Типовые формулировки определений объектов и их функций
1. Циркуль - устройство для выполнения круговых движений при вращении. ОФ - выполнять круговое движение при вращении.
2. Календарь - устройство для информирования о датах и днях недели при обращении. ОФ - информировать о датах и днях недели при обращении.
3. Шнурки - устройство для прижатия верхней части обуви к ноге при затягивании. ОФ - прижимать верхнюю часть обуви к ноге при затягивании.
4. Ластик - устройство для удаления следа красителя с поверхности при перемещении по ней с нажатием. ОФ - удалять след красителя с поверхности при перемещении по ней с нажатием.
5. Плуг - устройство для переворачивания верхнего слоя земли при перемещении по ней с вдавливанием. ОФ - переворачивать верхний слой земли при перемещении с вдавливанием.
6. Линейка - устройство для проведения прямой линии при правильном использовании. ОФ - провести прямую линию при правильном использовании.
7. Линейка - устройство для измерения длины при наложении. ОФ - измерять длину при наложении.
8. Циркуль - устройство для измерения линейной величины при совмещении с линейкой. ОФ - измерять линейную величину, при совмещении с линейкой.
9. Резинка для волос - устройство для удержания волос при накручивании. ОФ - удерживать волосы при накручивании.
10. Панама - головной убор, защищающий от солнца при использовании. ОФ - защищать голову от солнца при использовании.
11. Клей - вещество, соединяющее поверхности при нанесении на них и последующем прижатии (при соблюдении инструкций). ОФ - соединять поверхности при нанесении на них и последующем прижатии (при соблюдении инструкций).
12. Холодильник - устройство для сохранения продуктов охлдаждением при размещении внутри.
ОФ - сохранять продукты охлаждением при размещении внутри.
13. Клавиатура компьютера - устройство для подачи команд на системный блок при нажатии клавиш. ОФ - подавать команды на системный блок при нажатии клавиш.
14. Стиральная машина - устройство для удаления загрязнений с белья при использовании. ОФ - удалять загрязнения с белья и одежды при использовании.
15. Книга - устройство для получения информации при чтении. ОФ - получать информацию при чтении.
16. Калькулятор - устройство для выполнения вычислений при использовании. ОФ - выполнять вычисления при использовании.
17. Стул - устройство для поддерживания тела при сидении. ОФ - поддерживать тело при сидении.
18. Замок - устройство фиксирующее дверь при повороте ключа. ОФ - зафиксировать дверь при повороте ключа.
19. Пылесос - устройство для сбора мелкого сухого мусора и пыли всасыванием. ОФ - собирать мелкий сухой мусор и пыль при использовании.
20. Бутылка - устройство для содержания жидкостей при хранении и транспортировании. ОФ - содержать жидкости при транспортировании и хранении.
21. Обувь - устройство для защиты ног от внешних воздействий при использовании. ОФ - защищать ноги от внешних воздействий при использовании.
22. Очки - устройство для корректировки зрения. ОФ - корректировать зрение при использовании.
23. Дискета - внешнее устройство для хранения информации. ОФ - хранить информацию вне компьютера при использовании.
24. Принтер - устройство для воспроизведения информации на бумажном носителе. ОФ - воспроизводить информацию на бумажном носителе при подключении к компьютеру и выдаче соответствующих команд.
25. Микрофон - устройство для преобразования акустических сигналов в электрические. ОФ - преобразовывать акустические сигналы в электрические при использовании.
26. Телефон - устройство для преобразования электрических сигналов в акустические. ОФ - преобразовывать электрические сигналы в акустические при использовании.
27. Номеронабератель - устройство для преобразования индекса абонента в электрические коды. ОФ - преобразовывать код абонента в электрический сигнал при подаче соответствующей команды.
28. Плеер - устройство для воспроизведения информации с носителя. ОФ - воспроизводить информацию с носителя при использовании.
29. Дисковод - устройство для записи и считывания информации с плоского магнитного носителя. ОФ - записывать и считывать информацию с плоского магнитного носителя при работе с компьютером.
30. Пуговица - приспособление для соединения элементов одежды. ОФ - соединять элементы одежды при использовании. Приложение 5.
Варианты контрольных заданий по теме 4 и образец их выполнения ОБРАЗЕЦ Класс 6А Фамилия, Имя Петров Сергей Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Аналогии”
Аналогия - это функциональное и морфологическое сходство чего-либо. В техническом творчестве наиболее употребимыми являются прямая, обратная, личностная и символическая аналогии. Приведи свои примеры на эти виды аналогий (делаешь все, что выделено курсивом): прямая - совпадение функции, признака, свойства и, как следствие, наличие общего родового понятия (карандаш - мел), функция - оставить след красителя, родовое понятие - автономное пишущее средство; обратная (инверсия)- противопоставление функции, признака, свойства (карандаш - ластик), функции: оставить след красителя - удалить след красителя; личностная (эмпатия) - представление себя на месте ключевого элемента системы (описание проблемы от первого лица); Я шарик пишущего узла шариковой авторучки. Кручусь-верчусь целый день, перетаскивая нечто вязкое и противное с места на место (процесс письма шариковой авторучкой ). символическая - описание какого-либо явления, события, объекта несовместимыми, взаимоисключающими, понятиями (твердая вода - лед, холодный огонь - лампа дневного света, сухой дождь - снег, лохматая вода - облако и т.д.).
А. Подбери для понятия “шапка” четыре прямых аналогии, укажи функцию, признак, свойство и ближайшее родовое понятие, которые их объединяют. Функция: защитить голову от внешних воздействий (родовое понятие - головной убор ) Прямые аналогии: 1. Шляпа 2. Кепка 3. Панама 4. Шлем Б. Подбери для предложенных понятий обратные аналогии и укажи функции, признаки, свойства, которые их противопоставляют: 1. печь - холодильник; нагреть продукты - охладить продукты. 2. ножницы - швейная машина; разрезать ткань - соединить ткань. 3. весло - якорь; перемещать лодку - фиксировать положение лодки. 4. снаряд - броня; разрушать объект - сохранять объект В. Ты “шарик пишущего узла шариковой авторучки”. Составь два предложения от его имени. 1. Кручусь-верчусь целый день, перетаскивая нечто вязкое и противное с места на место (процесс письма шариковой авторучкой ). 2. Никак не могу дотянуться до этой липкой, вязкой гадости (попытка писать шариковой авторучкой в положении “пишущий узел вверху”). Г. Со словом “чашка” составь две символических аналогии и опиши, что получилось. 1. Хрустящая чашка - вафельный стаканчик. 2. Земляная чашка - стаканчик для огородной рассады. Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Аналогии” ВАРИАНТ N1 В техническом творчестве наиболее употребимыми являются прямая, обратная, личностная и символическая аналогии. Приведи свои примеры на эти виды аналогий: прямая ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ обратная (инверсия) ________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ личностная (эмпатия) _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ символическая _____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ А. Подбери для понятия “книга” четыре прямых аналогии, укажи функцию, признак, свойство и ближайшее родовое понятие, которые их объединяют __________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Прямые аналогии: 1. _____________________________ 2. ____________________________ 3. _____________________________ 4. ____________________________ Б. Подбери для предложенных понятий обратные аналогии и укажи функции, признаки, свойства которые их противопоставляют: 1. Клей ___________________________________________________________ 2. Дезодорант ______________________________________________________ 3. Окно ___________________________________________________________ 4. Лед ____________________________________________________________ В. Ты - “спичка”. Составь два предложения от имени этого объекта. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Г. Со словом “лед” составь две символических аналогии и опиши, что получилось. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Аналогии” ВАРИАНТ N2 В техническом творчестве наиболее употребимыми являются прямая, обратная, личностная и символическая аналогии. Приведи свои примеры на эти виды аналогий: прямая ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ обратная (инверсия) ________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ личностная (эмпатия) _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ символическая _____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ А. Подбери для понятия “кофта” четыре прямых аналогии, укажи функцию признак, свойство и ближайшее родовое понятие, которые их объединяют. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Прямые аналогии: 1. ____________________________ 2. ________________________________ 3. ____________________________ 4. ________________________________ Б. Подбери для предложенных понятий обратные аналогии и укажи функции, признаки, свойства, которые их противопоставляют: 1. Штора __________________________________________________________ 2. Огонь __________________________________________________________ 3. Молоток ________________________________________________________ 4. Огород _________________________________________________________ В. Ты - “тетрадка”. Составь два предложения от имени этого объекта.
1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Г. Со словом “вода” составь две символических аналогии и опиши, что получилось. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Аналогии” ВАРИАНТ N3 В техническом творчестве наиболее употребимыми являются прямая, обратная, личностная и символическая аналогии. Приведи свои примеры на эти виды аналогий: прямая ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ обратная (инверсия) ________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ личностная (эмпатия) _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ символическая _ ____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ А. Подбери для понятия “щетка” четыре прямых аналогии, укажи функцию признак, свойство и ближайшее родовое понятие, которые их объединяют. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Прямые аналогии: 1. ____________________________ 2. ________________________________ 3. ____________________________ 4. ________________________________ Б. Подбери для предложенных понятий обратные аналогии и укажи функции, признаки, свойства, которые их противопоставляют: 1. Колодец ________________________________________________________ 2. Гвоздодер _______________________________________________________ 3. Пот ____________________________________________________________ 4. Наперсток _______________________________________________________ В. Ты - “ластик”. Составь два предложения от имени этого объекта. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Г. Со словом “камень” составь две символических аналогии и опиши, что получилось. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Аналогии” ВАРИАНТ N4 В техническом творчестве наиболее употребимыми являются прямая, обратная, личностная и символическая аналогии. Приведи свои примеры на эти виды аналогий: прямая ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ обратная (инверсия) ________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ личностная (эмпатия) _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ символическая _ ____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ А. Подбери для понятия “стакан” четыре прямых аналогии, укажи функцию признак, свойство и ближайшее родовое понятие, которые их объединяют. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Прямые аналогии: 1. _________________________________ 2. ____________________________ 3. _________________________________ 4. ____________________________ Б. Подбери для предложенных понятий обратные аналогии и укажи функции, признаки, свойства, которые их противопоставляют: 1. Веник __________________________________________________________ 2. Колодец ________________________________________________________ 3. Штора __________________________________________________________ 4. Занятия спортом _________________________________________________ В. Ты - “подоконник”. Составь два предложения от имени этого объекта. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Г. Со словом “молоко” составь две символических аналогии и опиши, что получилось. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Аналогии” ВАРИАНТ N5 В техническом творчестве наиболее употребимыми являются прямая, обратная, личностная и символическая аналогии. Приведи свои примеры на эти виды аналогий: прямая ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ обратная (инверсия) ________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ личностная (эмпатия) _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ символическая _____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ А. Подбери для понятия “сапог” четыре прямых аналогии, укажи функцию признак, свойство и ближайшее родовое понятие, которые их объединяют. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Прямые аналогии: 1. _________________________________ 2. ____________________________ 3. _________________________________ 4. ____________________________ Б. Подбери для предложенных понятий обратные аналогии и укажи функции, признаки, свойства, которые их противопоставляют: 1. Гвоздодер _______________________________________________________ 2. Наперсток _______________________________________________________ 3. Колодец ________________________________________________________ 4. Занятия спортом _________________________________________________ В. Ты - “книга”. Составь два предложения от имени этого объекта. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Г. Со словом “молоко” составь две символических аналогии и опиши, что получилось. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Аналогии” ВАРИАНТ N6 В техническом творчестве наиболее употребимыми являются прямая, обратная, личностная и символическая аналогии. Приведи свои примеры на эти виды аналогий: прямая ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ обратная __________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ личностная (эмпатия) _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ символическая _____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ А. Подбери для понятия “стакан” четыре прямых аналогии, укажи функцию признак, свойство и ближайшее родовое понятие, которые их объединяют. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Прямые аналогии: 1. _________________________________ 2. ____________________________ 3. _________________________________ 4. ____________________________ Б. Подбери для предложенных понятий обратные аналогии и укажи функции, признаки, свойства, которые их противопоставляют: 1. Молоток ________________________________________________________ 2. Иголка _________________________________________________________ 3. Занавеска _______________________________________________________ 4. Огонь __________________________________________________________ В. Ты - “плеер”. Составь два предложения от имени этого объекта. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Г. Со словом “камень” составь две символических аналогии и опиши, что получилось. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Аналогии” ВАРИАНТ N7 В техническом творчестве наиболее употребимыми являются прямая, обратная, личностная и символическая аналогии. Приведи свои примеры на эти виды аналогий: прямая ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ обратная (инверсия ) ________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ личностная (эмпатия) _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ символическая _____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ А. Подбери для понятия “табуретка” четыре прямых аналогии, укажи функцию, признак, свойство и ближайшее родовое понятие, которые их объединяют. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Прямые аналогии: 1. _________________________________ 2. ____________________________ 3. _________________________________ 4. ____________________________ Б. Подбери для предложенных понятий обратные аналогии и укажи функции, признаки, свойства, которые их противопоставляют: 1. Молоток ________________________________________________________ 2. Занятия спортом _________________________________________________ 3. Дезодорант ______________________________________________________ 4. Прокурор _______________________________________________________ В. Ты - “стакан”. Составь два предложения от имени этого объекта. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Г. Со словом “вата” составь две символических аналогии и опиши, что получилось. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Аналогии” ВАРИАНТ N8 В техническом творчестве наиболее употребимыми являются прямая, обратная, личностная и символическая аналогии. Приведи свои примеры на эти виды аналогий: прямая ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ обратная (инверсия) ________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ личностная (эмпатия) _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ символическая _____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ А. Подбери для понятия “кошка” четыре прямых аналогии, укажи функцию признак, свойство и ближайшее родовое понятие, которые их объединяют. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Прямые аналогии: 1. _________________________________ 2. ____________________________ 3. _________________________________ 4. ____________________________ Б. Подбери для предложенных понятий обратные аналогии и укажи функции, признаки, свойства, которые их противопоставляют: 1. Клещи __________________________________________________________ 2. Окно ___________________________________________________________ 3. Лед ____________________________________________________________ 4. Колодец ________________________________________________________ В. Ты - “зубная щетка”. Составь два предложения от имени этого объекта. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Г. Со словом “ведро” составь две символических аналогии и опиши, что получилось. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Аналогии” ВАРИАНТ N9 В техническом творчестве наиболее употребимыми являются прямая, обратная, личностная и символическая аналогии. Приведи свои примеры на эти виды аналогий: прямая ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ обратная (инверсия) ________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ личностная (эмпатия) _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ символическая _____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ А. Подбери для понятия “сапог” четыре прямых аналогии, укажи функцию, признак, свойство и ближайшее родовое понятие, которые их объединяют. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Прямые аналогии: 1. _________________________________ 2. ____________________________ 3. _________________________________ 4. ____________________________ Б. Подбери для предложенных понятий обратные аналогии и укажи функции, признаки, свойства, которые их противопоставляют: 1. Дезодорант ______________________________________________________ 2. Молоток ________________________________________________________ 3. Клей ___________________________________________________________ 4. Курение ________________________________________________________ В. Ты - “спичка”. Составь два предложения от имени этого объекта. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Г. Со словом “вата” составь две символических аналогии и опиши, что получилось. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Аналогии” ВАРИАНТ N10 В техническом творчестве наиболее употребимыми являются прямая, обратная, личностная и символическая аналогии. Приведи свои примеры на эти виды аналогий: прямая ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ обратная (инверсия) ________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ личностная (эмпатия) _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ символическая _____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ А. Подбери для понятия “картошка” четыре прямых аналогии, укажи функцию признак, свойство и ближайшее родовое понятие, которые их объединяют. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Прямые аналогии: 1. _________________________________ 2. ____________________________ 3. _________________________________ 4. ____________________________ Б. Подбери для предложенных понятий обратные аналогии и укажи функции, признаки, свойства, которые их противопоставляют: 1. Колодец ________________________________________________________ 2. Гвоздодер _______________________________________________________ 3. Нож ____________________________________________________________ 4. Занятия спортом _________________________________________________ В. Ты - “подоконник”. Составь два предложения от имени этого объекта. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Г. Со словом “золото” составь две символических аналогии и опиши, что получилось. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Для набора собственного массива заданий удобнее нижеприведенная форма контрольной работы, которая может быть применена на завершающих этапах изучения данного раздела.
Класс ____ Фамилия, Имя ___________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: “Аналогии” А. Напиши понятие “___________________________________________”, предложи для него четыре прямых аналогии, укажи функцию, признак, свойство и ближайшее родовое понятие, которые их объединяют __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Прямые аналогии: 1. _____________________________ 2. ____________________________ 3. _____________________________ 4. ____________________________ Б. Предложи четыре пары понятий с обратными аналогиями и укажи признаки, функции, свойства, которые их противопоставляют: 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ В. Ты ________________________. Составь два предложения от имени этого объекта. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Г. Напиши слово “______________________”, составь с ним две символических аналогии и опиши, что получилось. 1. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Приложение 6.
Контрольные задания по теме 5 и образцы их выполнения Класс ___ Фамилия, Имя _________________________________
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: "Логические операции с понятиями" раздел: “Логические расчленение и соединение”
По предложенному понятийному ряду (перечню объектов), выделив исходное понятие, составь схему. Помни, что поднимаясь от объекта, обозначенного исходным понятием, вверх ты выполняешь операцию логического соединения, а вниз - расчленения. Многоточиями в понятийных рядах, и висящими линиями на схеме покажи, что описание не являться исчерпывающим. ОБРАЗЕЦ Понятийный ряд (перечень объектов, обозначенных понятиями): Пуговица, манжет, петля, воротник, рубашка, рукав,... Исходное понятие - рукав
Предложи свой понятийный ряд, выдели исходное понятие и составь схему Понятийный ряд: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Исходное понятие - ____________________ ОБРАЗЕЦ Класс 6А Фамилия, Имя Петров Сергей
Контрольная работа по курсу “Основы технического творчества” тема: "Логические операции с понятиями" раздел: “Логическое деление” Логическое деление - распределение на группы по соответствующим признакам (основаниям деления) всех тех объектов, которые мыслятся в исходном, делимом, понятии. Эти группы называются членами деления. Основание деления - признак, по которому производится логическое деление. Делимое понятие является родом, а члены деления - видами по отношению к данному роду. В каждом конкретном логическом делении имеется: делимое понятие (ДП), основание деления (ОД), члены деления (ЧД).
Операция логического деления отвечает на вопрос: * Какие известны варианты объектов, обозначенных исходным понятием? или * Какие бывают объекты, обозначенные исходным понятием?
Зададим один из этих вопросов, рассматривая объект, обозначенный понятием стол, а полученный перечень ответов разобьем на группы соответственно общему для членов каждой из этих групп признаку (критерию, основанию деления). Стол бывает - белый, обеденный, деревянный, черный, пластмассовый, коричневый, металлический, письменный, высокий, кухонный, длинный, короткий, широкий, низкий, кофейный, узкий,... Список этот, при необходимости, можно и продолжить.
Выполняя операцию логического деления необходимо помнить следующие основные правила:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|