Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет
1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.
Занятие 3/2. Семинар: «Философия мысль эпохи Средневековья» Время – 2 часа. Цели семинара: 1. Углубить и закрепить знания, полученные в ходе лекции. 2. Раскрыть возможности философской классики как фактора формирования мировоззренческой позиции, политической и общей культуры личности. 3. Показать специфику религиозного миропонимания и познакомить обучающихся с основными христианскими идеями в философском контексте 4. Осуществить контрольную проверку знаний изученного материала. Методические рекомендации по раскрытию вопросов семинара: Основные черты и особенности средневековой философии. – общая характеристика средневековой философии; – принципиальные особенности средневекового стиля мышления, его отличия от античного; – возникновение и этапы развития средневековой философии; – отличия патристики и схоластики Патристика. Основные положения философско-религиозного учения Августина – суть «патристики»; – решение проблемы мира и человека отцами Церкви; – проблема искупительной миссия Христа; – основные идеи Августина, решение проблемы предопределения; – суть идеи движения «от града земного к граду божьему». Схоластика как тип средневековой философии. Ф. Аквинский. – круг проблем средневековой схоластики; – проблема соотношения веры и разума в познании, и путь ее решения Фомой Аквинским; – суть проблемы «теодицеи», способы оправдания Бога перед лицом мирового зла; – решение проблемы соотношения человеческой свободы и божественного предопределения; – рациональные способы доказательства бытия Бога предложенные Фомой Аквинским;
– суть проблемы «универсалий»; – правомерность оценки средневековой философии как «служанки богословия». Задания для подготовки к семинарскому занятию: 1. Изучить рекомендованную литературу. 2. Доработать конспект лекций, письменно отразив подготовку по всем вопросам семинара. 3. Составить словарь ключевых терминов: «патристика», «схоластика», «креационизм», «провиденциализм», «экзегетика», «монотеизм», «откровение», «вера», «номинализм», «реализм», «теодицея». 4. В каждой учебной группе подготовить: Доклад: «Соотношение веры и разума как основная проблема философии Средневековья» Фиксированные выступления: 1. Проблема человека в средневековой философии» (В качестве основного источника рекомендуется работа Августина «О Граде Божьем»). 2. Способы доказательства бытия Бога в работе Ф. Аквинского «Сумма теологии». Примечание. Каждый из подвопросов может служить темой фиксированного выступления на семинаре. Однако это не может служить основанием для освобождения кого-либо из обучаемых от самостоятельной проработки всех вопросов, выносимых на семинар. Литература: а) основная литература: 1. Философия: учебник для студентов вузов /Под ред. Ратникова В.П. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2014. /http:www.knigafund.ru/books 2. Канке В.А. Основы философии /В.А.Канке. – М.: Изд-во Логос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 3. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие / Г.И.Иконникова, Н.И. Иконникова. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2012. /http:www.knigafund.ru/books
б) дополнительная литература: 4. Борисов С.В. Основы философии /С.В.Борисов. – М.: Изд-во Флинта, 2010. /http:www.knigafund.ru/books 5. Мальков Б.Н., Торгашев Г.А. Философия для юристов: учебное пособие /Б.Н.Мальков, Г.А.Торгашев. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2013. /http:www.knigafund.ru/books 6. Методика изучения философии: учебно-методическое пособие в 2-х Ч. /А.В.Малов, П.И.Чижик. – Химки.: Академия гражданской защиты МЧС России, 2012.
7. Петров В.П. Философия: курс лекций /В.П.Петров. – М.: Изд-во Владос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 8. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Основы философии /В.Ш.Сабиров, О.С.Соина. – М.: Изд-во Флинта, 2012. /http:www.knigafund.ru/books Тема №4. Становление и развитие философии Нового и Новейшего времени. Занятие 4/1 Лекция: «Становление философии Нового Времени» Время – 2 часа. Цели занятия: 1. Ознакомить обучаемых с основными направлениями развития западноевропейской философии периода Ренессанса и Нового Времени. 2. Дать характеристику гуманизма как сущностной черты эпохи Ренессанса и рационализма как основы философии Нового Времени. 3. Показать особое значение идей новоевропейского времени для дальнейшего развития философии.
Вопросы лекции: 1. Возрождение как предпосылка идей Нового времени. 2. Философия Нового Времени. Эмпиризм и рационализм. 3. Социально-философская проблематика Нового времени. Методические рекомендации: При рассмотрении первого вопроса лекции важно осмыслить наиболее общие черты философии Возрождения: – широкое использование античного культурного и философского наследия; – антропоцентризм (человек, а не Бог – центр мира); – многообразие художественных форм изложения философских взглядов; – гуманизм (человек – свободное существо, творец самого себя и окружающего мира); – тесная связь с развитием естествознания; – критика средневековой схоластики и религии. Среди основных направлений и рассматриваемой проблематики в философии Возрождения можно выделить: · Философский гуманизм; – человек – продукт реализации возможностей собственного разума (Д.Алигьери); – человек имеет право на счастье в реальной земной жизни, а не только в потустороннем мире (Ф. Петрарка); – вера в безграничные возможности человека и его разума (Л. Валла). · Социально-политическое направление (Н.Макиавелли); – особая организация – государство создается для обуздания низменной натуры человека, его эгоистических интересов; – сила государства основана на праве, строго отделяющем правовые установления от предписаний религии; – высшим законом политики является благополучие и могущество государства, отсюда для достижение данной цели пригодны все средства (подкуп, вероломство, убийство и т.д.);
– мудрость государя состоит в том, чтобы искусно создавать себе несильных врагов и одерживать над ними верх; – государь ни в коем случае не должен посягать на имущество и личную жизнь граждан. · Социально-утопическое направление; – обоснование общественного устройства на основе идей социальной справедливости и равенства при отсутствии всякой частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла). – совместное и обязательное участие всех граждан в производительном труде, а его результаты являются собственностью всего общества (Т. Кампанелла); – выборы всех должностных лиц (Т. Мор, Т. Кампанелла); – равные права и обязанности мужчин и женщин (Т.Мор); – жители верят в Бога, существует полная веротерпимость (Т.Мор); · Философия природы (натурфилософия). На смену средневековому теизму приходит пантеизм («Бог во всем, Бог сливается с природой, природа обожествляется»). – Вселенная и Бог одно целое, не существует Бога отдельно от Вселенной (Н.Кузанский); – Земля не является центром Вселенной, тем самым отвергается господство геоцентризма (Н. Коперник); – Солнце является центром по отношению к Земле (гелиоцентризм), Космос бесконечен, его процессы объяснимы (Г.Галилей); – Вселенная не имеет центра, она состоит из множества галактик, число миров в ней бесконечно, она несотворима и неуничтожима (Дж. Бруно). При изучении второго вопроса «Философия Нового Времени. Эмпиризм и рационализм» необходимо обратить внимание на следующие характерные для философии Нового Времени особенности: · ориентация на опытную науку, основу которой составляют наблюдение и эксперимент; · в центре философского осмысления: – пути и способы получения научного знания о мире; – проблема единой, но многообразной субстанции; – разработка методологии познавательного процесса и анализ его пределов; – природа рассматривается как сложный механизм; – антропологическая проблематика: человек рассматривается как инициативный и деятельный работник;
– разумное общественное устройство и пути его достижения. Эмпиризм и рационализм Нового времени представлен выдающимися мыслителями: Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – родоначальник эмпирической философии Нового Времени, опытно-индуктивной методологии познания. – цель науки – не обоснование Бога, не знание ради знания, а открытия, способные улучшить жизнь людей; – «знание – сила», но действительной силой оно становится только тогда, когда оно истинно; – опыт играет в научном познании ведущую роль, различаются два его вида: – плодоносный - нацеленный на принесение непосредственной пользы человеку; – светоносный – ориентированный на познание законов явлений и свойств вещей; – истинный индуктивный метод состоит в умственной переработке материала, который доставляет нам опыт; – необходимо избавиться от причин человеческих заблуждений или препятствий («идолов») на пути познания. Рене Декарт (1596-1650) – родоначальник рационалистическойфилософии Нового Времени, дедуктивной методологии познания. – опыт вторичен, он направляется умом; – исходным началом философии является мышление; – только мышление обладает подлинной достоверностью («Я мыслю, следовательно, существую»); – основным источником и критерием истинности знания является разум; – основа познания – интеллектуальная интуиция, которая начинается с сомнения; – духовная субстанция имеет врожденные идеи (идея Бога, числа, фигуры); – с помощью разума и дедуктивного метода можно логически вывести все знание о мире. Джон Локк (1632-1704) – создатель новоевропейской сенсуалистической гносеологии. – всякое знание происходит из чувственного восприятия внешнего мира; – в уме человека нет никаких прирожденных ему идей; – единственным источником всех идей может быть только чувственный опыт; – существует два вида источника (опыта) наших идей; – в основе внешнего опыта лежат – ощущения, а внутреннего – рефлексия нашего ума, рассматривающего внутренние состояния и деятельность души; – посредством ощущений человек воспринимает качества вещей; – первичные (реальные) качества – это качества, принадлежащие самим предметам; – вторичные качества это качества, которые не находятся в самих вещах (идея цвета, звука, вкуса и т.д.). Бенедикт Спиноза (1632-1677) - представитель рационалистической философии Нового времени. – чувства представляют собой низшую ступень познания; – истинное знание всегда основано на разуме; – интеллектуальная интуиция – вершина достоверного знания;
– свобода выражается в поведении, основанном на познании необходимости. Таким образом, философия Нового времени – это совокупность философских направлений, которых объединяла общая нацеленность на познание природы и человека, выработка методологии научного познания. При рассмотрении третьего вопроса лекции «Социально-философская проблематика Нового времени» необходимо обратить внимание на анализ следующих социально-философских проблем: – разработка теории «общественного договора», которая объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности и цивилизованного существования (Т.Гоббс); – первостепенными задачами государства являются сохранение свободы и собственности, издание законов, наказание нарушителей права и защита граждан от внешних нападений (Д.Локк); – общественный прогресс возможен лишь при помощи разума, науки и образования (Ж.-Ж.Руссо); – восприятие религии и церкви как воплощение невежества и мракобесия, тормоза прогрессивного развития общества (Ф.Вольтер); – человек рассматривается как природно-социальное существо способное к бесконечному развитию и совершенствованию (Д.Дидро); – личный интерес как необходимый стимул человеческого поведения должен сочетаться с интересом общественным (К.Гельвеций); – человек рождается от природы ни добрым, ни злым, он становится таковым в лишь в обществе (П.Гольбах); – для совершенствования нравов людей необходимо, в первую очередь, изменить обстоятельства их жизни, общественные отношения и институты, устроить мир по-человечески (К.Гельвеций); – общественная польза должна быть мерилом всех человеческих поступков (Ж. Ламетри); – разумность и цивилизованность будущего общества связывается с «просвещенным монархом» (Ш.Монтескье); – частная собственность делает людей неравными, порождает зависть, вражду и конфликты между ними (Ж.-Ж.Руссо); – новое общество следует создавать на основе социального равенства и справедливости, солидарности между людьми (Д.Дидро). Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы характерные черты философской мысли эпохи Возрождения? 2. Дайте содержательную характеристику основных направлений философии Возрождения. 3. Сформулируйте основные проблемы философии Нового Времени? 4. Раскройте содержание философских взглядов Ф.Бэкона и Дж.Локка как основных представителей эмпиризма. 5. В чем заключается философский смысл позиции рационализма? 6. Дайте общую характеристику философских взглядов Р.Декарта и Б.Спинозы. 7. Назовите основных представителей Нового времени, исследовавших социально-философскую проблематику. 8. Каково содержание основных социально-философских проблем Нового времени? Литература: а) основная литература: 1. Философия: учебник для студентов вузов /Под ред. Ратникова В.П. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2014. /http:www.knigafund.ru/books 2. Канке В.А. Основы философии /В.А.Канке. – М.: Изд-во Логос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 3. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие / Г.И.Иконникова, Н.И. Иконникова. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2012. /http:www.knigafund.ru/books
б) дополнительная литература: 4. Борисов С.В. Основы философии /С.В.Борисов. – М.: Изд-во Флинта, 2010. /http:www.knigafund.ru/books 5. Мальков Б.Н., Торгашев Г.А. Философия для юристов: учебное пособие /Б.Н.Мальков, Г.А.Торгашев. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2013. /http:www.knigafund.ru/books 6. Методика изучения философии: учебно-методическое пособие в 2-х Ч. /А.В.Малов, П.И.Чижик. – Химки.: Академия гражданской защиты МЧС России, 2012. 7. Петров В.П. Философия: курс лекций /В.П.Петров. – М.: Изд-во Владос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 8. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Основы философии /В.Ш.Сабиров, О.С.Соина. – М.: Изд-во Флинта, 2012. /http:www.knigafund.ru/books Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|