Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет
1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.
Занятие 2/2. Лекция: «Основные школы, идеи и представители античной философии» Время– 2 часа Цели занятия: 1. Ознакомить обучающихся с основными этапами античной философии. 2. Выявить античные истоки основных философских течений современности. 3. Показать особое значение античной философии для всего дальнейшего развития европейского философского знания. Вопросы лекции: 1. Натурфилософия ранней классики. 2. Средняя классика. Софисты и Сократ. 3. Поздняя классика: Платон и Аристотель. Методические рекомендации: При изучении первого вопроса лекции не упустить из поля зрения следующие аспекты: · натурфилософия – философия природы; · космологизм как следствие стремления познать мир в целом, природу, космос, а затем уже человека; · Космос как часть «бесконечного объемлющего» (Анаксагор) · поиск основы мира, «первокирпичика мироздания», в качестве которых философы определяли: а) нечто чувственно воспринимаемое: вода (Фалес); воздух (Анаксимен); апейрон (Анаксимандр); огонь (Гераклит) б) математические элементы – числа (пифагорейцы) в) единое незримое бытие (элеаты) г) чувственно не воспринимаемые частицы – неделимые атомы (атомисты) д) идеи (Платон и его школа) Общее в поиске первоосновы – вывод, что в Космосе все взаимосвязано и взаимообусловлено (олимпийские боги потеряли свою решающую роль). · Гераклит Эфесский (544—483 гг. до н. э) - основатель объективной диалектики. ü гармония Космоса на основе всеобщей изменчивости явлений, перехода одной противоположности в другую и их борьбы, т.е. на основе диалектики
ü мир как единство всеобщего изменения и постоянства, движения и покоя ü движение и изменение в мире есть процесс постоянного обмена огня на вещи и вещей на огонь ü детерминированность мира, господство в нем необходимости, закономерности, «великого логоса» ü борьба – логос бытия · Демокрит (460 - 370 до н.э.) – основатель материализма ü мир состоит из атомов и пустоты ü атомы неделимы, безкачественны ü вихрь, возникающий в результате столкновения атомов, - причина бесконечного множества миров ü живое возникло из неживого и отличается наличием большого количества мельчайших круглых атомов, образующих «душу» ü возможность познания объясняется «истечением» от сложных тел тончайших слоев атомов («образов»), имеющих свой аналог в познающем субъекте («подобное познается подобным») ü в основе деятельности людей лежат потребности, нужда в чем-либо ü развитие общества идет по восходящей линии ü основные проблемы общества лежат в дурном характере людей ü этика «золотой середины» При изучении второго вопроса лекции «Средняя классика. Софисты и Сократ» обратить особое внимание на следующее: · Софисты: Протагор (485 - 410 до н.э.), Горгий (480 - 380 до н.э.) и др. ü «человек - мера всех вещей» ü моральные и правовые нормы произвольны ü все в мире относительно ü абсолютная истина – бессмыслица ü «как кому кажется, так оно и есть» · Сократ (470 - 399 до н.э.) ü «Познай самого себя» ü связь знания и добродетели ü источник зла – незнание добра ü если бы было возможно намеренное (сознательное) зло, оно было бы лучше ненамеренного зла ü этика индивидуальной личностной ответственности: «Я не способен повиноваться ничему из всего, что во мне есть, кроме того убеждения, которое после тщательной проверки представляется мне наилучшим» При изучении третьего вопроса лекции «Поздняя классика: Платон и Аристотель» обратить особое внимание на следующее:
· Платон (428-348 до н.э.) – основатель объективного идеализма ü бытием в подлинном смысле слова обладают только абсолютные сущности (идеи, «эйдосы»), сохраняющие себя вне пространства и времени ü три рода сущего: вечные идеи, изменяющиеся конкретные вещи и пространство, в котором существуют вещи ü душа человека – часть «мировой души» - посредник между миром идей и миром вещей ü «знание есть припоминание» ü этика основана на осознании врожденных добродетелей, характерных для различных сословий ü человек может быть нравственно совершенен лишь в правильно организованном государстве ü приемлемой формой государства является аристократия, регрессивными: тимократия (основана на военной силе), олигархия, демократия, тирания ü война – «главный источник частных и общественных бед», однако она допускается, если вызвана экономической необходимостью · Стоики ü счастье – жизнь согласно природе ü идеал – мудрец ü человеческие страсти – источник зла · Аристотель (384 - 322 до н.э.) ü основатель логики и этики ü учение о четырёх причинах, или первоначалах: материя, форма, действующая (производящая) причина, цель (конечная) причина ü форма – идея вещи ü человек – «существо политическое» ü сущность государства в объединении людей для блага ü хорошими формами государства являются: монархия, аристократия, полития, регрессивными: олигархия, демократия, тирания ü роскошь – результат противоестественного приобретения состояния ü принцип этики – активность человека (недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с ней) · Эпикур (341-271 до н.э.) «Когда мы говорим, что удовольствие – конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников, заключающееся в чувственном наслаждении,… но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог». Вопросы для самоконтроля: 1. Что определяли античные мыслители в качестве «первокирпичика мироздания»? 2. Чем оригинальна концепция Гераклита? 3. Что объединяет Демокрита и Платона? 4. В чем сущность переворота, произведенного в способе осмысления действительности Сократом?
5. Что является по Платону источником знания? 6. Каковы взгляды Аристотеля на общественное устройство? Литература: а) основная литература: 1. Философия: учебник для студентов вузов /Под ред. Ратникова В.П. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2014. /http:www.knigafund.ru/books 2. Канке В.А. Основы философии /В.А.Канке. – М.: Изд-во Логос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 3. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие / Г.И.Иконникова, Н.И. Иконникова. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 1. б) дополнительная литература: 4. Борисов С.В. Основы философии /С.В.Борисов. – М.: Изд-во Флинта, 2010. /http:www.knigafund.ru/books 5. Мальков Б.Н., Торгашев Г.А. Философия для юристов: учебное пособие /Б.Н.Мальков, Г.А.Торгашев. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2013. /http:www.knigafund.ru/books 6. Методика изучения философии: учебно-методическое пособие в 2-х Ч. /А.В.Малов, П.И.Чижик. – Химки.: Академия гражданской защиты МЧС России, 2012. 7. Петров В.П. Философия: курс лекций /В.П.Петров. – М.: Изд-во Владос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 8. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Основы философии /В.Ш.Сабиров, О.С.Соина. – М.: Изд-во Флинта, 2012. /http:www.knigafund.ru/books Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|