщения (ОО)1 - способность гореть в кислороде.

Обобщенное понятие (ОП)1 - химическое топливо.

Аналоги ИП, входящие в ОП1 - нефть, газ, уголь,...

2.2. Основание обобщения (ОО)2 -

Обобщенное понятие (ОП)2 - растения

Аналоги ИП, входящие в ОП2 - травы, кустарники, мхи,...

3. Расчленение - установление состава объекта, обозначенного исходным понятием.

Отвечает на вопрос: Из каких компонентов состоит объект, обозначенный ИП?

Пример

Исходное понятие - дерево.

Компоненты расчленения - корни, ствол, крона.

4. Соединение - выявление понятия, обозначающего систему, в которую объект, названный ИП, входит как один из составных компонентов. Операция обратная логическому расчленению.

Отвечает на вопрос: В какую систему входит как один из составляющих компонентов наравне с другими, добавочными?

Пример

Исходное понятие - дерево.

4.1. Система1 - лес

Добавочные компоненты (ДК)1 - подлесок, животный мир, мхи, лишайники,...

4.2. Система2 - улица.

Добавочные компоненты (ДК)2 - тратуар, проезжая часть, дома,...


Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: "Логические операции с понятиями"

 

Логическое деление.

Дай свой пример. Деление выполни по двум основаниям.

1.1. Делимое понятие (ДП) - __________________________________________

Основание деления (ОД)1 -.___________________________________________

Члены деления (ЧД)1 - ______________________________________________

__________________________________________________________________

1.2. Основание деления (ОД)2 -._______________________________________

Члены деления (ЧД)2 - ______________________________________________

__________________________________________________________________

Логическое обобщение.

Дай свой пример с разными основаниями обобщения.

Исходное понятие (ИП) - ____________________________________________

2.1. Основание обобщения (ОО)1 - ____________________________________

Обобщенное понятие (ОП)1 - _________________________________________

Аналоги ИП, входящие в ОП1- _______________________________________

__________________________________________________________________

2.2. Основание обобщения (ОО)2 - ____________________________________

Обобщенное понятие (ОП)2 - _________________________________________

Аналоги ИП, входящие в ОП2 - _______________________________________

__________________________________________________________________

Логическое расчленение.

Дай свой пример.

Исходное понятие - _________________________________________________

Компоненты расчленения - ___________________________________________

__________________________________________________________________

Логическое соединение.

Дай свой пример с разными системами, в которые независимо входит объект, обозначаемый ИП.

 

Исходное понятие - _________________________________________________

4.1. Система1 - _____________________________________________________

Добавочные компоненты - ____________________________________________

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4.2. Система2 - _____________________________________________________

Добавочные компоненты - ____________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________


ОБРАЗЕЦ

Класс Фамилия, Имя Петров Сергей

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: "Логические операции с понятиями"

Логических операций с понятиями великое множество. Из них нами было рассмотрено четыре:

1. Деление - распределение на группы по соответствующим признакам (основаниям деления) всех тех объектов (не только материальных), которые мыслятся в исходном, делимом, понятии. Отвечает на вопрос:

* Какие известны варианты объектов, обозначенных исходным понятием?

2. Обобщение - нахождение для объекта, обозначенного исходным понятием, более широкого по объему, в которое он входит в качестве видового. Операция обратная логическому делению. Отвечает на вопрос:

* К какому роду принадлежит?

3. Расчленение - установление состава объекта, обозначенного исходным понятием.

Отвечает на вопрос:

* Из каких компонентов состоит объект, обозначенный ИП?

4. Соединение - выявление понятия, обозначающего систему, в которую объект, названный ИП, входит как один из составных компонентов вместе с остальными, добавочными (ДК). Операция обратная логическому расчленению.

Отвечает на вопрос:

* В какую систему входит как один из составляющих компонентов наравне с другими, добавочными?

Выполни с исходным понятием (ИП) школьный стол все 4 логических операции и оформи в виде схемы.

ОБОБЩЕНИЕ     СОЕДИНЕНИЕ  
ОП- стол     НС - рабочее место школьника  
         
ОД- назначение          
АИП              
кухонный            
             
обеденный            
             
журнальный            
             
компьютерный         ДК  
                   
      ИП          
      школьный стол   стул  
               
          КР    
  ОД - размер     столешница    
    ЧД          
    маленький     ножки    
               
    средний     полка    
               
    большой     крепеж    
               
ДЕЛЕНИЕ     РАСЧЛЕНЕНИЕ  
                               

Понятийные ряды

для использования в разделе “расчленение - соединение

 

1. Абажур, электрическая лампа, электроарматура (все, что соединяет цоколь электрической лампы с розеткой электрической сети), патрон, провод, выключатель, стойка, подставка, электрическая вилка, настольная лампа,...

 

2. Оконный блок, стекло, петля, окно, рейка, ручка, каркас окна, запор,...

 

3. Комната, квартира, подъезд, дом, улица, потолок, пол,...

 

4. Клавиатура, монитор, системный блок, "мышь", сервер, локальная сеть, кабель, коммутационные элементы (соединительные кабели, разъемы,...), компьютер,...

 

5. Стул, стол, ножка, сиденье, пол, потолок, кресло, стены, комната,

подлокотник, дверь, окно,...

 

6. Перегородка, шкаф, полка, дверь, крышка, дно, замок, ручка, задняя стенка, боковая стенка, петля,...

 

7. Рабочее место школьника, доска, дверь, окно, стул, стол, рабочее место учителя, пол, потолок,...

 

8. Корпус, стекло, задняя крышка, циферблат,...

 

9. Спицы, рама, седло, колесо, обод, камера, руль, велосипед, тормозная система, ось, ниппель, покрышка, крыло переднее, крыло заднее, электрооборудование, привод,...

 

10. Пылесос, электродвигатель, вентилятор, пылесборник, насадка, электроарматура, корпус, выключатель, провод, соединительный воздушный шланг,...


Приложение 7.

 

 

Контрольные задания по теме 6

и

образцы их выполнения


ОБРАЗЕЦ

 

Класс Фамилия, Имя Петров Сергей

 

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: "Понятие системы"

раздел: “Функция”

 

Любой объект, удовлетворяя какую-либо потребность, является системой.

Она (система) выполняет ту функцию (или функции), которая необходима для достижения поставленной цели. Поэтому система - средство достижения цели.

Выделяют так называемую основную функцию - ту, ради которой собственно и нужна система.

 

Функция - внешнее проявление свойств системы.

Функциональный признак - системоопределяющий.

Функция, как любой термин, формулируется по определенным правилам.

Правило формулирования функции: Ф=Д+О+У

 

Ф - функция

Д - действие (глагол в инфинитиве)

О - объект, на который действие направлено

У - условие, при которых действие осуществляется.

Примечание.

Формулировки функций в этом задании предназначены только для пояснения правила их формулирования.

Пример разбора формулировок функций.

 

1. Шариковая авторучка

Ф - переносить пастообразный краситель на поверхность при перемещении с небольшим нажатием.

 

Д переносить    
О   пастообразный краситель на поверхность  
У     при перемещении с небольшим нажатием.

 

2. Электрический провод

Ф - соединить нагрузку с источником напряжения при подключении.

 

Д соединить    
О   нагрузку с источником напряжения  
У     при подключении

Класс ___ Фамилия, Имя ____________________________________

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: "Понятие системы"

раздел: “Функция”

А. Тебе предложены формулировки функций двух систем (объектов). Выполни структурный разбор этих формулировок.

1. Электрическая лампа

Ф - излучать световой поток при прохождении электрического тока.

Д _____________      
О   ________________________    
У     ________________________  

2. Ножницы

Ф - выполнять режущее движение при сведении ручек.

Д _____________      
О   _______________________    
У     _________________________  

Б. Предложи две системы, сформулируй их функции и выполни разбор.

1. _________________________________

Ф - _______________________________________________________________

 

Д ____________________________    
О   ______________________________________________  
У     __________________________________________________

2. _________________________________

Ф - ______________________________________________________________

 

Д ____________________________    
О   ______________________________________________  
У     __________________________________________________

ОБРАЗЕЦ

Класс Фамилия, Имя Петров Сергей

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: "Понятие системы" раздел: “Свойства”

Любую из применяемых систем мы можем использовать не по прямому назначению: поставить на телевизор часы (телевизор - подставка для часов), устроившись на автомобильной камере, плавать по водоему (камера - плавсредство) и т.д., то есть практически каждое устройство обладает некоторым функциональным резервом. А это возможно только потому, что используется лишь часть его потенциальных возможностей (свойств), та, которая необходима для выполнения функций, обеспечивающих достижение интересующей нас цели. Поэтому можно сказать, что система - тень цели на среде.

И если функция - внешнее проявление свойств системы, форма ее взаимодействия с окружающей средой, то свойство - потенциальная возможность этого взаимодействия.

Будем называть свойства, необходимые для выполнения основной функции (в данной, конкретной системе отношений) - востребованными, а все остальные - невостребованными (резервными).

Функцию, ради которой система создана, называют основной функцией (ОФ). Используя систему не по прямому назначению мы получаем несвойственные функции (НФ).

Пример. Рассмотрим хорошо всем известный стул. Его основная функция - поддерживать тело при сидении, а свойство, позволяющее это делать - способность сохранять форму при механическом воздействии, то есть стабильность формы (до некоторой степени - прочность в привычных терминах). При этом нас совершенно не интересует то, что, если стул изготовлен, хотя, к примеру, если он из дерева - то может быть неплохим электроизолятором, химическим топливом и т.д.

Свойства:

С1 - способность сохранять форму при механическом воздействии.

С2 - способность не пропускать электрический ток при контакте.

С3 - способность окисляться в кислороде с выделением тепла при соответствующей температуре (горение).

С_ - ___________________________________________________________

С_ - ___________________________________________________________

Обрати внимание - свойство формулируется также как и функция, только добавляется слово, указывающее на потенциальную возможность.

1. Исходная система (ИС)-с тул. ОФ - поддерживать тело при сидении (С1).

2. Э лектроизолятор. НФ1 - препятствовать прохождению электрического тока при контакте (С1, С2).

3. Химическое топливо. НФ2 - окисляться в кислороде с выделением тепла при соответствующей температуре (С3).

4. _____________________________________________________________

_______________________________________________________________

Обрати внимание - формулировки функции и свойства могут совпадать, если относятся к веществам (материалам).


Класс ___ Фамилия, Имя ____________________________________

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: "Понятие системы" раздел: “Свойства”

Предложи две системы, укажи их основные функции (ОФ). Перечисли свойства (востребованные), позволяющие реализовать эти функции. Назови невостребованные свойства и несвойственные функции (НФ), которые предложенные тобой системы могли бы выполнять.

1. Система - ___________________________________

ОФ - __________________________________________________________

_______________________________________________________________

____________________________________________(С1, _______________ )

Свойства:

С1 - ___________________________________________________________

С2 - ___________________________________________________________

С3 - ___________________________________________________________

С_ - ___________________________________________________________

С_ - ___________________________________________________________

НФ1- __________________________________________________________

_______________________________________________________________

___________________________________________(___________________)

НФ2 - _________________________________________________________

_______________________________________________________________

___________________________________________(___________________)

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Система - ___________________________________

ОФ - __________________________________________________________

_______________________________________________________________

____________________________________________(С1, _______________ )

Свойства:

С1 - ___________________________________________________________

С2 - ___________________________________________________________

С3 - ___________________________________________________________

С_ - ___________________________________________________________

С_ - ___________________________________________________________

С_ - ___________________________________________________________

НФ1- __________________________________________________________

_______________________________________________________________

___________________________________________(___________________)

НФ2 - _________________________________________________________

_______________________________________________________________

___________________________________________(___________________)

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________


Класс ___ Фамилия, Имя _________________________________

Контрольная работа

по курсу “Основы технического творчества”

тема: "Понятие системы"

раздел: “Состав”

 

По предложенному понятийному ряду (перечню объектов), выделив исходное понятие, составь схему. Помни, что поднимаясь от объекта, обозначенного исходным понятием, вверх ты выполняешь операцию логического соединения, а вниз - расчленения. Многоточиями в понятийных рядах, и висящими линиями на схеме покажи, что описание не являться исчерпывающим.


ОБРАЗЕЦ

Понятийный ряд (перечень объектов, обозначенных понятиями): Пуговица, манжет, петля, воротник, рубашка, рукав,...

Исходное понятие - рукав

 

  рубашка  
     
                   
  рукав           воротник  
                 
                   
  манжет          
             
             
  петля   пуговица      
             
                         

Предложи свой понятийный ряд, выдели исходное понятие и составь схему

Понятийный ряд: ________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Исходное понятие - ____________________


Перечень понятийных рядов

 

1. Абажур, электрическая лампа, электроарматура (все, что соединяет цоколь электрической лампы с розеткой электрической сети), патрон, провод, выключатель, стойка, подставка, электрическая вилка, настольная лампа,...

 

2. Оконный блок, стекло, петля, окно, рейка, ручка, каркас окна, запор,...

 

3. Комната, квартира, подъезд, дом, улица, потолок, пол,...

 

4. Клавиатура, монитор, системный блок, "мышь", сервер, локальная сеть, кабель, коммутационные элементы (соединительные кабели, разъемы,...), компьютер,...

 

5. Стул, стол, ножка, сиденье, пол, потолок, кресло, стены, комната,

подлокотник, дверь, окно,...

 

6. Перегородка, шкаф, полка, дверь, крышка, дно, замок, ручка, задняя стенка, боковая стенка, петля,...

 

7. Рабочее место школьника, доска, дверь, окно, стул, стол, рабочее место учителя, пол, потолок,...

 

8. Корпус, стекло, задняя крышка, циферблат,...

 

9. Спицы, рама, седло, колесо, обод, камера, руль, велосипед, тормозная система, ось, ниппель, покрышка, крыло переднее, крыло заднее, электрооборудование, привод,...

 

10. Пылесос, электродвигатель, вентилятор, пылесборник, насадка, электроарматура, корпус, выключатель, провод, соединительный воздушный шланг,...

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...