Реализация операции логического соединения
Операция логического расчленения была рассмотрена выше, перейдем к ее антиподу - логическому соединению. Для ее осуществления необходимо выявить понятие, обозначающее систему, в которой рассматриваемое понятие, обозначающее исходную систему, явится одной из составных частей. Или пользуясь терминами системного подхода, установить для исходной системы надсистему, в которую исходная входит наравне с другими, дополнительными системами, образуя только в совокупности с ними эту надсистему. Например, если в качестве исходной системы выбран стержень от шариковой авторучки, то традиционное (но не единственное) выполнение операции логического соединения даст нам в качестве надсистемы шариковую авторучку, где кроме нашего стержня будет также корпус и фиксатор.
Литература Ивин А.А., Искусство правильно мыслить, Москва, Просвещение, 1991. Титов В.В., Выбор целей в поисковой деятельности, Москва, НТК “Метод”, 1991.
В дополнение к изложенному, предлагаются варианты контрольных заданий с образцами их выполнения а также понятийные ряды, которые могут быть использованы при изучении логических операций расчленение-соединение. Понятие системы
Понятие “система” является основным в любой области человеческой деятельности. Однако содержание этого термина, как и всякое определение, целесообразно только в конкретной ситуации, когда оно соответствует целям, которые в этот период существенны (важны, принимаются во внимание). Из всех часто употребимых терминов понятие ”система” имеет наибольшее количество определений. Настойчивая, упорная работа в этом направлении позволит выявить их более сотни.
Состав
Обычно на вопрос: Что такое система? отвечают примерно следующее: Система - упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.
Из этого определения, по меньшей мере, следует, что любой объект, рассматриваемый в качестве системы, может быть представлен в трех аспектах: - как нечто целое (система); - как элемент системы более высокого порядка (надсистемы); - как совокупность более мелких частей (подсистем)
Возьмем в качестве исходной системы (ИС) рукав, который вместе с дополнительным компонентом (ДК1) - воротником и другими добавочными компонентами (ДКi) образует надсистему (НС) - рубашка. В тоже время рукав, являясь функционально законченным компонентом, состоит из определенных элементов, каждый из которых, в свою очередь, может быть рассмотрен как состоящий из подсистем более низкого уровня. При этом не вызывает сомнение и то, что, при необходимости, дальнейшее продвижение возможно как вверх так и вниз. Обрати внимание - при движении вниз выполняется операция логического расчленения, а вверх- соединения.
Контрольные задания по этому разделу совпадают с предлагаемыми по теме: “Логические операции с понятиями”, раздел “Логические расчленение и соединение”.
Функция
Любой объект, удовлетворяя какую-либо потребность, является системой. Поэтому система - средство достижения цели. Она (система) выполняет ту функцию (или функции), которая необходима для достижения этой цели. Функция - внешнее проявление свойств системы, а функциональный признак - системоопределяющий. Выделяют так называемую Главную полезную функцию - ту ради которой собственно и нужна система. Использование же системы не по прямому назначению позволяет получать несвойственные функции (НФ).
Функция, как любой термин, формулируется по определенным правилам.
Правило формулирования функции Ф=Д+О+У, где: Ф - функция Д - действие (глагол в инфинитиве) О - объект, на который действие направлено У - условие, при которых действие осуществляется.
Рассмотрим в качестве примера такой хорошо известный предмет мебели как стул. Его функция Ф - поддерживать тело при сидении и тогда, соответственно структуре формулировки, имеем: Д - поддерживать О - тело У - при сидении 1. Шариковая авторучка Ф - переносить пастообразный краситель на поверхность при перемещении с небольшим нажатием.
2. Электрический провод Ф - соединить нагрузку с источником напряжения при подключении.
Свойство
В тоже время, любую из применяемых систем мы можем использовать и не по прямому назначению: поставить на телевизор часы (телевизор - подставка для часов), устроившись на автомобильной камере, плавать по водоему (камера - плавсредство) и т.д., то есть практически каждое устройство обладает некоторым функциональным резервом. А это возможно только потому, что используется лишь часть его потенциальных возможностей (свойств), именно та, которая необходима для выполнения функций, обеспечивающих достижение интересующей нас цели. Поэтому можно сказать, что система - тень цели на среде.
И если функция - внешнее проявление свойств системы, форма ее взаимодействия с окружающей средой, то свойство - потенциальная возможность этого взаимодействия.
Рассмотрим хорошо всем известный стул. Его основная функция (ОФ)- поддерживать тело при сидении, а востребованное свойство (С), позволяющее это делать - способность сохранять форму при механическом воздействии (до некоторой степени - прочность в привычных терминах). С не меньшим успехом, используя то же свойство, мы можем применить стул как вешалку для одежды, подставку под магнитофон и т.п. При этом нас совершенно не интересует какие у рассматриваемой системы имеются невостребованные свойства, так если стул изготовлен, например, из дерева - он может быть неплохим электроизолятором, химическим топливом и т.д. Используя систему не по прямому назначению мы получаем несвойственные функции (НФ).
Свойства: С1 - способность сохранять форму при механическом воздействии. С2 - способность не пропускать электрический ток при контакте. С3 - способность окисляться в кислороде с выделением тепла при соответствующей температуре (горение). С4 -... Понятно, что этот перечень свойств - потенциальных возможностей (способностей) системы можно было бы и продолжить.
1. Стул. Ф - поддерживать тело при сидении (С1). 2. Электроизолятор. НФ1 - препятствовать прохождению электрического тока при контакте (С1, С2). 3. Химическое топливо. НФ2 - окисляться в кислороде с выделением тепла при соответствующей температуре (С3). 4....
Обрати внимание - свойство формулируется также как и функция, только добавляется слово, указывающее на потенциальную возможность, при этом, формулировки функции и свойства могут совпадать, если относятся к веществам (материалам).
В дополнение к изложенному, предлагаются возможные формы контрольных работ с образцами их выполнения по каждому из разделов, а также перечни формулировок функций и понятийные ряды, которые могут быть использованы при объяснении данного материала и составлении конкретных контрольных заданий
Ëèòåðàòóðà Òèòîâ Â.Â., Ñèñòåìíûé ïîäõîä, Ìîñêâà, ÂÍÈÈÏÈ, 1990. Приложение 1.
Учебно-тематический план модуля А ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА модуль А Основные термины и их взаимосвязь
Тематический план
1. Понятие изобретения, его отличие от открытия 2. Введение в экспертные оценки 3. Определение понятия 4. Логические операции с понятиями 5. Аналогии 6. Понятие системы
Учебно-тематический план
Содержание тематических разделов
1. Понятие изобретения, его отличие от открытия Настоящий раздел не является введением в курс “Основ патентного права” или других компонентов Законодательства об охране интеллектуальной собственности в России и/или других странах, а лишь ставит целью в самых общих чертах ознакомить учащихся с понятиями изобретение и открытие, а также некоторыми особенностями применения этих терминов в отношении объектов промышленной собственности. Изобретение - техническое решение, обладающее мировой новизной, полезностью, осуществимостью и неочевидностью и относящееся к следующим видам: способ, устройство, вещество, штамм и на применение. Открытие - установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.
2. Введение в экспертные оценки В основе принятия любого решения лежит сравнительный анализ имеющихся альтернативных вариантов, осуществляемый по признакам (критериям), характерным как для субъекта так и для объекта выбора. Выдвинутые членами группы перечни критериев ранжируются как по частоте повторяемости, так и по очередности в каждом предложенном списке. На этой основе формируется единый перечень проранжированных критериев, при этом для рабочего перечня могут быть сохранены лишь находящиеся в верхней части. По полученным совместно критериям члены группы индивидуально оценивают предложенные на выбор альтернативные варианты. Математическая обработка (в соответствии с уровнем знаний от простейшей арифметики до сложного статистического подсчета), выставленных по критериям оценок позволяет проранжировать уже предложенные на выбор альтернативные варианты в полном соответствии с менталитетом работающей группы. Так в 8-м классе было предложено выбрать наилучшие наручные часы из 4-х предложенных. Выяснилось, что точность хода не попала в перечень из 6-ти наиболее значимых критериев, оставленных для дальнейшей работы. Наиболее значимым оказался “наличие дополнительных устройств”.
3. Определение понятия Раскрывается содержание термина "определение". Приводится логическая структура явного определения и его разновидности - определение через род и видовое отличие. Показывается принципиальное отличие явных определений от неявных и предлагаются правила формулирования определений.
4. Логические операции с понятием Даются основные логические операции с понятиями: деление-обобщение и расчленение-соединение. На этой основе формируются содержание терминов “классификация” и "иерархия”, а также предметное направление системного исследования. Приводятся правила выполнения этих операций.
5. Аналогии Аналогия - один из древнейших приемов, которым пользовалось человечество при решении возникавших перед ним проблем, увидел в природе, у соседа и т. д. В техническом творчестве наиболее употребимыми являются следующие виды аналогий: - прямая - совпадение признаков (функций, свойств) и, как следствие, наличие общего родового понятия: карандаш - мел, функция - оставить след красителя на поверхности, родовое понятие - средство для письма; - обратная (инверсия) - противопоставление признаков (функций, свойств): карандаш - ластик, функции: оставить след красителя - удалить след красителя; - личностная (эмпатия) - представить себя на месте ключевого элемента системы (описание проблемы от первого лица); - символическая - взаимоисключающими понятиями описывается какое-либо явление, событие, объект (твердая вода, холодный огонь, переменная неподвижность и т. д.).
6. Понятие системы Для понятия “система” предлагается несколько определений: * Система - средство достижения цели. Показывает функциональный признак как системоопределяющий. * Система - тень цели на среде. Показывает наличие востребованных и невостребованных свойств, причем последние рассматриваются как резерв для совершенствования системы. * Система - совокупность элементов определенным образом организованных в пространстве и/или времени. Раскрывает содержание свойств единство и делимость. Система существует лишь в совокупности входящих в нее элементов и может быть представлена как: - нечто целое; - состоящая из элементов (подсистем); - входящая в качестве составного элемента (подсистемы) в систему более высокого уровня - надсистему. К основным характеристикам относятся - функция, свойства, состав элементов и структура. Правило формулирования функции Ф=Д+О+У. Ф - функция. Д - действие (глагол в инфинитиве). О - объект, на который действие направлено. У - условие, при которых действие осуществляется. Приложение 2.
Варианты контрольных заданий по теме 1 и образец их выполнения ОБРАЗЕЦ Класс 6А Фамилия, Имя Петров Сергей Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Понятие изобретения, его отличие от открытия, признаки изобретения, виды объектов изобретения”
Настоящий раздел не является введением в курс “Основ патентного права” или других компонентов Законодательства об охране интеллектуальной собственности в России и/или других странах, а лишь ставит целью в самых общих чертах ознакомить учащихся с понятиями изобретение и открытие, а также некоторыми особенностями применения этих терминов в отношении объектов промышленной собственности.
Открытием признается установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. Не распространяется на открытия географические, археологические, палеонтологические, на открытия месторождений полезных ископаемых и на открытия в области общественных наук.
Признаки изобретения: 1. Новизна - техническое решение (ТР) предложено впервые в мире; 2. Полезность - ТР представляет определенную ценность для общества и соответствует нормам нравственности и морали; 3. Осуществимость - ТР может быть реализовано при современном уровне техники и технологии; 4. Неочевидность - ТР не могло быть найдено с использованием знаний, известных в данной области человеческой деятельности.
Виды объектов изобретения: 1. Способ - технологический процесс, последовательность выполнения взаимосвязанных действий над материальным объектом и с помощью материальных объектов (выпечка хлеба); 2. Устройство - материальный объект техники (замок) 3. Вещество - материалы (сплавы, пластмассы) 4. Штамм - культура микроорганизмов (пенициллин) 5. На применение - ранее известный объект, который без изменений употребляется с совершенно другой целью (клей группы БФ в начале 60-х гг. был допущен Минздравом для обработки открытых механических повреждений кожного покрова под маркой БФ-6). Приравниваются по правовой охране к изобретениям новые сорта и гибриды сельскохозяйственных культур и других культивируемых растений, породы сельскохозяйственных животных и птиц, их высокопродуктивные заводские и внутрипородные типы и заводские линии, новые типы пушных зверей и новые породы тутового шелкопряда. А. Поставь рядом с признаком изобретения знак ” П ”, а с видом объекта изобретения- “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши.
Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия знак ‘ О ’. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни.
Класс ____ Фамилия, Имя _______________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” ТЕМА: “Понятие изобретения, его отличие от открытия, признаки изобретения, виды объектов изобретения” Вариант N1 А.. Поставь рядом с признаком изобретения знак ”П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши. 1. Штамп __ 2. Способ __ 3. Неочевидность __ 4. По применению __ 5. Изобретение __ 6. Определение __ 7. На применение __ 8. Штамм __ 9. Очевидность __ 10. ___________ 11. Без применения __ 12. Вещество __ 13. _______________ 14. Программа __ 15. Осуществление __ 16. ____________ 17. Вместимость __ 18. Премудрость __ 19. _______________ 20. Осуществимость __
Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни. 1. Вода __ 2. Небо __ 3. Учитель __ 4. Стул __ 5. Microsoft Word __ 6. Шкаф __ 7. Рассада __ 8. Чай __ 9. Лампа __ 10. Шторы __ 11. Одежда __ 12. Голова __ 13. Конституция __ 14. Клавиатура __ 15. Реставрация __ 16. Идиотизм __ 17. Кроссовки __ 18. Лысина __ 19. Бакенбарды __ 20. Стол __ Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Понятие изобретения, его отличие от открытия, признаки изобретения, виды объектов изобретения” Вариант N2 А. Поставь рядом с признаком изобретения знак ”П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши. 1. Способ __ 2. Печать __ 3. ___________________ 4. Устройство __ 5. Для применения __ 6. Старость __ 7. На применение __ 8. ___________ 9. Новизна __ 10. Придурковатость __ 11. Штамм __ 12. Обучаемость __ 13. Изобретательность __ 14. Очевидность __ 15. Агрессивность __ 16. __________ 17. Неочевидность __ 18. Прилежность __ 19. _______________ 20. Полезность __
Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни. 1. Карандаш __ 2. Стол __ 3. Табуретка __ 4. Цветок __ 5. Поле __ 6. Луг __ 7. Рассада __ 8. Чай __ 9. Напиток __ 10. Паркет __ 11. Магазин __ 12. Птица __ 13. Змея __ 14. Лев __ 15. Пещера __ 16. Логово __ 17. Случай __ 18. Имя __ 19. Сервис __ 20. Шрифт __ Класс ____ Фамилия Имя ___________________________________ Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” ТЕМА: “Понятие изобретения, его отличие от открытия, признаки изобретения, виды объектов изобретения” Вариант N3 А. Поставь рядом с признаком изобретения ЗНАК ”П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши. 1. Штамп __ 2. Способ __ 3. Неочевидность __ 4. Срок службы __ 5. Изобретение __ 6. Определение __ 7. На применение __ 8. Штамм __ 9. Очевидность __ 10. ___________ 11. Конфликтность __ 12. Вещество __ 13. _______________ 14. Программа __ 15. Осуществление __ 16. ____________ 17. Вместимость __ 18. Премудрость __ 19. _______________ 20. Осуществимость __
Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни. 1. Доверчивость __ 2. Небо __ 3. Учитель __ 4. Бочка __ 5. Microsoft Word __ 6. Шкаф __ 7. Континент __ 8. Телевизор __ 9. Лампа __ 10. Шторы __ 11. Рубашка __ 12. Голова __ 13. Конституция __ 14. Холодильник __ 15. Реставрация __ 16. Идиотизм __ 17. Тапочки __ 18. Лысина __ 19. Бакенбарды __ 20. Стол __ Класс ____ Фамилия И. ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Понятие изобретения, его отличие от открытия, признаки изобретения, виды объектов изобретения” Вариант N4 А. Поставь рядом с признаком изобретения знак ” П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши. 1. Способ __ 2. Доверчивость __ 3. __________________ 4. Устройство __ 5. Достоинство __ 6. Надежность __ 7. На применение __ 8. ___________ 9. Новизна __ 10. Усидчивость __ 11. Штамм __ 12. Открытие __ 13. Изобретательность __ 14. Очевидность __ 15. Агрессивность __ 16. __________ 17. Неочевидность __ 18. Прилежность __ 19. _______________ 20. Полезность __
Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни. 1. Телевизор __ 2. Стол __ 3. Табуретка __ 4. Холодильник __ 5. Поле __ 6. Луг __ 7. Рассада __ 8. Чай __ 9. Напиток __ 10. Паркет __ 11. Магазин __ 12. Птица __ 13. Волга __ 14. Лев __ 15. Пещера __ 16. Логово __ 17. Случай __ 18. Имя __ 19. Иголка __ 20. Шрифт __ Класс ____ Фамилия Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Понятие изобретения, его отличие от открытия, признаки изобретения, виды объектов изобретения” Вариант N 5 А. Поставь рядом с признаком изобретения знак ” П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши. 1. Вместимость __ 2. Экономичность __ 3. Устройство ___ 4. Престиж __ 5. Прочность __ 6. Полезность __ 7. _________________ 8. Габариты __ 9. Новизна __ 10. Стоимость __ 11. Масса__ 12. Штамп __ 1 3. На применение __ 14. Дизайн __ 15. Неочевидность __ 16. Способ __ 17. ________________ 18. Осуществимость __ 19. Вещество __ 20. ________________
Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни. 1. Ураган __ 2. Авторучка __ 3. Компьютер __ 4. Радий __ 5. Планета __ 6. Пылесос __ 7. Континент __ 8. Телевизор __ 9. Учебник __ 10. Составление красок __ 11. Автономность __ 12. Государство __ 13. Ластик __ 14. Углекислый газ __ 15. Пельмени __ 16. Кофе __ 17. Заварка чая __ 18. Прививка растений __ 19. Феодализм __ 20. Неочевидность __ Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Понятие изобретения, его отличие от открытия, признаки изобретения, виды объектов изобретения” Вариант N6 А. Поставь рядом с признаком изобретения знак ”П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши. 1. Неоднородность __ 2. Устройство __ 3. Экономичность ___ 4. Престиж __ 5. Полезность __ 6. _____________ __ 7. _________________ 8. Новизна __ 9. Габариты __ 10. Стоимость __ 11. ________________ 12. Штамп __ 1 3. На применение __ 14. Дизайн __ 15. Наглядность __ 16. Способ __ 17. ________________ 18. Осуществимость __ 19. ________________ 20. ________________ Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни. 1. Лампочка __ 2. Авторучка __ 3. LOGO __ 4. Радий __ 5. Планета __ 6. Учебник __ 7. Континент __ 8. Пенопласт __ 9. “Война и мир”, Л.Н. Толстой __ 10. Курица __ 11. Картридж __ 12. Латунь __ 13. Москвич __ 14. Пластилин __ 15. Аргентина __ 16. Лето __ 17. Череп __ 18. Очки __ 19. Колбаса __ 20. Бензин __ Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Понятие изобретения, его отличие от открытия, признаки изобретения, виды объектов изобретения” Вариант N7 А. Поставь рядом с признаком изобретения Знак ”П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши. 1. Устойчивость __ 2. Устройство __ 3. Применяемость ___ 4. Срок службы __ 5. Полезность __ 6. _____________ __ 7. _________________ 8. Новизна __ 9. Габариты __ 10. Стоимость __ 11. ________________ 12. Штамп __ 1 3. На применение __ 14. Дизайн __ 15. Наглядность __ 16. Способ __ 17. ________________ 18. Осуществимость __ 19. ________________ 20. ________________ Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни. 1. Бутылка __ 2. Расческа __ 3. Microsoft Office __ 4. Уран __ 5. Планетарий __ 6. Учебник __ 7. Континент __ 8. Пенопласт __ 9. Стихотворение __ 10. Курица __ 11. Картридж __ 12. Латунь __ 13. Москвич __ 14. Пластилин __ 15. Аргентина __ 16. Лето __ 17. Череп __ 18. Очки __ 19. Учитель __ 20. Бензин __ Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” ТЕМА: “Понятие изобретения, его отличие от открытия, признаки изобретения, виды объектов изобретения” Вариант N8 А. Поставь рядом с признаком изобретения знак ”П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши. 1. Наглядность __ 2. Штамм __ 3. Осуществимость __ 4. ______________ 5. Определение __ 6. Новизна __ 7. __________________ 8. Стоимость __ 9. Способ __ 10. Массивность __ 11. Затененность __ 12. Ценность __ 13. Неочевидность __ 14. Устройство __ 15. _________________ 16. Полезность __ 17. Вещество __ 18. _____________ 19. Неоднозначность __ 20. На применение __
Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни. 1. Бумага __ 2. Титан __ 3. Полезность __ 4. Решетка __ 5. Стихотворение __ 6. Вместимость __ 7. Компьютер __ 8. Пенопласт __ 9. Орфографический словарь Ожегова __ 10. Корова __ 11. Колодец __ 12. Бронза __ 13. Волга __ 14. Новизна __ 15. Канада __ 16. Дискета __ 17. Сыр __ 18. Баскетбол __ 19. Книга __ 20. Уверенность __ Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Понятие изобретения, его отличие от открытия, признаки изобретения, виды объектов изобретения” Вариант N9 А. Поставь рядом с признаком изобретения знак ”П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши. 1. Штамп __ 2. Неочевидность __ 3. __________________ 4. Вместимость __ 5. Универсальность __ 6. Устройство __ 7. Полезность __ 8. _______________ 9. Дизайн __ 10. Осуществимость __ 11. _________________ 12. Агрессивность __ 13. Вещество __ 14. Прочность __ 15. Плакат __ 16. Устройство __ 17. _________________ 18. Наглядность __ 19. Способ __ 20. Срок службы __ Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни. 1. Мышь __ 2. Собака __ 3. Остров __ 4. Очевидность __ 5. Азбука для 1-го класса __ 6. Прибой __ 7. Завуч __ 8. Вертолет __ 9. Автоматизм __ 10. Шляпа __ 11. Тарелка __ 12. Клавиатура __ 13. Москвич __ 14. Принтер __ 15. Огнетушитель __ 16. Звезда __ 17. Воск __ 18. Спектакль __ 19. Закон Архимеда __ 20. Воспитатель __ Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Понятие изобретения, его отличие от открытия, признаки изобретения, виды объектов изобретения” Вариант N10 А. Поставь рядом с признаком изобретения знак ”П ”, а с видом объекта изобретения “ В ”. Лишнее вычеркни, а недостающее впиши. 1. Плотность __ 2. Неочевидность __ 3. Способ __ 4. Однородность __ 5. Устройство __ 6. Интенсивность __ 7. ________________ 8. Штамп __ 9. Полезность __ 10. Наглядность __ 11. Престижность __ 12. Осуществимость __ 13. _______________ 14. _______________ 15. Быстродействие __ 16. Колбаса __ 17. Вещество __ 18. Доверие __ 19. _______________ 20. Прочность __ Б. Могло ли что-либо из нижеперечисленных объектов и явлений в свое время явиться изобретением или открытием. Около изобретения поставь знак “ И ”, а около открытия “ О ”. В случае необходимости уточни. Лишнее вычеркни. 1. Маркер __ 2. Бурелом __ 3. Компьютер __ 4. Хлеб __ 5. Гемоглобин __ 6. Кровь __ 7. На применение __ 8. Президент __ 9. Фотоаппарат __ 10. Фотография __ 11. Песня __ 12. Инструкция __ 13. Информатика __ 14. Лампочка __ 15. Парусник __ 16. Птица __ 17. Справка __ 18. Класс __ 19. Франция __ 20. Колесо __ Приложение 3.
Контрольные задания по теме 2 и образцы их выполнения Образец Класс 6А Фамилия, Имя Петров Сергей Контрольная работа тема: "Введение в экспертные оценки"
1. Предложен перечень критериев, конечно же неполный, который мог быть использован тобой при приобретении чашки. Допущены ли ошибки при его составлении? Если да, то какие? Перечень критериев: дизайн, назначение, емкость, форма, стоимость, удобство,... Ошибки - “ назначение ” - критерий ошибочен, потому что решив приобрести что-либо, как правило, мы знаем для чего это “что-либо” мы приобретаем. Однако он может быть целесообразен, например, при проведении маркетинговых исследований с целью принятия решения о возможных продажах (производстве) тех или иных товаров. - “ дизайн и форма ” - понятие “дизайн” включает в себя большое количество разнообразных признаков (логическое расчленение), в том числе и такой как “форма”. В данном случае нарушено “правило однопорядковости”. Признак “форма” должен быть исключен из перечня.
2. Сформируй из предложенного перечня объектов группу для возможного последующего сравнения с использованием экспертных оценок. Перечень объектов: шапка меховая, тушь, насос, шапка спортивная (трикотажная), руль, кепка кожаная, носовой платок, клавиша, платок, мел. Родовое понятие - головной убор: шапка меховая, шапка спортивная (трикотажная), кепка кожаная, пуховый платок. Однако предметы, указанные в перечне могут сравниваться, если рассматриваются в качестве товара, производственной продукции (н
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|