Проблемы нравственности, человека и общества в античной философии
– философия Сократа как коренной поворот в разработке мировоззренческой проблематики (проблема человека и его отношения к миру) – этика Сократа (знание - добродетель) – эвдемонизм Эпикура (проблема счастья) – социально-философские взгляды Платона – человек Аристотеля как «существо политическое» – взгляды античных мыслителей на сущность войны Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое дао? 2. Каковы особенности восточного миропонимания по сравнению с античным? 3. В чем разница взглядов на общественное устройство конфуцианцев и легистов? 4. В чем своеобразие античной философии, какова ее основная проблематика? 5. В чем состоит принципиальное различие милетской и элеатской философских школ? 6. Что представляет собой число в концепции пифагорейцев? 7. Какая роль в истории философии отводится Платону, Демокриту, Гераклиту? 8. Каковы основания беспощадной критики софистов Сократом? 9. В чем сущность сократовского переворота в философии? 10. Какая связь между представлениями Платона о душе и его взглядами на государственное устройство? 11. С чем связана фраза Аристотеля «Amicus Plato, sed magis amica veritas»? Задания для подготовки к семинарскому занятию: 1. Изучить рекомендованную литературу. 2. Доработать конспект лекций, письменно отразив подготовку по всем вопросам семинара. 3. Составить словарь ключевых терминов: «дао», «инь», «ян», «диалектика», «пантеизм», «апейрон», «логос», «субстанция», «субъективизм», «релятивизм», «скептицизм», «антропоцентризм», «натурфилософия», «майевтика», «софистика», «эйдос», «материализм», «идеализм», «объективный идеализм», «субъективный идеализм», «онтология», «гносеология», «агностицизм», «гносеологический оптимизм», «аксиология», «метод», «методология».
4. В каждой учебной группе подготовить: Доклад: «Этический идеал Сократа: тождество знания, добродетели и счастья» Фиксированные выступления: 1. «Веды как священное откровение и сокровищница мудрости». 2. «Философия Пифагора, идея числа как первоосновы мира». 3. «Общественный идеал в концепции Платона». Примечание. Каждый из подвопросов может служить темой фиксированного выступления на семинаре. Однако это не может служить основанием для освобождения кого-либо из обучаемых от самостоятельной проработки всех вопросов, выносимых на семинар. Литература: а) основная литература: 1. Философия: учебник для студентов вузов /Под ред. Ратникова В.П. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2014. /http:www.knigafund.ru/books 2. Канке В.А. Основы философии /В.А.Канке. – М.: Изд-во Логос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 3. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие / Г.И.Иконникова, Н.И. Иконникова. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 1. б) дополнительная литература: 4. Борисов С.В. Основы философии /С.В.Борисов. – М.: Изд-во Флинта, 2010. /http:www.knigafund.ru/books 5. Мальков Б.Н., Торгашев Г.А. Философия для юристов: учебное пособие /Б.Н.Мальков, Г.А.Торгашев. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2013. /http:www.knigafund.ru/books 6. Методика изучения философии: учебно-методическое пособие в 2-х Ч. /А.В.Малов, П.И.Чижик. – Химки.: Академия гражданской защиты МЧС России, 2012. 7. Петров В.П. Философия: курс лекций /В.П.Петров. – М.: Изд-во Владос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 8. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Основы философии /В.Ш.Сабиров, О.С.Соина. – М.: Изд-во Флинта, 2012. /http:www.knigafund.ru/books
Тема № 3 Основные проблемы философии Средневековья
Занятие 3/1. Лекция: «Средневековая философия: особенности, проблематика, основные этапы развития» Время – 2 часа Цели занятия: 1. Ознакомить обучающихся с основными течениями Средневековой философии.
2. Показать особую роль религии и веры в философском осмыслении мира.
Вопросы лекции: 1. Средневековая философия как тип мышления 2. Патристика и схоластика: роль и место в истории философии.
Методические рекомендации: При рассмотрении первого учебного вопроса обратите внимание на следующее: «Философия - служанка богословия» – теоцентризм философской мысли эпохи Средневековья - признание в качестве источника всего сущего Бога; – принцип креационизма (творение мира Богом из «ничего» актом воли) в онтологии; – принцип откровения в гносеологии; – принцип антропологизма (человек – венец творения) в антропологии; – принципы провиденциализма - мир развивается согласно промыслу Божию и эсхатологизма (конечность мира, искупительный смысл исторического процесса) в философии истории; – принцип персонализма - признание того, что человек — «персона», сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью в этике Основные проблемы, стоявшие перед мыслителями: – Сотворен ли мир Богом или существует от века? – Постижима ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир? – Каково место человека в мире и какова роль его в истории? – Как сочетаются свобода воли человека и божественное предопределение? – Если Бог это истина, добро и красота, то откуда в мире зло и т.д. Специфика философии Средневековья: – Утверждение монотеизма (единобожия), идеи о единой сущности мира. – Идея творения в онтологии, идея откровения в гносеологии (проблема соотношения веры и разума). – Тенденция к сакрализации (сближению с религиозным учением) и морализации (сближению с этикой, направленность на обоснование правил поведения христианина в мире). – Библейский традиционализм и ретроспективность. Среди ученых и в массовом сознании Библия - самое древнее, истинное и подлинное произведение в мире. Библия не просто книга, а боговдохновенное произведение. · критерий истинности в соответствии букве и духу Библии. · экзегетика - искусство правильного толкования текста Библии. При рассмотрении второго учебного вопроса «Патристика и схоластика: роль и место в истории философии» обратите внимание на следующие положения: · патристика [2] и схоластика [3] – два основных периода средневековой философии
В рамках патристики мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику - Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, выявить подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях. На этапе патристики большой вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 - 220), Ориген (185 - 254), Афанасий Великий (295 - 373), Григорий Богослов (330 - 390), Василий Великий (330 - 379), Григорий Нисский (335 - 394), Августин Блаженный (354 - 430) и др. Идеи Августина Блаженного (354-430) (основные работы: «О троице», «О граде Божьем», «Исповедь»): – Бог сотворил мир из ничего, т.е. он сотворил и саму субстанцию (первоматерию). – Бог сотворил время, до него времени не существовало. Бог вне времени. Он имеет только «сегодня», а Человек имеет прошлое, настоящее, будущее. – История определяется божественным провидением. Она движется от «земного града» к «граду Божьему». – Человек — это разумная душа, которая пользуется земным телом. Человек стремится к Богу, т.к. в нем он находит любовь, покой, благодать. – Разум — помогает вере, но сам истину найти не может. – Человеческая свобода проявляется в выборе между добром и злом. – Зло - недостаток добра, оно в человеческой природе. Одной из важнейших проблем второго этапа средневековой философии, пришедшего на смену патристики - схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Наиболее крупными представителями схоластики считаются Иоанн Скот Эриугена (810 - 877), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Фома Аквинский (1225 - 1274), Дунс Скот (1266 - 1308) и Уильям Оккам (1300 - 1349). Идеи Фомы Аквинского (1213-1274) (основные работы: «Сумма против язычников», «О сущем и сущности», «Сумма теологии») [4].
– Бог — создатель природы и всех форм бытия. – Человека надо изучать в единстве души и тела, а не отдельно душу. – Два пути познания истины: а) короткий непосредственный путь, — вера, откровение б) длинный путь со многими доказательствами — путь разума, науки – Разум и наука, опирающаяся на факт природы, не противоречат церкви и вере, а теология не подменяет философию и науку. – Бытие есть и оно есть истина. Вещи могут меняться, но сущее не меняется, оно приобретает другие формы (вода - пар - лед). Пять доказательств существования Бога, в частности: – Раз есть движение и стремление вещей к чему-то целому, значит есть цель. Но цель кто-то определил — это Бог. – Раз вещи постоянно меняются, значит, они не полны, а являются частью чего-то полного, целого. Такая полнота - Бог - конечная реальность. – Общее реально существует — это Бог. Моменты общего существуют в любой вещи. А единичные вещи и составляют общее целое.
Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы основные принципы философских воззрений эпохи Средневековья? 2. В чем разница патристики и схоластики? 3. Что такое экзегетика? 4. Как Вы понимаете утверждение «зло – есть недостаток добра»? 5. Почему, на Ваш взгляд, труды Фомы Аквинского легли в основу доктрины римско-католической церкви? 6. В чем суть конфликта разума и веры? Литература: а) основная литература: 1. Философия: учебник для студентов вузов /Под ред. Ратникова В.П. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2014. /http:www.knigafund.ru/books 2. Канке В.А. Основы философии /В.А.Канке. – М.: Изд-во Логос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 3. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие / Г.И.Иконникова, Н.И. Иконникова. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2012. /http:www.knigafund.ru/books
б) дополнительная литература: 4. Борисов С.В. Основы философии /С.В.Борисов. – М.: Изд-во Флинта, 2010. /http:www.knigafund.ru/books 5. Мальков Б.Н., Торгашев Г.А. Философия для юристов: учебное пособие /Б.Н.Мальков, Г.А.Торгашев. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2013. /http:www.knigafund.ru/books 6. Методика изучения философии: учебно-методическое пособие в 2-х Ч. /А.В.Малов, П.И.Чижик. – Химки.: Академия гражданской защиты МЧС России, 2012. 7. Петров В.П. Философия: курс лекций /В.П.Петров. – М.: Изд-во Владос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 8. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Основы философии /В.Ш.Сабиров, О.С.Соина. – М.: Изд-во Флинта, 2012. /http:www.knigafund.ru/books Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|