Тема 4. Устройство и технологические
планировки магазиноВ
Цель: сформировать практические навыки определения установочной и экспозиционной площади торгового зала магазина и эффективности их использования, разработки планировок торгового зала с учетом мерчандайзинговой концепции магазина.
Задание 4.1
Напишите формулы расчета показателей, характеризующих использование установочной и экспозиционной площади торгового зала магазина (таблица 4.1).
Таблица 4.1 – Показатели использование установочной и экспозиционной площади торгового зала магазина
Задание 4.2 Рассчитайте необходимое количество горок для размещения парфюмерно-косметических товаров в секции универмага на основе следующих данных: запасы данной группы товаров в торговом зале составляют 250 млн. р.; стоимость парфюмерно-косметических товаров, размещенных на 1 м2 экспозиционной площади, –4,8 млн. р.; экспозиционная площадь одной горки – 10 м2.
Задание 4.3 По данным таблицы 4.2 рассчитайте нормативные площади подсобно-оперативных помещений (для приемки, хранения подготовки к продаже) в универсаме с площадью торгового зала 650 м2.
Таблица 4.2 – Нормативы площади подсобно-оперативных помещений Магазина и их фактическое наличие в универсаме
Проанализируйте соответствие фактических значений площадей подсобно-оперативных помещений нормативным значениям. Дайте предложения по совершенствованию их структуры. На основе полученных результатов дать в письменном виде предложения по изменению структуры и размеров этих помещений по группам товаров и в целом по ассортименту. РЕШЕНИЕ Таблица – Определение площади подсобно-оперативных помещений по нормативу и отклонений фактической площади от нормативной
|
|
Задание 4.4
По данным таблицы 4.3 – 4.5 рассчитайте коэффициенты установочной и экспозиционной площадей в магазине "Парфюмерия-галантерея". На основе анализа полученных показателей дайте предложения по повышению эффективности использования торговых площадей и мебели в магазине.
Таблица 4.3 – Площадь торгового зала магазина "Парфюмерия-галантерея" и нормативные коэффициенты ее использования
Площадь торгового зала магазина, м2 | Коэффициент | |
установочной площади | экспозиционной площади | |
0,30 | 0,73 |
Таблица 4.4 – Виды, количество и размеры торговой мебели в магазине
"Парфюмерия-галантерея"
Вид оборудования | Количество оборудования, ед. | Размеры оборудования, м | |
длина | ширина | ||
Горки: - пристенная - островная - островная с кассетами - со штангами | 1,5 1.2 1.0 1,2 | 0,9 0,8 0,8 0,8 | |
Подставка для галстуков | |||
Прилавки-витрины | 0,9 | 0,6 | |
Контейнеры колесные с 3 полками | 0,85 | 0,7 | |
Итого |
Примечание: установочная и экспозиционная площадь единицы оборудования "Подставка для галстуков" составляет 0,42 м2.
|
|
Таблица 4.5 – Виды, количество и размеры плоскостей для выкладки
товаров торговой мебели в магазине "Парфюмерия-галантерея"
Вид оборудования | Количество оборудования, ед. | Размеры плоскостей выкладки, м | |
длина | ширина | ||
Горки пристенные: полка 1 полка 2 полка 3 полка 4 | - 1,5 1,5 1,5 1,5 | - 0,9 0,7 0,6 0,5 | |
Горки островные: | - | - | |
полка 1 | 1,2 | 0,8 | |
полка 2 | 1,2 | 0,6 | |
полка 3 | 1,2 | 0,4 | |
Горки островные с кассетами: полка 1 полка 2 полка 3 | - 1,0 1,0 1,0 | - 0,8 0,6 0,4 |
|
Задание 4.5
Определите показатели использования площади универсального магазина самообслуживания, если его общая площадь составляет 850 м2, торговая — 450 м2. В торговом зале под оборудованием находится 280 м2 площади, экспозиционная площадь оборудования и торговой мебели составляет 670 м2. Дать оценку эффективности использования площадей магазина.
|
Задание 4.6
Продовольственный магазин представляет собой отдельно стоящее здание общей площадью 550 м2, площадь торгового зала 250 м2. Планировка торгового зала магазина представлена на рисунке 4.1.
Продажа товаров в магазине осуществляется через прилавок, самообслуживание используется при продаже замороженных продуктов, хлебобулочных изделий, бакалеи, соков, безалкогольных напитков, некоторых молочных товаров, непродовольственных товаров первой необходимости.
Выявите недостатки в существующей планировке торгового зала и размещении товаров.
Разработайте новые планировки торгового зала на основе ценовой, театральной концепций и концепции «экономия времени», при условии, что не менее 70 % товарооборота будет приходиться на самообслуживание.
Какие принципы и требования необходимо учитывать при размещении товаров и выборе оборудования для магазинов различных концепций, чтобы обеспечить им соответствующие конкурентные преимущества?
|
|
|
Рисунок 4.1 – Планировка торгового зала продовольственного магазина
Условно-графическое изображение торгово-технологического оборудования
Стеллаж металлический островной двухсторонний (высота 1930) | Шкаф секционный (высота 1800) | ||
Стеллаж металлический торцевой (высота 1930) | Весы торговые с печатью самоклеящихся этикеток | ||
Стеллаж металлический пристенный (высота 2230) | Стационарный сканер штрих-кода | ||
Шкаф холодильный (стеклянная дверь) (высота 1980) | POS-система | ||
Бонета морозильная (высота 940) | Корзина хозяйственная покупательская | ||
Горка хлебная (высота 2230) | Стол упаковочный | ||
Горка хлебная (высота 2230) | Стеллаж для конфет | ||
Горка холодильная фруктовая (высота 1990) | Турникет флажковый | ||
Горка холодильная гастрономическая (высота 1990) | Стойка ограничительная | ||
Витрина холодильная угловая (внутренний угол 90 гр., высота 1270) | Горка прикассовая двухсторонняя | ||
Витрина холодильная угловая (наружный угол 90 гр., высота 1270) | Горка прикассовая односторонняя | ||
Витрина холодильная (Высота 1270) | Прилавок торговый | ||
Витрина холодильная (Высота 1270) | Прилавок торговый | ||
Кассовый бокс с транспортером и узким накопителем (высота 908) | Стол производственный | ||
|
|