Проблемы техногенной цивилизации
⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 По взглядам А. Тойнби: · в развитии человечества существовала 21 цивилизация (конкретные виды общества со своей историей и самобытной культурой); · все цивилизации могут быть разделены на два больших класса: традиционные и техногенные. Техногенная цивилизация - это особый тип цивилизации в основе жизнедеятельности которой находится прежде всего развитие техники, технологии. Тип ее развития основывается на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира, в котором живет человек. Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет (ее собственное развитие начинается в эпоху Ренессанса в XVII в.) и прошла три стадии: – прединдустриальную; – индустриальную; – постидустриальную. Техногенная цивилизация оказалась очень динамичной, подвижной и очень агрессивной (она подавляет, подчиняет себе, переворачивает и поглощает традиционные общества, их культуры и культурные традиции). В истории становления техногенной цивилизации решающую роль сыграли четыре научных революции: 1. Научная революция XVII в., становление классического естествознания. Идеал - построение абсолютно истинной картины природы. 2. Научная революция XVIII - первой половины XIX в., переход к дисциплинарно организованной науке. Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других науках формируются специфические картины реальности, несводимые только к механической. Первая и вторая глобальные научные революции протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления. 3. Научная революция конца XIX - середины XX в., преобразование классической науки и становление неклассического естествознания. Происходит цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории); в космологии (концепция нестационарной Вселенной); в химии (квантовая химия); в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика, теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.
4. Научная революция последней трети XX в., радикальные изменения в неклассической науке и рождение постнеклассической науки. Произошла революция в средствах хранения и получения знания. Компьютеризация науки. Появление сложных приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы, аналогично средствам промышленного производства. Сегодня развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначились во второй половине XX в. в связи с возникновением глобальных кризисов и ГПС. Три главных ГПС, порожденных техногенной цивилизацией: 1. Проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество впервые стало смертным, и этот итог стал побочным эффектом НТП, открывающего все новые возможности развития военной техники. 2.Нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Старая парадигма о том, что природа – это бесконечный резервуар ресурсов для человеческой деятельности, оказалась неверной. 3. Антропологический кризис. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не может контролировать и которые становятся чуждыми его природе. Противоречие между природой и обществом: а) носит антропогенный характер. б) содержит две стороны: – способность человека к непрерывной и неограниченной природопреобразующей деятельности; – наличие пределов использования природной среды. Сущность экологической проблемы:
1. Противоречие между потребностями человечества в сохранении параметров природной среды и утратой этих параметров. 2. Противоречие между потребностями общественного производства и отсутствием реальных природных возможностей удовлетворить эти потребности. Фактура: (по экологической проблеме) · Продуктивные потери почвы в 30 - 35 разбольше чем за последние10 тыс. лет. · Вырубка леса - 110 тыс. кв. км в год; · Ежедневно в атмосферу выбрасываютсясотни тысяч тонн вредных веществ; · Вода непригодна для питья в 75%водоемов планеты; · До 6 млн. тонн нефти и 1.200 тысяч тонн отходов сливается в океан; · Ежегодно теряется 60 тыс. кв. кмсуши. Таким образом: 1) Причиной ГПС, сформировавшихся во второй половине XX века, являются потребности и интересы человека. 2) Все ГПС образуют т.н. метаглобальную проблему - выживания человечества в усложнившихся внешнеприродных и внутрикультурных условиях человеческого существования. 3) Техногенная цивилизация – особый тип цивилизации, в основе жизнедеятельности которой находится развитие техники и технологий, стала причиной формирования глобальной экологической проблемы, нерешенность которой может привести к катастрофическим последствиям для жизни на Земле; 4) Экологическая проблема представляет собой противоречие между потребностями человечества в сохранении параметров природной среды и утратой этих параметров. Вопросы для самоконтроля: 1. Как изменялись философские воззрения на природу в истории философии? 2. В чем состоит сущность противоречия между природой и обществом? 3. Каковы исторические рамки формирования глобальных проблем современности? 4. Охарактеризуйте основные причины глобальных проблем современности. 5. Каковы основные факторы, обусловливающие сохранение опасности развязывания ядерного военного конфликта? 6. В чем основные причины демографической проблемы для современной России? 7. Каковы основные причины формирования техногенной цивилизации? 8. Охарактеризуйте сущность и содержание экологической проблемы. 9. Что такое ноосфера? Литература: а) основная литература: 1. Философия: учебник для студентов вузов /Под ред. Ратникова В.П. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2014. /http:www.knigafund.ru/books
2. Канке В.А. Основы философии /В.А.Канке. – М.: Изд-во Логос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 3. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие / Г.И.Иконникова, Н.И. Иконникова. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2012. /http:www.knigafund.ru/books
б) дополнительная литература: 4. Борисов С.В. Основы философии /С.В.Борисов. – М.: Изд-во Флинта, 2010. /http:www.knigafund.ru/books 5. Мальков Б.Н., Торгашев Г.А. Философия для юристов: учебное пособие /Б.Н.Мальков, Г.А.Торгашев. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2013. /http:www.knigafund.ru/books 6. Методика изучения философии: учебно-методическое пособие в 2-х Ч. /А.В.Малов, П.И.Чижик. – Химки.: Академия гражданской защиты МЧС России, 2012. 7. Петров В.П. Философия: курс лекций /В.П.Петров. – М.: Изд-во Владос, 2012. /http:www.knigafund.ru/books 8. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Основы философии /В.Ш.Сабиров, О.С.Соина. – М.: Изд-во Флинта, 2012. /http:www.knigafund.ru/books Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет: 1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/ 2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ 3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|