Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет
1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012. Занятие 4/4. Лекция: «Западноевропейская философия второй половины XIX-XX веков» Время – 2 часа. Цели занятия: 1. Познакомить обучаемых с творчеством выдающихся мыслителей XIX-ХХ вв. 2. Показать разнообразие и инвариантность осмысления мира в современной философии. Вопросы лекции: 1. Неклассические формы философствования во второй половине XIX в. 2. Основные направления западной философии XX в. Методические рекомендации: По первому вопросу уяснить следующее: Если классическая философия, отталкиваясь от результатов рационального познания, выходила к широкому теоретическому взгляду на мир, то неклассическая философия, критикуя разум, претендует на утверждение нового миропонимания, основанного на нетрадиционных формах - бессознательных процессах, инстинктах, интуиции, эмоционально-волевых актах. Основныепредставители неклассической философии. Из представителей иррационалистических направлений[9] следует особо отметить таких философов как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. А. Шопенгауэр (1788 - 1860) · Основное понятие философии А. Шопенгауэра – «мировая воля». · «Основное свойство мировой воли состоит в том, что она ни к чему не направлена, нет никакой конечной цели, то есть, нет никакого смысла» · Воля — это высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля — есть воля к жизни, стремление. · «Чем умнее и глубже человек, тем труднее и трагичней его жизнь». В противоречие входят две силы: стихия «мировой воли» и человеческий разум. В поисках смысла человек создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. Человечество изобрело средство спасения от отсутствия смысла - иллюзии, придумывание занятий. Человек — это существо, в котором «мировая воля» борется сама с собой.
· Способы достойной жизни (поиск «тихих гаваней»): ü Искусство, которое создает прочную иллюзию красоты и освобождает нас от традиционной суеты жизни. ü Этический (моральный) аскетизм: отказ от соблазнов, то есть бессмысленной траты энергии. ü Философия, которая выясняет подлинную причину трагичности бытия. · Основные произведения А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819), «Афоризмы житейской мудрости»(1851). Ф. Ницше (1844-1900). · Провозгласил необходимость радикальной переоценки «всех и всяческих ценностей», в результате которой должен возникнуть новый тип человека и новая философия. · Человек забыл единство и полноту жизни, предавшись поиску и обоснованию чуждых своей природе сущностей – знанию, морали, религии, тем самым превратив жизненную красоту и стихию в то, что надлежит оценивать, соизмерять, ограничивать. · Новая философия и новый человек призваны реабилитировать преданные забвению смыслы, преодолеть амбиции разума и рассудка и попытаться открыть для человечества мир «по ту сторону добра и зла»: «Бог умер, и я хочу – пусть живёт сверхчеловек». · Основные произведения Ф. Ницше: «Весёлая наука» (1882), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Так говорил Заратустра» (1884). При изучении второго вопроса лекции «Основные направления западной философии XX в.» обратить внимание на следующее: Основные школы и направления западной философии XX: «Философия науки», ее представители, основные идеи: Неопозитивизм - отказ от метафизических абстракций и обращение к анализу позитивного знания. (Основной вид неопозитивизма - логический позитивизм (Б. Рассел) Критический рационализм (К. Поппер) · Науке необходим принцип фальсификации, то есть опровержения неистинности (фальсификация - принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к науке).
· Принцип фальсификации применяется в качестве «демаркационной» линии отделения научного знания от ненаучного. Философия науки Т. Куна, И. Лакатоса · Научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. · Научное познание осуществляется не учеными-одиночками, а сообществом ученых-профессионалов, творящих по «неписаным» правилам. · Главной характеристикой сообщества ученых являются не нормы профессиональной этики, а признание им определенных фундаментальных теорий и методов исследования - парадигм. Прагматизм (Ч. Пирс (1839-1914), Д. Дьюи (1859-1952). · Философия оторвана от жизни, хотя она должна стать средством решения насущных проблем. · Истина – это то, что «выгодно» (истина – полезность или работоспособность идеи). Направления иррационализма в ХХ веке: «философия жизни», психоаналитическая философия, экзистенциализм (философия существования) «Философия жизни», ее представители, основные идеи: В. Дильтей (1833-1911) и Г. Зиммель (1858-1918). · Жизнь как фактор воли, чувств и переживаний. · Жизненный опыт не сводится к разуму, ибо он иррационален. · Жизнь - поток излучений, творчество. · Знание как отражение всеобщего невозможно (жизнь не может быть постигнута через индивидуальное). · Лидер «наук о духе» - непосредственное переживание исторических событий («науки о духе» принимают форму герменевтики (с гр. hermeneutike - разъяснение, истолкование) - искусства толкования письменных текстов, зафиксированных жизненных откровений). Концепция «творческой эволюции» А.Бергсона (1859-1941). · Центральная категория учения - жизненный порыв. · Жизнь - непрерывное творческое становление (развитие мира природы - творческая эволюция). Психоаналитическая философия, ее представители, основные идеи: З. Фрейд (1856-1939) - австрийский врач, основоположник психоанализа · Психика человека состоит из трех взаимосвязанных уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. · Бессознательное - центральный компонент, соответствующий сути человеческой психики, а сознательное - только особая интуиция, надстраивающаяся над бессознательным.
· Модель личности включает комбинацию трех компонентов: 1. «Оно» - глубинный слой бессознательного влечения, основа деятельности индивида. 2. «Я» - как сфера сознательного, то есть посредник между «Оно» и «внешним миром». 3. «Сверх - Я» - внутриличностная совесть - посредник между «Оно» и «Я» в силу конфликта между ними. («Сверх - Я» является высшим существом в личности. Это внутреннее усвоение личностью социально значимых норм и заповедей, социальных запретов родителей и авторитетов). · Человек способен сознательно управлять своими инстинктами, чувствами в реальной жизни, в этом - миссия психоанализа. К.Юнг (1875-1961) · Инстинкты имеют не биологическую, а чисто символическую природу · Бессознательное вырабатывает формы, которые носят символический характер и составляют основу всех представлений человека. · Символические образы бессознательного («архетипы») действуют в человеке инстинктивно, определяя, «программируя» его поведение. Э. Фромм (1900-1980) Три «экзистенциальных дихотомии» (противоречия, возникшие в результате выделения человека из животного мира): · Противоречие между жизнью и смертью (Как возможно счастье, если впереди меня ждет небытие?) · Противоречие между творческим потенциалом личности и возможностями его реализации · Противоречие между одиночеством человека и его соотнесенностью с другими людьми (Как сохранить свою уникальность, если гармония возможна только в обществе?) Философия экзистенциализма ( философия существования), ее представители, основные идеи: С. Кьеркегор (1813-1855) – датский философ, основоположник экзистенциализма – одного из крупнейших философских направлений, ставшего особенно популярным в Европе в XX веке. · Понятие «экзистенция» (от лат. «existence» – существование), впервые предложенное Кьеркегором, принято для обозначения единичности, уникальности и специфики бытия личности в противоположность понятию «эссенция» (от лат. «essence» – сущность), относящегося к миру вещей и явлений. · Экзистенциальное взросление человека – его путь к Богу, на котором он последовательно проходит три стадии: эстетическую, этическую и религиозную. Эстетически живущий индивид достигает эмоционального наслаждения отказом от обретения «истины» своего существования, этот отказ неизбежно влечёт за собой неудовлетворённость и отчаяние. На этой стадии человек детерминирован внешним, его целью является наслаждение. Принцип этической стадии – долг, однако, подлинное достижение экзистенции осуществляется только на высшей – религиозной стадии.
· Основные произведения Кьеркегора: «Или-или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Философские крохи» (1844). В 20-30-е годы двадцатого века основными представителями экзистенциализма становятся К. Ясперс, М. Хайдеггер, в 40-50-е новые идеи формируются в учениях А. Камю и Ж.П. Сартра. Так, для Сартра неподлинным является такое существование, которое стремится к «позитивности», к безграничному самоутверждению за счёт других, что равноценно желанию стать Богом. Подлинное существование - есть признание неотчуждаемой свободы другого наряду с собственной свободой так, чтобы всякий акт моего выбора стал выбором на всех и во имя всех. · Основные произведения философов-экзистенциалистов: Хайдеггер М. «Бытие и время», Сартр Ж.П. «Тошнота», «Бытие и Ничто», Камю А. «Бунтующий человек». Вопросы для самоконтроля: 1. Чем классический подход отличается от неклассического? 2. Раскройте содержание понятия «иррационализм». 3. Каковы основные направления современной «философии науки»? 4. Что такое «парадигма» Т. Куна? 5. Раскройте основные концепции зарубежной философской классики XX столетия по проблеме духовного мира личности. 6. В чем суть идеи «мировой воли» А. Шопенгауэра? 7. Каковы основные взгляды экзистенциалистов? 8. Дайте характеристику экзистенциальных дихотомий Э. Фромма. Литература: а) основная литература: 1. Философия: учебник для студентов вузов /Под ред. Ратникова В.П. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2014. /http:www.knigafund.ru/books 2. Канке В.А. Основы философии /В.А.Канке. – М.: Изд-во Логос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 3. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие / Г.И.Иконникова, Н.И. Иконникова. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2012. /http:www.knigafund.ru/books
б) дополнительная литература: 4. Борисов С.В. Основы философии /С.В.Борисов. – М.: Изд-во Флинта, 2010. /http:www.knigafund.ru/books 5. Мальков Б.Н., Торгашев Г.А. Философия для юристов: учебное пособие /Б.Н.Мальков, Г.А.Торгашев. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2013. /http:www.knigafund.ru/books 6. Методика изучения философии: учебно-методическое пособие в 2-х Ч. /А.В.Малов, П.И.Чижик. – Химки.: Академия гражданской защиты МЧС России, 2012.
7. Петров В.П. Философия: курс лекций /В.П.Петров. – М.: Изд-во Владос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 8. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Основы философии /В.Ш.Сабиров, О.С.Соина. – М.: Изд-во Флинта, 2012. /http:www.knigafund.ru/books Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|