Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет
1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.
Занятие 8/2. Лекция: «Смысл и направленность развития истории» Время – 2 часа Цели занятия: 1. Ознакомить обучаемых с современным философским пониманием смысла и направленности развития истории. 2. Раскрыть многообразие философских подходов к определению основных критериев общественного прогресса. 3. Выявить единство и различия формационного и цивилизационного подходов как способов анализа развития человеческой истории. Вопросы лекции: 1. Проблема общественного прогресса и его критериев. 2. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. Методические рекомендации: Вопросы смысла и направленности жизнедеятельности людей тесно связаны с проблемами общественного прогресса. Философски осмыслить общество - значит поставить и решить наиболее сложные его проблемы, объяснить источники, движущие силы и направленность его развития. При рассмотрении первого вопроса лекции важным представляется анализ основных идей к пониманию общественного прогресса в истории философской мысли: – человечество постоянно и непрерывно совершенствуется (Лукреций Кар); – сведение общественного прогресса к прогрессу человеческого разума (А.Тюрго); – при всей неравномерности развития разных стран и народов, мировая история представляет собой единый развивающийся процесс (И.Гердер); – общественный прогресс определяется исключительно степенью свободы человека (И.Кант); – развитие человечества не совершается без борьбы, существовали и периоды регресса (Г.Гегель); – идея прогресса имеет в своей основе религиозное обоснование (Н.Бердяев).
· Общественный прогресс представляет собой переход от менее совершенных форм организации человеческой жизнедеятельности к более совершенным ее формам, включая поступательное развитие всей мировой истории. К наиболее важным существенным признакам общественного прогресса следует отнести: – поступательное, положительное продвижение жизнедеятельности людей во времени и пространстве в соответствии со смыслом жизни, их потребностями и интересами; – совокупность позитивных качественных изменений в социальной жизни людей и их культуре; – подготавливается всем ходом развития человеческой истории; – являясь универсальным законом развития общества, прогресс не имеет прямолинейной направленности, он всегда гибок и многообразен; – может проявляться в различных формах развития общества (эволюционной или в революционный); – социальный прогресс часто достигается ценой жизни сотен тысяч людей; – соотносится с регрессом как деструктивным социальным развитием. Одним из важнейших вопросов является выявление основных критериев общественного прогресса и требованиях, предъявляемых к ним. Среди основных требований, предъявляемых к критерию общественного прогресса можно выделить: – объективность; – научность; – единство объективного и субъективного; – всеобщий характер действия. Существует весьма широкий спектр подходов к определению основных критериев общественного прогресса. Основаниями для их выделения служит многообразие важнейших сторон социальной жизни: экономика, политика, право, наука, мораль, религия и др. Среди основных частных критериев общественного прогресса сегодня выделяются: – уровень развития производительных сил; – состояние демократизма, политических прав и свобод граждан; – уровень развития и использования научных знаний в интересах человека;
– уровень развитости и значимости моральных норм; – правовой статус личности и уровень его реализации; – уровень развития религиозного сознания. Представляется, что данные частные критерии играют достаточно важную роль в жизни социума, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Существует острая необходимость в выработке общефилософского критерия общественного прогресса, где определяющим является положение человека в социуме, степень развития его духовных и физических сил, удовлетворение многообразных потребностей и интересов. В рамках общефилософского критерия наиболее важными сторонами жизни человека в социуме являются: – реальное положение человека в обществе; – его политико-правовой статус; – состояние демократизма и гуманизации отношений в обществе; – реальная степень свободы (светской и религиозной); – уровень и качество жизни; – уровень образованности и воспитанности; – особая значимость норм морали как регуляторов общественной жизни; – состояние научных знаний и открытий и их использование во благо человека; – наличие свободного времени; – возможность и полнота удовлетворения потребностей и интересов. При рассмотрении второго вопроса лекции «Формационный и цивилизационный подход к развитию общества» важно обратить внимание обучаемых на то, что из всего многообразия подходов, объясняющих развитие общества наиболее содержательными и актуальными являются формационная и цивилизационная концепции. Создателями формационной концепции общественного развития были К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Основу их теории составляет материалистическое понимание истории: а) решающее значение в развитии общества принадлежит экономическому фактору (материальному производству); б) основой для периодизации всемирной истории выступают производственные отношения, определяющими из которых выступают отношения собственности; в) в научный оборот вводится категория общественно-экономическая формация, которая отражает конкретно-исторический тип общества, взятый в совокупности его материальных базисных и идеологических надстроечных отношений, функционирующий и развивающийся в соответствии с объективными законами;
г) в структуре общественно-экономической формации выделяется базис и надстройка: где базис – это совокупность производственных отношений, а надстройка – это возникающие на основе базиса и соответствующие ему идеологические отношения, общественное сознание, а также соответствующие надстроечные институты; д) развитие человеческой истории представляется как естественно-исторический процесс последовательной смены общественно-экономических формаций как качественно различных ступеней развития общества: от первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной и до коммунистической. При анализе цивилизационной концепции важно осмыслить, что категориальный смысл термина «цивилизация» начинает формироваться еще в античности, но в науку вводится лишь в середине XVIII века. Понятие «цивилизация» связывалось с особой социальной организацией общества, в границах которого, в противовес варварству, взаимоотношения между индивидами реализуются на основе развитых государственных структур, в условиях наличия высокой степени разделения труда. Содержание понятия «цивилизация» определяется достаточно многообразно: · цивилизация – способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной, духовной; · под цивилизацией также понимают такую стадию в развитии человечества, когда социальные связи начинают доминировать над природными, когда общество развивается и функционирует на своей собственной основе; · цивилизация – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями и географическими рамками. Автором цивилизационной концепции развития истории по праву является А. Тойнби (1889-1975). Основное содержание его концепции можно свести к следующим исходным положениям: – исторический процесс представляет собой совокупность локальных, замкнутых цивилизаций развивающихся на своей собственной основе;
– неповторимый облик цивилизации определяется средой ее обитания; – рождение цивилизаций осуществляется из примитивных обществ, существование которых зависит всецело от природных условий; – существует четыре основные фазы становления и развития цивилизации (рождение, рост, надлом, распад); – возникновение цивилизации так же как и ее дальнейший прогресс определяется способностью людей давать адекватные ответы на «вызовы» природного или социального характера; – необходимое условие сохранение цивилизации – ее духовное единство на основе приобщения к вселенской религии. В рамках социально-философского анализа данной проблемы особый интерес представляет установление содержательной характеристики цивилизации как особой, специфической формы самореализации социальной общности, а также выявление и объяснение сущности цивилизации как социально-исторической целостности. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем состоит специфика философского понимания смысла и направленности развития истории? 2. Раскройте многообразие подходов в понимании идеи общественного прогресса в истории философской мысли. 3. Каково содержание частных критериев общественного прогресса? 4. Общефилософский критерий общественного прогресса и его содержание. 5. Формационная концепция и ее вклад объяснение процесса развития человеческой истории? 6. Цивилизационная концепция А. Тойнби и ее исходные положения. 7. В чем состоит единство и различия формационного и цивилизационного подходов к анализу развития общества? Литература: а) основная литература: 1. Философия: учебник для студентов вузов /Под ред. Ратникова В.П. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2014. /http:www.knigafund.ru/books 2. Канке В.А. Основы философии /В.А.Канке. – М.: Изд-во Логос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 3. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие / Г.И.Иконникова, Н.И. Иконникова. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2012. /http:www.knigafund.ru/books
б) дополнительная литература: 4. Борисов С.В. Основы философии /С.В.Борисов. – М.: Изд-во Флинта, 2010. /http:www.knigafund.ru/books 5. Мальков Б.Н., Торгашев Г.А. Философия для юристов: учебное пособие /Б.Н.Мальков, Г.А.Торгашев. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2013. /http:www.knigafund.ru/books 6. Методика изучения философии: учебно-методическое пособие в 2-х Ч. /А.В.Малов, П.И.Чижик. – Химки.: Академия гражданской защиты МЧС России, 2012. 7. Петров В.П. Философия: курс лекций /В.П.Петров. – М.: Изд-во Владос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 8. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Основы философии /В.Ш.Сабиров, О.С.Соина. – М.: Изд-во Флинта, 2012. /http:www.knigafund.ru/books Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|