Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет




1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

 

Занятие 8/2. Лекция:

«Смысл и направленность развития истории»

Время – 2 часа

Цели занятия:

1. Ознакомить обучаемых с современным философским пониманием смысла и направленности развития истории.

2. Раскрыть многообразие философских подходов к определению основных критериев общественного прогресса.

3. Выявить единство и различия формационного и цивилизационного подходов как способов анализа развития человеческой истории.

Вопросы лекции:

1. Проблема общественного прогресса и его критериев.

2. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.

Методические рекомендации:

Вопросы смысла и направленности жизнедеятельности людей тесно связаны с проблемами общественного прогресса. Философски осмыслить общество - значит поставить и решить наиболее сложные его проблемы, объяснить источники, движущие силы и направленность его развития.

При рассмотрении первого вопроса лекции важным представляется анализ основных идей к пониманию общественного прогресса в истории философской мысли:

– человечество постоянно и непрерывно совершенствуется (Лукреций Кар);

– сведение общественного прогресса к прогрессу человеческого разума (А.Тюрго);

– при всей неравномерности развития разных стран и народов, мировая история представляет собой единый развивающийся процесс (И.Гердер);

– общественный прогресс определяется исключительно степенью свободы человека (И.Кант);

– развитие человечества не совершается без борьбы, существовали и периоды регресса (Г.Гегель);

– идея прогресса имеет в своей основе религиозное обоснование (Н.Бердяев).

· Общественный прогресс представляет собой переход от менее совершенных форм организации человеческой жизнедеятельности к более совершенным ее формам, включая поступательное развитие всей мировой истории.

К наиболее важным существенным признакам общественного прогресса следует отнести:

– поступательное, положительное продвижение жизнедеятельности людей во времени и пространстве в соответствии со смыслом жизни, их потребностями и интересами;

– совокупность позитивных качественных изменений в социальной жизни людей и их культуре;

– подготавливается всем ходом развития человеческой истории;

– являясь универсальным законом развития общества, прогресс не имеет прямолинейной направленности, он всегда гибок и многообразен;

– может проявляться в различных формах развития общества (эволюционной или в революционный);

– социальный прогресс часто достигается ценой жизни сотен тысяч людей;

– соотносится с регрессом как деструктивным социальным развитием.

Одним из важнейших вопросов является выявление основных критериев общественного прогресса и требованиях, предъявляемых к ним.

Среди основных требований, предъявляемых к критерию общественного прогресса можно выделить:

– объективность;

– научность;

– единство объективного и субъективного;

– всеобщий характер действия.

Существует весьма широкий спектр подходов к определению основных критериев общественного прогресса. Основаниями для их выделения служит многообразие важнейших сторон социальной жизни: экономика, политика, право, наука, мораль, религия и др.

Среди основных частных критериев общественного прогресса сегодня выделяются:

– уровень развития производительных сил;

– состояние демократизма, политических прав и свобод граждан;

– уровень развития и использования научных знаний в интересах человека;

– уровень развитости и значимости моральных норм;

– правовой статус личности и уровень его реализации;

– уровень развития религиозного сознания.

Представляется, что данные частные критерии играют достаточно важную роль в жизни социума, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Существует острая необходимость в выработке общефилософского критерия общественного прогресса, где определяющим является положение человека в социуме, степень развития его духовных и физических сил, удовлетворение многообразных потребностей и интересов.

В рамках общефилософского критерия наиболее важными сторонами жизни человека в социуме являются:

– реальное положение человека в обществе;

– его политико-правовой статус;

– состояние демократизма и гуманизации отношений в обществе;

– реальная степень свободы (светской и религиозной);

– уровень и качество жизни;

– уровень образованности и воспитанности;

– особая значимость норм морали как регуляторов общественной жизни;

– состояние научных знаний и открытий и их использование во благо человека;

– наличие свободного времени;

– возможность и полнота удовлетворения потребностей и интересов.

При рассмотрении второго вопроса лекции «Формационный и цивилизационный подход к развитию общества» важно обратить внимание обучаемых на то, что из всего многообразия подходов, объясняющих развитие общества наиболее содержательными и актуальными являются формационная и цивилизационная концепции.

Создателями формационной концепции общественного развития были К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Основу их теории составляет материалистическое понимание истории:

а) решающее значение в развитии общества принадлежит экономическому фактору (материальному производству);

б) основой для периодизации всемирной истории выступают производственные отношения, определяющими из которых выступают отношения собственности;

в) в научный оборот вводится категория общественно-экономическая формация, которая отражает конкретно-исторический тип общества, взятый в совокупности его материальных базисных и идеологических надстроечных отношений, функционирующий и развивающийся в соответствии с объективными законами;

г) в структуре общественно-экономической формации выделяется базис и надстройка: где базис – это совокупность производственных отношений, а надстройка – это возникающие на основе базиса и соответствующие ему идеологические отношения, общественное сознание, а также соответствующие надстроечные институты;

д) развитие человеческой истории представляется как естественно-исторический процесс последовательной смены общественно-экономических формаций как качественно различных ступеней развития общества: от первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной и до коммунистической.

При анализе цивилизационной концепции важно осмыслить, что категориальный смысл термина «цивилизация» начинает формироваться еще в античности, но в науку вводится лишь в середине XVIII века. Понятие «цивилизация» связывалось с особой социальной организацией общества, в границах которого, в противовес варварству, взаимоотношения между индивидами реализуются на основе развитых государственных структур, в условиях наличия высокой степени разделения труда.

Содержание понятия «цивилизация» определяется достаточно многообразно:

· цивилизация – способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной, духовной;

· под цивилизацией также понимают такую стадию в развитии человечества, когда социальные связи начинают доминировать над природными, когда общество развивается и функционирует на своей собственной основе;

· цивилизация – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями и географическими рамками.

Автором цивилизационной концепции развития истории по праву является А. Тойнби (1889-1975). Основное содержание его концепции можно свести к следующим исходным положениям:

– исторический процесс представляет собой совокупность локальных, замкнутых цивилизаций развивающихся на своей собственной основе;

– неповторимый облик цивилизации определяется средой ее обитания;

– рождение цивилизаций осуществляется из примитивных обществ, существование которых зависит всецело от природных условий;

– существует четыре основные фазы становления и развития цивилизации (рождение, рост, надлом, распад);

– возникновение цивилизации так же как и ее дальнейший прогресс определяется способностью людей давать адекватные ответы на «вызовы» природного или социального характера;

– необходимое условие сохранение цивилизации – ее духовное единство на основе приобщения к вселенской религии.

В рамках социально-философского анализа данной проблемы особый интерес представляет установление содержательной характеристики цивилизации как особой, специфической формы самореализации социальной общности, а также выявление и объяснение сущности цивилизации как социально-исторической целостности.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит специфика философского понимания смысла и направленности развития истории?

2. Раскройте многообразие подходов в понимании идеи общественного прогресса в истории философской мысли.

3. Каково содержание частных критериев общественного прогресса?

4. Общефилософский критерий общественного прогресса и его содержание.

5. Формационная концепция и ее вклад объяснение процесса развития человеческой истории?

6. Цивилизационная концепция А. Тойнби и ее исходные положения.

7. В чем состоит единство и различия формационного и цивилизационного подходов к анализу развития общества?

Литература:

а) основная литература:

1. Философия: учебник для студентов вузов /Под ред. Ратникова В.П. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2014. /http:www.knigafund.ru/books

2. Канке В.А. Основы философии /В.А.Канке. – М.: Изд-во Логос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books

3. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие / Г.И.Иконникова, Н.И. Иконникова. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2012. /http:www.knigafund.ru/books

 

б) дополнительная литература:

4. Борисов С.В. Основы философии /С.В.Борисов. – М.: Изд-во Флинта, 2010. /http:www.knigafund.ru/books

5. Мальков Б.Н., Торгашев Г.А. Философия для юристов: учебное пособие /Б.Н.Мальков, Г.А.Торгашев. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2013. /http:www.knigafund.ru/books

6. Методика изучения философии: учебно-методическое пособие в 2-х Ч. /А.В.Малов, П.И.Чижик. – Химки.: Академия гражданской защиты МЧС России, 2012.

7. Петров В.П. Философия: курс лекций /В.П.Петров. – М.: Изд-во Владос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books

8. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Основы философии /В.Ш.Сабиров, О.С.Соина. – М.: Изд-во Флинта, 2012. /http:www.knigafund.ru/books

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...