Тема №9. Философская антропология
Занятие 9/1. Лекция: «Человек как предмет философского анализа» Время – 2 часа Цели занятия: 1. Раскрыть содержание основных проблем философской антропологии. 2. Рассмотреть содержание и значение философского учения о человеке. 3. Сформировать понимание философского подхода к исследованию человека как биосоциального существа. 4. Вооружить обучаемых знанием об объективных и субъективных основаниях проблемы смысла и цели жизни человека в современном обществе. Вопросы лекции: 1. Философская антропология и круг ее проблем. 2. Смысл и цель жизни человека в обществе. Методические рекомендации по изучению темы: Проблема человека была одной из центральных для большинства философских систем, школ и направлений. Ее актуальность и значимость не только не уменьшилась в наши дни, а скорее возросла в связи с ростом субъективного фактора в общественном развитии. При рассмотрении первого вопроса лекции необходимо обратить внимание на то, что основными особенностями научного знания о человеке являются: – в силу своей сложности, многогранности и научной значимости проблема человека является универсальной, так как человек – объект изучения многих наук; – каждая частная наука, непосредственно изучающая человека (психология и педагогика, этика и этнография, и т. д.), рассматривает его в разных аспектах, под углом зрения, специфичным для данной науки; – философия, обобщая данные частных наук, выводит общее, фундаментальное знание о человеке. Раздел философии, в рамках которого исследуются проблемы человека, получил название «антропология». Философская антропология – учение о природе и сущности человека в единстве его природного и социального, физического и духовного, объективного и субъективного.
В широком смысле философская антропология – философское учение о природе и сущности человека; в узком смысле – течение западноевропейской, преимущественно немецкой философии ХХ века (представители М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер); Круг решаемых философской антропологией проблем: – формирование основного теоретического содержания всеобщей концепции человека; – выяснение связи данной концепции человека с социологической, социально-психологической, этической и другими конкретными учениями о человеке; – исследование связи между материальной организацией объективного мира и человека, их существованием и развитием; – изучение места человека в мире, смысла его жизни, соотношения смерти и бессмертия человека; – объяснение происхождения человека и общества на Земле, их природы и специфики; – анализ деятельностной сущности человека, освоения им материальных и духовных ценностей; – обобщение данных частных наук об эволюции человека, его жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе; – аргументирование гуманистического характера общественного развития и др. К базовым концепциям человека в философской антропологии можно отнести: – натурализм рассматривает человека как существо, прежде всего, природное, считая, что его жизнь полностью объясняется законами биологии, не видя его социальной специфики; – психологизм абсолютизирует психическую природу человека; – в конвенционализме поведение человека определяется условными нормами, произвольно принимаемыми в обществах, культурах разного типа; – субъективный антропологизм во всех своих формах утверждает, что человек укоренен в своей субъективной реальности и его предназначение – в самореализации; – социологизм игнорирует природную основу человека, считает его функцией общественной жизни;
– антропологический материализм сущность человека усматривает в том, что он, являясь продуктом природы, обладает разумом, сердцем и волей; – волюнтаристский вариант объективного идеализма считает основой мировой и человеческой жизни иррациональные устремления воли человека; – религиозный антропологизм видит назначение человека в свободном совершенствовании мира на путях его приближения к идеалу, замысленному Богом; – марксистская антропология, рассматривает человека как биосоциальное существо, включенное в систему социальных связей и отношений, общественно-практическую деятельность по преобразованию мира. В сочетании с разными решениями вопроса о предназначении человека эти представления о его природе и сущности образуют разнообразие основных вариантов философских концепций человека. При раскрытии содержания второго вопроса лекции «Смысл и цель жизни человека в обществе» необходимо обратить внимание на следующие аспекты: – социально-философский анализ смысла и цели жизни человека в обществе необходимо предполагает обращение к понятию «личность»; – личность формируется в обществе в процессе ее деятельности, общения, включенности в систему общественных связей и отношений; – формирование личности есть процесс ее социализации, в результате чего образуется тот стержень, вокруг которого объединяется все многообразие черт, свойств и признаков, делающих личность неповторимой. К существенным признакам личности следует отнести: – наличие развитого сознания (самосознания), мировоззрения и социальных качеств; – осмысленная ориентированность на систему общественных ценностей и их усвоение; – наличие чувства собственного достоинства и его активная защита; – высокая степень ответственности перед собой и обществом за свои действия и поступки. Таким образом, личность – это конкретный человек в единстве его общих, особенных и единичных социальных свойств, формирующихся и реализующихся в определенной системе общественных отношений и социальной деятельности. Смысл жизни - означает совокупность предназначений и устремлений человека (как личности) в ходе его жизни, включенность в систему общественных отношений, подчиняющих себе поведение и поступки.
К наиболее общим аспектам проблемы смысла жизни можно отнести: – смысл жизни человека заключается в самой жизни, а не вне ее; – объективно не существует универсального смысла жизни; – он никогда не дается в готовом виде, ему нельзя научиться; – поиск и обретение смысла жизни человеком неразрывно связан с необходимостью его практической реализации. В рамках философского понимания смысла и ценности человеческой жизни следует выделять субъективную и объективную стороны. Субъективная сторона представляет собой совокупность факторов, определяющих поиск и выбор смысла и цели жизни каждым социальным субъектом: – самостоятельный индивидуальный духовный поиск и обретение каждым человеком смысла и цели жизни; – индивидуальный выбор средств и методов обретения смысла жизни; – необходимость значительных духовных усилий (затрат) на его осмысление и сознательный выбор; – реализация в конкретных формах человеческой деятельности; – - возможность наличия множества субъективных ошибок на пути его обретения. Объективная сторона представляет собой совокупность социокультурных факторов, определяющих общее содержание и направленность духовности основных социальных субъектов: – независимость выбора от возраста, пола, условий жизни; – утверждается и доказывается в ходе всей жизни делами и поступками людей; – влияние исторической эпохи, требований прогресса, гуманизма к человеческой жизни в обществе; – обретает свою ценность в сравнении со смыслом жизни других людей, состоянием и направленностью общесоциальных ценностей. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем состоит специфика философского осмысления проблемы человека? 2. Каково содержание основных философских подходов к пониманию человека? 3. Как соотносятся понятие «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»? Каково содержание каждого из них? 4. Социально-философская характеристика личности. 5. В чем находит свое выражение взаимосвязь личности и общества?
6. Современная философия о смысле и цели жизни, смерти и бессмертия человека. 7. В чем состоит специфика подхода В. Франкла в понимании проблемы выбора и обретения человеком смысла жизни в современном обществе? Литература: а) основная литература: 1. Философия: учебник для студентов вузов /Под ред. Ратникова В.П. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2014. /http:www.knigafund.ru/books 2. Канке В.А. Основы философии /В.А.Канке. – М.: Изд-во Логос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 3. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие / Г.И.Иконникова, Н.И. Иконникова. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2012. /http:www.knigafund.ru/books
б) дополнительная литература: 4. Борисов С.В. Основы философии /С.В.Борисов. – М.: Изд-во Флинта, 2010. /http:www.knigafund.ru/books 5. Мальков Б.Н., Торгашев Г.А. Философия для юристов: учебное пособие /Б.Н.Мальков, Г.А.Торгашев. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2013. /http:www.knigafund.ru/books 6. Методика изучения философии: учебно-методическое пособие в 2-х Ч. /А.В.Малов, П.И.Чижик. – Химки.: Академия гражданской защиты МЧС России, 2012. 7. Петров В.П. Философия: курс лекций /В.П.Петров. – М.: Изд-во Владос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 8. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Основы философии /В.Ш.Сабиров, О.С.Соина. – М.: Изд-во Флинта, 2012. /http:www.knigafund.ru/books Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|