Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предложение каждым экспертом своего перечня критериев сравнения.




Каждый из ребят предложил свой перечень из шести критериев, по которым, с его точки зрения, можно было бы эти авторучки сравнивать:

Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Эксперт 4 Эксперт 5
дизайн изготовитель масса дизайн прочность
стоимость прочность безопасность масса изготовитель
прочность масса удобство заправки стоимость безопасность
масса стоимость прочность удобство заправки стоимость
срок службы дизайн дизайн прочность масса
удобство заправки срок службы стоимость габариты срок службы

При этом под безопасностью договорились понимать то, что краситель из авторучки не вытекает, пачкая все вокруг, а под сроком службы - длину непрерывной линии.

 

Создание общего перечня критериев и его ранжирование.

 

Был выписан перечень первого эксперта и напротив каждого критерия поставлена метка “1”. Затем взяли перечень второго эксперта и, в случае повтора критерия, метка “1” также повторялась, но если критерий появлялся впервые, то подписывался к имеющимся одновременно с меткой “1”. И так далее.

 

дизайн 1 111

стоимость 1 1111

прочность 1 1111

масса 1 1111

срок службы 1 11

удобство заправки 1 11

изготовитель 11

безопасность 11

габариты 1

После чего отобрали четыре критерия, набравших наибольшее количество баллов (повторов), и по ним составили таблицу.

Эксперт ___
Варианты вариант 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4
Стоимость        
Прочность        
Масса        
Дизайн        

 

5. Оценка экспертами вариантов по каждому из критериев.

 

Каждому из наших экспертов была предложена такая таблица, которую он заполнил самостоятельно. При этом договорились: вариант, лучший по рассматриваемому критерию оценивать в четыре балла (по количеству самих вариантов), а худший - в один, допуская одинаковые значения оценок. При этом решили принять для всех отобранных критериев весовой коэффициент Кв=1,0 (в рассматриваемом примере дизайн может иметь Кв=0,8 - всего четыре повтора; тогда как для остальных критериев: Кв=1,0 - по пять повторов).

 

Для удобства и большей наглядности все пять таблиц сведены в одну.

ЭкспертыÞ Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Эксперт 4 Эксперт 5
Варианты в1 в2 в3 в4 в1 в2 в3 в4 в1 в2 в3 в4 в1 в2 в3 в4 в1 в2 в3 в4
Критерииß                                        
Стоимость                                        
Прочность                                        
Масса                                        
Дизайн                                        

 

6. Подсчет для каждого варианта суммы оценок всех экспертов.

 

В нашем примере обработка проводилась простейшим образом - суммированием, который в реальных условиях применяется крайне редко.

 

Варианты Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
Итого:        

 

Результаты экспертизы показали, что предпочтительным является вариант 3 - ручка капиллярная, а наименее популярным вариант 1 - ручка перьевая.

 

Хотелось бы обратить внимание на то, что результаты, полученные с использованием экспертных методов, отражают групповые предпочтения на всех стадиях работы.

Так в 8-м классе было предложено выбрать наилучшие наручные часы из 4-х предложенных. Выяснилось, что “ точность хода” не попала в перечень из 6-ти наиболее значимых критериев, оставленных для дальнейшей работы, наиболее значимым оказался - “ наличие дополнительных устройств ”, а дешевая гонгконговская поделка с массой дополнительных функций (калькулятор, измеритель пульса, радиоприемник и т.п.) набрала гораздо больше баллов, чем механический ROLLEX последней модели.

 

Следует помнить, что применение экспертных оценок в реальных условиях сильно отличается:

- варианты, как правило, заданы;

- критерии, в большинстве случаев, определены, а их веса (относительные значимости самих критериев, которые в рассмотренном примере не учитывались) заданы;

- сравнение вариантов по каждому критерию осуществляется преимущественно попарно (вне зависимости от числа вариантов);

- математическая обработка результатов выполняется с использованием статистических методов.

 

Литература

Горелов В.Е. и др. Методы экспертных оценок, Москва, ВНИИПИ, 1987

 

Рекомендации по составлению контрольных работ

 

Выставление оценок вариантов по критериям и окончательная обработка результатов не вызывает затруднений. Наиболее сложным для учащихся, как оказалось, являются:

- составление групп вариантов из предложенного перечня объектов сравнения;

- формирование собственного перечня критериев по предложенной группе сравнения;

- составление общего перечня критериев и его ранжирование.

На эти этапы экспертных оценок предложено по восемь вариантов перечней, которые могут быть использованы при изучении раздела. Однако несомненно более эффективными окажется собственный материал, полученный при проведении занятий.

 

Варианты контрольных работ и образец их выполнения составлены с учетом этих рекомендаций.

Перечни, приведенные в вариантах, предложены учащимися 6-7 классов при проведении занятий, их корректировка и предварительное оформление выполнены учащимися 8-го класса Ароновым Леонидом, Рыбаковым Димой и Соркиным Николаем.

Варианты контрольных работ и образец их выполнение приведены в соответствующем разделе приложения.


Определение понятия

 

Одним из самых надежных способов, избавляющих от недоразумений в общении, споре, исследовании, учебе является определение. Дать хорошее определение - значит раскрыть сущность определяемого объекта. Но сущность, как правило, не лежит на поверхности. Кроме того, за сущностью первого уровня всегда скрывается более глубокая сущность второго уровня, за той - сущность третьего уровня и так до бесконечности. Эта возможность неограниченного углубления в сущность даже простого объекта делает понятными те трудности, которые встают на пути определения, и объясняют, почему определения, казалось бы, одних и тех же вещей меняются с течением времени. Углубление знаний об этих вещах ведет изменению представлений об их сущности, а значит и определений.

Необходимо также учитывать известную относительность сущности: существенное для одной цели может оказаться второстепенным с точки зрения другой.

 

Определение - логический прием, имеющий целью раскрытие или уточнение содержания понятия.

Одна из задач определения - отличить, выделить, отграничить рассматриваемый предмет от всех иных; раскрыть сущность понятия в данной системе отношений.

Формы определений многообразны, рассмотрим некоторые из них.

 

Определения можно разделить на две группы: явные и неявные.

Явное - определение типа "А = В", где замена в любом тексте выражения "А" - определяемой части на выражение "В" - определяющую часть не меняет смысла текста, однако может сказаться на стилистике.

 

Например: "Шариковая авторучка - автономное малогабаритное пишущее средство, оставляющее след пастообразного красителя при перемещении по поверхности с небольшим нажатием"

Я пишу шариковой ручкой.

Я пишу автономным малогабаритным пишущим средством, оставляющим след пастообразного красителя при перемещении по поверхности с небольшим нажатием.

Смысл этих двух фраз не отличается, но стилистика....

 

Неявное - определение понятия из контекста, когда его сущность, смысл, проявляются из всего многообразия связей с другими, знакомыми, понятиями в рассматриваемой системе отношений.

 

Разновидностью неявного определения является определение-указание (предписание). К ним относятся термины, согласованные в процессе обсуждения или до него, о которых договорились участники. Так при потере шахматной фигуры на пляже ее могут заменить камешком и при этом только участники этой конкретной партии будут знать, что камешек - это, к примеру, ладья.

 

Наиболее применимым в повседневной практике является разновидность явного определения - определение через род и видовое отличие.

 

Оно описывается логической формулой " А = В+С ", где

 

А - определяемое понятие

В - понятие, более общее по отношению к "А" (родовое понятие)

С - такие признаки, которые выделяют объекты, обозначаемые "А", среди всех объектов, обозначаемых "В" (видовое отличие).

Если мы вернемся к шариковой авторучке, то

А - шариковая авторучка

В - автономное малогабаритное пишущее средство оставляющее след красителя на поверхности при перемещении с небольшим нажатием.

С - пастообразного

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...