Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 10. Человек в информационно-техническом мире




Занятие 10/1. Лекция:

«Философия техники»

Время – 2 часа

Цели занятия:

1. Формирование философских взглядов на природу и сущность техники.

2. Рассмотреть основные проблемы философии техники

3. Раскрыть основные этические аспекты технической, инженерной деятельности.

Вопросы лекции:

1. Происхождение и природа техники

2. Основные проблемы философии техники

3. Техника и этика

 

Методические рекомендации по изучению материала:

· Философия техники как относительно самостоятельная область теоретического знания, не менее значимая, чем традици­онные онтология и гносеология.

· Первые зачатки фило­софии техники в XIX веке в Германии, Франции, в на­чале XX века - в России (работы П. А. Энгельмейера)

· Активизация научных исследований по проблемам философии техники в XX в. в трудах М.Хайдеггера, К.Ясперса, Т.Веблена, О.Тоф­флера, Ф. Дессауэра, Л.Мэмфорда, Х.Ортеги-и-Гассет, О.Шпенглера, Х.Ленка. В числе российских исследователей философии техники наиболее известны А.И.Ракитов, Б.Н.Иванов, В.В.Чешев, В.Г.Горохов, В.С.Стёпин, И.А.Майзель, М.А.Розов, С.В.Шухардин.

· Постановка проблем об онтологическом статусе и гене­зисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.

При изучении первого вопроса лекции не упустить из поля зрения следующие аспекты:

· Возникновение понятия «техника» еще в антич­ном обществе от греческого слова «техне», означавшего умение, мастерство, искусную деятельность.

· Современная трактовка термина «техника».

Техника - система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы.

· Содержание понятия «техника».

Одно из направлений современной отечественной философии техники, возглавляемое проф. В.Г. Гороховым, включает в понятие «техника»:

– совокупность технических устройств, артефактов - от простейших орудий до сложнейших технических систем;

– специфическую область знания - от специализированных рецептурно-технических знаний до теоретических научно-технических и системотехнических знаний;

– область человеческой деятельности, направленную на создание технических устройств и их эксплуатацию;

– совокупность умений и навыков человека, составляющих особенности того или иного рода человеческой деятельности, искусство и мастерство человека в этой деятельности.

В узком смысле техника есть совокупность артефактов, соз­даваемых и используемых методами инженерной деятельности.

В более широком понимании техника выступает как особый, технический подход к любой сфере человеческой деятельности.

· Филогенез «техники»

ü Античные концепции об искусстве производства вещей, во­площающее в себе знание, подражающее природе и выступающее в качестве образца для понимания природного бытия.

ü Исследования философских аспектов ремесла, технических нововведений и изобретений французскими и немецкими просветителями Даламбером, Дидро, Алштедтом, Бекманом.

ü Первый философский анализ орудийного отно­шения человека к природе Гегеля в «Реальной фи­лософии» и «Философии права».

ü Исследования феномена техники в процессе технизации современ­ной культуры мыслителями ХХ века:

– культурно - историческая концепция (Ф. Дес­сауэр, Т. Литт);

– феноменология (Э. Гуссерль);

– философия жизни (А. Бергсон, О. Шпенглер);

– экзистенциализм (К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер);

– философская антропология (А. Гелен, Г. Плесснер);

– эсхатологическая метафизика (Н.А. Бердяев);

– неомарк­сизм франкфуртской школы (Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.)

· Основания различных концепций техники:

1. техника и человек;

2. техника и природа;

3. техника и бытие;

4. техника и социокультурный мир.

· Все многообразие философских концепций техники может быть схематизировано. Наиболее фундаментальными среди них являются направления:

ü антропология техники;

ü натуралистическая онтология техники;

ü культурология техники.

· Технология как непременное условие возникновения и развития техники, конкретный способ и определенный алгоритм функционального соединения человека и техники.

· Научно-технологический прогресс как следствие объединения науки и технологии, современный этап которого называется научно-технической революцией.

При изучении второго вопроса лекции «Основные проблемы философии техники» уяснить:

· Основные подходы к оценке феномена техники:

1. Натуралистический подход. Главная идея: человеку в отличие от животных недостает специали­зированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием артефактов.

2. Волевая интерпретация техники. Главная идея: человек посредством создания техники и технологических цепей реализует свою волю к власти.

3. Рациональный подход. Главная идея: техника рассматривается как сознательно (рационально) ре­гулируемая деятельность человека. Собственное качество техники она приобретает лишь в системе «человек – техника».

· К середине ХХ столетия проблемы философии техники осмысливались в технократических концепциях (концепциях технократического оптимизма).

1. В социальной утопии Т. Веблена(1857-1929) «Инженеры и система цен» технические специалисты были представ­лены как бескорыстные служители идеи социального прогресса.

2. В работах Дж. Гэлбрейта (р. 1908) «Новое индустриальное общество» и «Экономические теории и цели общества» (60-70-е годы) сформулировано понятие «техноструктуры».

· Концепции технократического оптимизма воспринимались и оценивались критически. В ряде антиутопий («Утопия 14» К. Воннегута, «4510 по Фаренгейту» Р.Бредбери, «О, дивный новый мир» О. Хаксли, «1984» Дж. Оруэлла и др.), указывалось, что изощренная техника начинает господствовать над человеком, подавлять его индивидуальность и свободу.

– Главная идея философской критики технократии исходит из того, что абсолютизация роли техники и технологии неприемлема.

– Эти вопросы приобретают особое значение при обсуждении особенностей современной цивилизации, которая все чаще и чаще именуется информационной.

· Этимологически понятие «информация» происходит от лат. informatio - ознакомление, разъяснение, понятие.

· Формирование комплексного научно-технического направления – информатики.

· Главные проблемы современных информационных исследований:

1. Проблема передачи информационных функций от человека машине.

2. Проблема развития информационных технологий.

3. Проблема искусственного интеллекта.

4. Проблема нового качества межчеловеческой коммуникации, как передачи информации от одного сознания к другому. Главная черта коммуникации - возможность понять получаемую информацию.

· Исследованием проблем коммуникации в философии ХХ века особенно активно занимаются экзистенциализм, персонализм, герменевтика. Они предлагают рассматривать коммуникацию как главное условие существования и самополагания человека.

· Понятия информации и коммуникации выступают как важнейшие характеристики современного общества, рассматриваемого как постиндустриальное.

· Информационная революция и формирование информационного общества.

· Характерные черты информационного общества.

ü Возможность получения любой имеющейся информации и наличных знаний, необходимых для решения актуальных задач и осуществления жизнедеятельности. (Исключение составляет секретная информация, а также интимные подробности личной жизни граждан, использование сведений, которые могут нанести ущерб государству, организациям, отдельным гражданам).

ü Наличие всей необходимой информационной технологии, включая компьютеры, средства связи, программный продукт, базы данных и знаний, интегрированные сети, обеспечивающие выполнение предыдущей характеристики.

ü Наличие эффективной системы создания в экспоненциальном режиме необходимой обществу информации и знаний во всех областях человеческой деятельности.

При изучении третьего вопроса лекции «Техника и этика» обратить внимание на следующее:

· Современная философия считает актуальным и необходимым обсуждение этических, нравственных аспектов технической, инженерной деятельности.

· Основные этические проблемы системы «Человек - информационно-технический мир»:

Первая проблема. Сфера деятельности людей превышает сферу возможностей их чувственного познания и мышления и переходит в новое – «постчеловеческое» состояние.

Вторая проблема. Постчеловеческий мир - это «вторая природа», созданная человеком искусственно. Это творение человека имеет собственную логику развития.

Третья проблема. Информационный мир по-новому задает статус человека.

Четвертая проблема. Развитие искусственной реальности по ее собственным законам требует «переработки» самого человека и выработки специального типа человека, адекватного информационно-технологическому миру.

Пятая проблема. Человек как субъект творчества сумеет справиться с миром своих творений и сохранить как свою экологическую нишу, так и самого себя как специфического живого индивида на основе коэволюции - совместного развития человека со своим творением - компьютерно-информационной реальностью.

· Развернутое понимание нового типа коэволюционной рациональности включает следующие составляющие:

– относительность разумности целей человека, которые он ставит в процессе своего бытия, и абсолютность мудрости природы, не допускающей своего саморазрушения;

– приоритет смысла общечеловеческого бытия над частными целями отдельных людей и социальных групп, общекультурных ценностей над техническими; такой подход предполагает социальную ответственность ученых, инженеров и техников перед человечеством за последствия своей деятельности;

– обеспечение человеку его творческой роли в соответствии с техническими, экономическими и политическими возможностями,

– всемерная гуманизация труда и системы социально-экономических отношений;

– целесообразное соотношение социального и биологического в человеке с целью сохранения его здоровья и культивирования его генофонда;

– гармонизация отношений человека с природой за счет сохранения равновесия в ней и поощрения такой инструментализации природных процессов, которая укрепляет это равновесие.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково содержание понятия «техника»?

2. Назовите основные философские концепций техники XX в.

3. В чем существо основных подходов к оценке феномена техники?

4. В чем заключается сущность концепции технократического оптимизма?

5. Какова главная идея философской критики технократии?

6. Перечислите главные проблемы современных информационных исследований?

7. Каковы характерные черты информационного общества?

8. Назовите основные этические проблемы системы «Человек - информационно-технический мир».

9. Как вы понимаете термин коэволюция?

Литература:

а) основная литература:

1. Философия: учебник для студентов вузов /Под ред. Ратникова В.П. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2014. /http:www.knigafund.ru/books

2. Канке В.А. Основы философии /В.А.Канке. – М.: Изд-во Логос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books

3. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие / Г.И.Иконникова, Н.И. Иконникова. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2012. /http:www.knigafund.ru/books

 

б) дополнительная литература:

4. Борисов С.В. Основы философии /С.В.Борисов. – М.: Изд-во Флинта, 2010. /http:www.knigafund.ru/books

5. Мальков Б.Н., Торгашев Г.А. Философия для юристов: учебное пособие /Б.Н.Мальков, Г.А.Торгашев. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2013. /http:www.knigafund.ru/books

6. Методика изучения философии: учебно-методическое пособие в 2-х Ч. /А.В.Малов, П.И.Чижик. – Химки.: Академия гражданской защиты МЧС России, 2012.

7. Петров В.П. Философия: курс лекций /В.П.Петров. – М.: Изд-во Владос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books

8. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Основы философии /В.Ш.Сабиров, О.С.Соина. – М.: Изд-во Флинта, 2012. /http:www.knigafund.ru/books

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...