Ведение конспектов лекций и подготовка к семинарским и другим контрольным занятиям
Курс философии предполагает последовательное проведение лекционных занятий, семинаров, индивидуальных собеседований и самостоятельной работы под руководством преподавателя. Лекционные занятия предназначены для обобщенного и систематизированного изложения учебного материала по изучаемым темам. Лекции читаются самыми опытными педагогами с использованием современных технических средств, при этом не только излагается основное содержание темы, но и даются необходимые пояснения и рекомендации для прочного его усвоения. В ходе лекции от обучающихся требуется не механически - бездумное записывание, но и сотворчество с лектором, предполагающее глубокое осмысление воспринимаемого. Следует учитывать, что лекция не может быть превращена в подобие диктанта, ведь в таком случае даже хорошо записанный материал будет иметь сомнительную ценность для качества знаний обучающихся. Поэтому важно уметь осмыслить и кратко записать главное, существенное, то, чего не зафиксировать по данной теме нельзя. Некоторые курсанты и студенты стремятся записывать дословно то, что излагает преподаватель в ходе лекции. Это не верно. Опытный педагог интонацией или иным способом обращает внимание обучаемых на наиболее принципиальные, фундаментальные положения лекции, подсказывает что, а иногда и в какой форме, записать в конспект. Дословно могут быть и должны быть записаны лишь определения и иногда краткие цитаты. Остальные же положения лекции желательно фиксировать сокращенно в собственных формулировках. Выигрывают в конечном счете те из обучаемых, кто, используя собственную систему аббревиатур и иных символических сокращений, полно и без ущерба для понимания фиксируют максимум из услышанного.
Однако известно, что даже хорошо записанная лекция требует последующей доработки в часы самоподготовки. При этом неверно поступают те, кто пытаются это сделать через несколько дней (или когда, по их мнению, для этого есть возможность), т.к. из памяти «стираются» смысловые акценты и эмоционально-образные конструкции. Поэтому наиболее эффективно продолжить работу с конспектом в тот же день, по свежим ощущениям, расшифровывая свои сокращения, еще раз осмысливая логическую последовательность и смысловое наполнение материалов лекции, дополняя свои записи из учебной литературы, источников и словарей. Ценным подспорьем для обучающихся при доработке лекции послужит и настоящее пособие, в третьем разделе которого конспективно-структурированно изложено основное содержание (узловые вопросы) всех лекционных тем. Нужно учесть, что в ряде случаев содержание лекционного материала в пособии шире, нежели в самих лекциях, что является своеобразной подсказкой курсантам и студентам, в каком направлении и каким содержанием обогатить свой конспект. При всей дидактической ценности лекционных занятий, важной составляющей которых является эмоциональный «живой» контакт преподавателя с аудиторией, лекции не могут заменить других форм учебной работы. Наиболее широко распространенной контрольно-обучающей формой занятий является семинар. Он проводится по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеет целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение. Что нужно учитывать при подготовке к семинару?
Во-первых, подготовка к семинарскому занятию осуществляется на основе методических заданий (планов семинаров), представленных в третьем разделе данного пособия. Очень важно еще до лекции ознакомиться с планом предстоящего семинара, т.к. это нацелит на акцентированное внимание к тем проблемам, которые будут предметом семинарского обсуждения. Во-вторых, подготовку к семинару не следует оставлять на день, предшествующий этому занятию. В большинстве случаев между последней лекцией по семинарской теме и семинаром предусмотрен временной интервал в 3-6 дней, поэтому подготовку к семинару целесообразно спланировать на каждый из имеющихся в распоряжении дней. Возможен вариант с подготовкой одного вопроса семинара в один из часов ежедневной самостоятельной подготовки. В-третьих, кафедра требует, чтобы работа по подготовке к семинару была отдельно письменно отражена в тетрадях для конспектов (или в отдельных тетрадях). При этом некоторые из обучающихся бездумно и, в общем, бесполезно переносят без творческой переработки материал законспектированной лекции из одних листов тетради на другие. Смысл записи подготовки к семинару в еще одном творческом осмыслении материала, но уже с учетом потенциального устного изложения проблемы перед товарищами с внесением в него элементов дискуссионности и положений из первоисточников. В-четвертых, особо следует сказать о подготовке докладов и фиксированных выступлений, предусмотренных планами семинарских занятий. Данные виды учебной работы должны стимулировать творческий поиск, способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с литературой, публичного выступления перед аудиторией, систематизации и отбора наиболее важного материала и, в конечном итоге, углублению знаний по теме. Для качественной подготовки доклада (фиксированного выступления) необходим дополнительный инструктаж, который осуществляется преподавателями в один из дней самоподготовки накануне семинара[1]. Фактором, способствующим стимулированию интереса обучающихся к теме семинарского занятия, может служить такая форма, как реферирование литературы и источников. По заданию педагога один из курсантов (студентов) анализирует и представляет в начале семинара краткую информацию о содержании учебной и монографической литературы, статей в философских журналах, относящихся к изучаемой теме.
Учебной программой для курсантов предусмотрен такой вид занятий, как индивидуальное собеседование по наиболее значимым разделам (темам). Данная форма учебной работы имеет целью углубленный контроль усвоения программы, т.к. каждый обучающийся в ходе личной беседы с педагогом обязан отчитаться по выбору преподавателя по одной из проблем собеседования. Для получения положительной оценки на этом занятии, как показывает практика, также абсолютно необходима письменная подготовка по каждой из проблем, причем с обязательным использованием (помимо материалов конспектов лекций) учебников, хрестоматий и справочной литературы. Подробные планы подготовки и проведения индивидуальных собеседований с акцентом на разъяснение содержательных аспектов по каждой из проблем также имеются в данном учебно-методическом пособии. Важное место в процессе изучения дисциплины курсантами отводится такому виду занятий, как самостоятельная работа под руководством преподавателя. В некоторых темах, например, по онтологии, философии техники и др. предусмотрена самостоятельная работа обучающихся по углублению их представлений по существу изучаемых философских проблем с использованием основной и дополнительной учебной, справочной литературы, а также других источников. Поскольку данный вид занятий предусматривает использование широкого спектра литературы, от каждой учебной группы накануне в учебную библиотеку подается заявка (в соответствии со списком рекомендованной литературы) с тем, чтобы каждый курсант был обеспечен одним учебником и одним-двумя дополнительными изданиями. В ходе занятия преподаватель оказывает помощь в отборе материала, его конспективном оформлении, контролирует работу обучающихся, нацеливает на расширение смыслового и содержательного поля информации по изучаемым проблемам, разъясняет и, при необходимости, комментирует узловые моменты темы, которые должны быть отражены в конспектах. В конце занятия или после его завершения качество самостоятельной работы проверяется с выставлением оценки каждому обучающемуся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|