Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе




Занятие 1/1. Лекция:

«Философия и ее роль в жизни человека и общества»

Время – 2 часа

Цели занятия:

1. Дать общее представление о задачах курса и требованиях по его освоению.

2. Показать диалектический характер философского знания.

3. Ознакомить обучающихся с основными этапами развития философской мысли.

 

Вопросы лекции:

1. Философское освоение мира человеком.

2. Структура и функции философии.

Методические рекомендации:

«Вечные» вопросы, волнующие людей:

- Что собой представляет природа, общество, человек? Каковы их истоки?

- Как устроен мир, космос и каково место человека в нем?

- Что такое жизнь и смерть? В чем смысл человеческого существования?

- Что лежит в основе мироздания и есть ли у него границы?

- Что в мире властвует: гармония или хаос?

- Что есть истина и ложь, добро и зло?

· Философия как особая, рационализированная форма мировоззрения, как форма общественного сознания

· Основной вопрос философии – отношение духовного к материальному, субъективного к объективному, мышления к бытию, сознания к материи.

При изучении первого вопроса лекции не упустить из поля зрения следующие аспекты:

· Понятие философии и ее структура

Философия от греч. «phileo» - люблю; «sophia» - мудрость, т.е. любовь к мудрости. (Термин впервые встречается у Пифагора)

· Истоки философии в глубинах человеческой истории:

– мифы, легенды;

– нравственные заповеди;

– поучительные жизнеописания великих людей.

· Первоначально философия включала все знания:

– о природе;

– об обществе и человеке;

– мифологические представления об устройстве мира и т.п.

С накоплением эмпирических знаний произошло отпочкование отдельных наук (математика, астрономия, физика, медицина и т.д.).

Исторические типы философии:

ü Философия Древнего Востока.

ü Античность.

ü Средневековая философия.

ü Философия эпохи Возрождения (Ренессанс).

ü Философия Нового Времени.

ü Европейская философия XVIII века.

ü Немецкая классическая философия.

ü Неклассические формы философствования XIX века:

– марксистская философия;

– иррационалистические течения;

– позитивизм;

– неотомизм;

– неокантианство;

ü Современная философия

При изучении второго вопроса лекции обратить внимание на следующее:

Объект философского познания - весь умопостигаемый мир.

Предмет философии — соотношение между миром вещей и миром самого человека, наибо­лее общие законы движения и развития природы, общества и мышления, пути познания и преобразования бытия человеком.

Структура философии:

– онтология – учение о бытии;

– гносеология – учение о познании;

– философия истории;

– социальная философия;

– история философии;

– философские дисциплины: этика, эстетика, логика, философия науки, философская культурология и т.д.

Функции научно-философского знания:

– мировоззренческая;

– гносеологическая;

– методологическая;

Типологизация философских учений:

а) По ответу на основной вопрос философии:

· материализм

· идеализм:

– объективный (утверждение сверхчеловеческой природы сознания)

– субъективный (личное сознание – единственная реальность, мир существует только в нем)

б) По противопоставлению методов познания мира:

– метафизика – рассмотрение предметов и процессов вне их существенных связей и действительного развития

– диалектика - рассмотрение предметов и процессов в их тесной связи, взаимодействии и развитии

в) По отношению мыслителей к миру и проблеме его преобразования

– Античность — созерцательный тип философствования

– От поздней античности до начала XX века - умозрительный тип философствования (иррациональные, сверхрациональные формы познания, религиозная и религиозно-мистическая философия)

– Деятельный тип философствования. (XIX - XX вв.) Цель философии - быть орудием изменения мира

– Социально-экологический (наше время). Сохранение мира (а не изменение его) - важнейшая задача.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является объектом и предметом философии?

2. Насколько, на ваш взгляд, верно утверждение, что философия – это наука?

3. По каким основаниям можно осуществить типологизацию философских учений?

4. Что такое онтология?

5. Кто такие агностики?

Литература:

а) основная литература:

1. Философия: учебник для студентов вузов /Под ред. Ратникова В.П. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2014. /http:www.knigafund.ru/books

2. Канке В.А. Основы философии /В.А.Канке. – М.: Изд-во Логос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books

3. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие / Г.И.Иконникова, Н.И. Иконникова. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2012. /http:www.knigafund.ru/books

1.

б) дополнительная литература:

4. Борисов С.В. Основы философии /С.В.Борисов. – М.: Изд-во Флинта, 2010. /http:www.knigafund.ru/books

5. Мальков Б.Н., Торгашев Г.А. Философия для юристов: учебное пособие /Б.Н.Мальков, Г.А.Торгашев. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2013. /http:www.knigafund.ru/books

6. Методика изучения философии: учебно-методическое пособие в 2-х Ч. /А.В.Малов, П.И.Чижик. – Химки.: Академия гражданской защиты МЧС России, 2012.

7. Петров В.П. Философия: курс лекций /В.П.Петров. – М.: Изд-во Владос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books

8. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Основы философии /В.Ш.Сабиров, О.С.Соина. – М.: Изд-во Флинта, 2012. /http:www.knigafund.ru/books

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет

1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

 

 

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...