Часть вторая. Исследование Сурат Шабд Йоги 13 глава
Нет Бога, кроме Бога, и Аллах - Его имя. Мухаммед - лишь Его посланник, или вестник. На этом фундаментальном базисе монотеизма он построил свою систему этических учений и демократического братства. Это было действительно необходимостью времени, и он превосходно исполнил это. Варварской, грубой и интеллектуально недоразвитой расе он вряд ли мог дать метафизические постулаты на их рассмотрение, когда даже его простое учение вызывало насмешку, порицание людей и свирепое поношение, которые привели со временем к открытой враждебности, заставившей его вместе с последователями бежать в Медину для безопасности. Это было в 622 году н.э., когда группа верных переселилась из Мекки, и за этим последовал период тяжелой борьбы за новорожденную веру, для сохранения и распространения которой Пророк вынужден был извлечь меч в самообороне. Процесс консолидации занял около 100 лет безжалостной войны, во время которой образовалась мощная империя с востока до запада, от Индийского океана с одной стороны до Атлантики с другой. Коран, или исламская Библия, является большим и выдающимся чудом, превзошедшим все иное из того периода. Он имеет 144 Суры, или главы, каждая из которых содержит от 286 до 6 стихов, число стихов убывает в нисходящем порядке. Он написан на элегантном и отточенном арабском языке и открывался по частям неграмотному Пророку в моменты интенсивной медитации Гавриилом, архангелом Божиим, голос которого, исходящий из звона колоколов, постепенно принимал звучание, вид и форму. Простое учение Корана сосредоточено вокруг АЛЛАХА (Бога), Его МАХЛУКА, или сотворенного мира, ИНСАНА (человека) и КИАМАТА, или Судного Дня. Так как Аллах реален и в сущности благ, то таково и все остальное, созданное Им. Поскольку вся жизнь индивидуальна, каждый должен давать отчет за свои дела в жизни; ибо тот, кто сбивается с Пути, должен нести полную ответственность за свое отступничество после жизни, в день расплаты, или КИАМАТ.
Путь мира и праведности для человека определяется как посвященный: 1) Аллаху, или Богу; 2) НАМАЗУ, или молитве, предписываемой по крайней мере пять раз в день, будь то стоя, сидя, стоя на коленях или лежа (что означает постоянное воспоминание), которую можно выполнять в любом месте, расстелив молитвенный коврик (САДЖАДА) и повернувшись лицом к Мекке, одному общему центру поклонения для верных; 3) ЗАКААТУ, или жертвованию одной четверти своего дохода раз в год бедным и нуждающимся, чтобы все могли делиться друг с другом, как члены одной и той же человеческой семьи; 4) РОЗА, или посту во время месяца РАМАЗАН, чтобы верный мог знать, что такое голод, и научиться облегчать страдания голодного, а также развивать духовную дисциплину, любовь к Богу и сострадание к своим собратьям; и наконец, 5) ХАДЖУ, или совершению паломничества в Мекку, Иерусалим верного, по крайней мере один раз за свою жизнь, в простой грубой одежде, как у всех, что делает равными богатого и бедного, по крайней мере на время. Таково, вкратце, социальное учение ислама, задуманное для улучшения арабского общества. Но в Коране есть небольшое упоминание о духовных практиках самого Пророка, которые превратили простого погонщика верблюдов в Пророка-проповедника и государственного деятеля высокого уровня. Это снова напоминает о древней формуле, что есть какое-то знание, зная которое, все остальное становится известным, знание, вызывающее полное отождествление с центром Вселенной в состоянии МАРАКБА, или медитации. Мастера-Святые говорят нам, что практика в уединенной Гхар-и-Хира (пещере Хира) была не чем иным, как медитацией на Шугал-и-
Насири, или Звук, действующий как “сезам, откройся!” к Царству Аллаха. Шейх Мохд Акрам Сабри рассказывает нам, что Пророк практиковал общение с Аваз-и-мустким в течение пятнадцати лет, прежде чем он начал получать послания от Бога. Мы также узнаем, что Пророк совершил ШАКУЛ-КАМАР, т.е. он сломал луну надвое, оседлав молочно-белого боевого коня БАРК, что образно и буквально означает молнию. Это ясные указания на внутренние духовные опыты тех, кто путешествует по Пути Звукового Потока и знает, что он должен пересечь звезду и луну на своем духовном пути. Сегодня мы видим символические представления этого в звезде и полумесяце на мусульманских знаменах, монетах, почтовых марках и т.д. К тому же, появление луны в дни ИД всегда приветствуется с радостью, шумным одобрением, и везде люди мусульманской религии нетерпеливо ждут и наблюдают с крыш, чтобы увидеть восход новой луны на горизонте, мало зная о внутреннем смысле этого. Привязанные к Книге, они правильно называются КИТАБИ - люди Книги. Мухаммед может быть последним в линии Пророков, которые приходили, но Коран предписывает искать какого-нибудь посредника для контакта с Богом. Кроме этих упоминаний, мы имеем неопровержимое свидетельство мусульманских мистиков, или СУФИ, которые в недвусмысленных словах высоко говорили о спасительной жизненной связи как о КАЛАМ-И-КАДИМ, БАНГ-И-ИЛАХИ, НИДА-И-АСМАНИ, САУТ-И-САРМАД - все это означает Абстрактный Звук (ИЗМ-И-АЗАМ), единый созидательный жизненный принцип во всей природе - КАЛЬМА, который создал 14 ТАБАК, или планов. К этому классу мистиков относятся Шамас Табриз, Маулана Руми, Хафиз Ширази, Абдул Разак Каши, Инаят Хан, Баба Фарид, Булле Шах, Шах Нияз, Хазрат Абдул Кадар, Хазрат Миан Мир, Хазрат Баху, Хазрат Низамуд-Дин и многие другие; все они практиковали СУЛТАН-УЛЬ-АЗКАР (высший Звуковой Принцип). ФУКРА-И-КАМИЛ, путешественники в области МАРФАТ, или истинной мудрости, минуют как ШАРИАТ, так и ТАРИКАТ, пути священного писания, а также ХАДИС, или традиции. Хазрат Инаят Хан в своей книге “Мистицизм Звука” говорит о творении как о “Музыке Бога” и рассказывает нам, что Саут-и-Сармад - это опьяняющий напиток из Сада Бога. Все пространство, - говорит он, - наполнено Саут-и-Сармад, или Абстрактным Звуком. Вибрации этого звука слишком тонки, чтобы быть слышимыми или видимыми материальными ушами или глазами, так как глазам трудно видеть даже форму или цвет эфирных вибраций на внешнем плане. Именно Саут-и-Сармад слышал Мухаммед в пещере Хира, когда он потерялся в своем идеале. Коран называет это КУН-ФЕУ-КУН - “Будь и все стало”. Именно этот звук слышал Моисей на КОХ-И-ТУР, или горе Синай, будучи в общении с Богом. То же самое Слово было слышимо Христу, когда Он был поглощен в Своем Небесном Отце в пустыне. Шива слышал тот же АНХАД-НААД в Гималаях. Флейта Кришны аллегорически символизирует тот же Звук. Этот Звук есть источник всего откровения Мастерам, которым оно открывается изнутри, и поэтому Они знают и учат одной и той же Истине, ибо именно в этой абстрактной реальности объединяются все благословленные Богом.
Этот Звук Абстрактного всегда продолжается внутри, вокруг и около человека. Те, кто способен слышать Его и медитировать на Него, освобождаются от всех беспокойств, забот, горестей, страхов и болезней, и душа освобождается из плена чувств и физического тела и становится частью Всепроникающего Сознания. Этот Звук развивается через и в десяти различных аспектах из-за Его проявления через различные трубы тела (НАДИ), и звучит как гром, рев моря, звон колокольчиков, жужжание пчел, чирикание воробъев, вина, флейта, звук ШАНКХА (раковины), пока Он наконец не станет ХУ, самым священным из всех звуков, будь они от человека, птицы, зверя или вещей. В одном из своих обращений Абду`л-Баха сказал: “Мы должны благодарить Бога, что Он создал для нас как материальные блага, так и духовные дары. Он дал нам материальные дары и духовные милости: внешнее зрение, чтобы видеть свет солнца, и внутреннее видение, которым мы можем воспринимать Славу Бога. Он предназначил внешнее ухо для наслаждения мелодиями звука и внутреннее слышание для того, чтобы могли слышать Голос нашего Творца.” В “Скрытых Словах” Баха У`лла, святого-мистика из Персии, мы имеем:
О сын праха! Слушай мистический голос, зовущий из царства Невидимого... вверх из твоей тюрьмы, поднимись в великолепные луга наверху и из твоей смертной клетки направь свой полет в рай Не Имеющего Места. Многие другие суфийские мистики пели подобно этому: С небесной башни Бог зовет тебя домой. Увы! Ты не слушаешь Божественный Зов, Никто не знает дом Любимого, Но наверняка перезвон колоколов идет оттуда. Хваджа Хафиз Поднимаясь над горизонтом, слушай Божественную Мелодию. Пророк должен уделять внимание Ей, как любому другому делу. Маулана Руми О Боже, приведи меня туда, откуда течет невыразимый Кальма без слов. Шах Нияз Все повторяют Кальму словом уст, Редкая душа может делать это языком мысли, Тот, кто общается с ним ментально, Едва ли может описать его словами. Хазрат Баху В “Тазкра-и-Гхаусия” (стр.332) Амир Хусро, великий поэт-мистик и известный ученый, дал описание десяти звуков, которые слышат внутри, и он прекрасно завершает следующими строками: Таков действительно Небесный Оркестр, о Хусро; именно в эти десять мелодий поглощен йог. Со спокойными чувствами и успокоенным разумом, так говорит Хусро; с расцветом беспредельного звука внутри все похоти плоти и смертные грехи отлетают. Мастер тоже имеет Свой чудесный мир, и Хусро теперь глубоко поглощен внутри себя. Из приведенного выше совершенно ясно, что внутренний духовный опыт Звукового Потока находится в пределах досягаемости человека при условии, что есть компетентный Мастер, способный передать свой собственный жизненный импульс, который может привести сознание человека к центру его существа и затем привести в контакт со Светом и Звуком Бога с помощью открытия внутреннего глаза и распечатывания внутреннего уха. Следы этого можно теперь найти в КАВАЛИ, или внешней музыке, и в РАК, или танцах со звенящими ножными браслетами, которыми занимаются некоторые мусульмане, чтобы достичь ВАДЖД, состояния забвения, как средства к более высокому внутреннему пути. 6.4. Сикхизм Сикхизм - самая молодая из мировых религий, прослеживающая свое происхождение от Гуру Нанака, первого в последовательности десяти великих Гуру. Как другие веры, он принял характер религии только в последующие времена. Его Мастера никогда не претендовали на какую-либо новизну своих учений. Фактически, они особо подчеркивали то, что их учения являются истинами, которым учили с незапамятных времен. Чтобы подчеркнуть всеобщность духовного послания, Гуру Арджан Дэв (пятый Гуру), составляя ШРИ АДИ ГРАНТХ, священное писание сикхов, собрал гимны и отрывки из мистических писаний святых всех каст и верований, включая мусульманина-ткача Кабира, джата (крестьянина) Дханну, сапожника Рави Даса, мясника Садну и других.
Сикхские священные писания занимают уникальное положение в религиозной истории. Они представляют не только намеренную попытку показать единство всех религий, но и составлены на языке, который является еще живым, а не делом прошлого. Поэтому они не потеряли ничего из своей первозданной свежести и не похоронены полностью в дебрях теологического истолкования. Они написаны, в основном, в форме религиозной лирики, и их привлекательность не только в описании. Они говорят о человеке в целом, поют о его проблемах, его слабостях, тщетности мира и вечности Абсолюта, призывая его ко все большим и большим усилиям в направлении к его Божественному Дому. Язык, используемый ими, поддается сжатости, свободно обходясь без союзов, этим давая возможность своим поэтическим и музыкальным элементам быть использованными с огромным эффектом. Ищущая философия и глубокая метафизика присущи каждой фразе, тем не менее эти произведения говорят прямо с сердцами людей, на языке, которым они пользуются, их значения неистощимы, и это оставляет отпечаток на всем. Более того, сикхская вера, появившаяся из учений не одного, а непрерывного ряда великих Мастеров, раскрывает почти каждый важный аспект духовного поиска человека. Если Будда подчеркивал необходимость непривязанности и умеренности, Христос - любви, то сикхские учения преуспели в подчеркивании всех граней. Кроме того, будучи сравнительно недавнего происхождения, записи о личной жизни десяти великих Гуру сохранились, и мы много знаем об их путешествиях и действиях. Ничего подобного неизвестно о Мастерах-душах, давших индуизму его Упанишады. Они говорят, как отдаленные голоса, доходящие до нас из далекого мифического прошлого. Внутренний путь - это путь практический, и человеку нужна не только философия, но и демонстрация чьей-то жизни, которая иллюстрирует ее. Читаем ли мы о смирении Нанака, ходившего пешком с места на место, неся духовный факел, или о Гобинд Сингхе, последнем из десяти Гуру, ездившем верхом с одного конца страны в другой, организуя своих последователей в братство, которое смогло встретить силу силой и успешно сопротивляться угрозе физического истребления фанатичным императором Аурангзебом, мы понимаем снова и снова, что жизнь Бога - это внутреннее совершенство, образ существования, самоосуществление, и она не должна смешиваться с интеллектуальной философией или метафизическими загадками. Тот, кто завоевал такую духовную свободу, не может быть затронут или запятнан внешним действием, ибо Он сделал Волю Бога своей собственной и не делал ничего сам. И поэтому, ведя своих воинов воевать с моголами, Гуру Гобинд Сингх все же мог петь: Сач Кахун, сун лейо сабхай Джин прем кийо, тин хе Прабх пайо. Истинно, истинно Я говорю вам, Те, кто любил, нашли Бога. Попытаться изложить мистическое послание великих сикхских Гуру означало бы повторить большую часть того, что уже сказано в предыдущей главе. Ибо учения Нанака и Кабира (его современника) представляют окончательное развитие мистицизма внутреннего видения и слышания в Путь Сурат Шабд Йоги. Оба великих Мастера, один был первым в линии сикхских Гуру, а второй - ткачом из Варанаси (прежде Бенарес), были неутомимы в подчеркивании неэффективности внешнего ритуала, интеллектуального умствования и йоговского аскетизма: Сант мата кучх аур хаи Чхадо чатураи Путь Мастеров отличен, Оставь свои интеллектуальные тонкости. Кабир Невозможно понять Его размышлением, Даже если размышлять веками. Невозможно достичь внутреннего покоя внешним молчанием, Даже если сидеть немым веками. Невозможно ни купить удовлетворенность за все богатства мира, Ни достичь Его всей изобретательностью разума. Нанак Оба святых порицали кастовые различия и одинаково подчеркивали единство всей жизни, единство духа, который поддерживает все, они неоднократно заявляли, что высший и самый достижимый метод единения с Богом пролегает через путь НААМ, или ШАБД. В самом деле, никакие священные писания не настаивают так на всепроникающей способности Слова, как писания сикхов или Кабира, подборка которых, как уже упоминалось, была включена Гуру Арджан Дэвом в Шри Ади Грантх. Внутренний свет, АНТАР ДЖОТ, и внутренняя музыка, ПАНЧ ШАБД или Слово из пяти мелодий, музыка которого беспредельна (АНХАД БАНИ), являются повторяющейся темой почти во всех произведениях, содержащихся в Грантх Сахиб. ДЖАП ДЖИ Гуру Нанака, которое фигурирует как пролог к Грант Сахиб, может послужить иллюстрацией духовных богатств, содержащихся в сикхских священных писаниях. Это чудесное лирическое произведение, замечательное своей поэтической красотой и даже больше - Божественными высотами, которых оно достигает. Оно открывается рассуждением о природе Абсолютной Реальности как отличной от феноменальной: Есть Одна Реальность, Непроявленный Проявившийся; Всегда существующий, Он есть Наам (Сознательный Дух); Создатель, проникающий во все; Без страха, без враждебности; Вневременной, Нерожденный и Самосущий, Совершенный в Себе. Пролог Эта Реальность находится за пределами человеческого рассудка и понимания: Невозможно понять Его рассудком, Даже если рассуждать веками. Станса 1 И все же Его можно достичь, и путь, ведущий к Нему - единственный: Есть Путь, о Нанак: сделать Его Волю нашей собственной, Его Волю, которая уже выполняется в нашем существовании. Станса 1 Это нечто, что находится не вне нас, а внутри; это часть нашего существа, сама наша сущность, и все, что нужно - это настроиться на Него, так как быть настроенным на Него означает быть свободным от рабства эго и, следовательно, майи: Все существует по Его Воле; И ничто не стоит вовне; Настроенный на Его Волю, о Нанак, Полностью свободен от эго. Станса 2 Как можно настроиться на Божественную Волю? Ответ дается в самом начале: Через благосклонность Его истинного слуги, Гуру, Он может быть познан. Эта тема рассматривается в Стансе 16 более детально: Святой (персонифицированное Слово) принимается При Его Дворе и является главным избранником в нем; Святой украшает порог Бога и почитается даже королями; Святой живет Единым Словом и медитирует на Него. Дар истинного Мастера - это дар Наама, в котором Он Сам - адепт. Это Слово есть проявление Воли Бога и Его Владычества, и Оно находится в сердце всех Его созданий: По одному Слову Его это обширное творение зацвело к бытию, И тысячи потоков жизни возникли к существованию. Станса 16 Путь к единению с Волей Бога проходит через настроенность на Слово: Общаясь со Словом, становишься обителью всех добродетелей; Общаясь со Словом, становишься шейхом, пиром и истинным духовным царем; Общаясь со Словом, духовно слепые находят свой путь к Реализации; Общаясь со Словом, пересекают Безграничный Океан иллюзорной материи; О Нанак! Преданные Ему живут в постоянном экстазе, так как Слово смывает весь грех и горе. Станса 11 Именно поэтому Нанак заявляет: Возвышен Господь и возвышенна Его Обитель; Еще более возвышенно Его Святое Слово. Станса 24 Описав природу Абсолюта и путь, ведущий к слиянию с Ним, Нанак продолжает рассказывать нам о том, что требуется для успешного продолжения путешествия. Необязятельно, заключает он, превращаться во внешнего саньясина; все, что нужно сделать - быть саньясином в духе, обходясь без внешних форм, и вместо этого внедрять внутренние добродетели: Пусть удовлетворенность будет твоими серьгами, стремление к Божественному и уважение к высшему “Я” - твоей котомкой, а постоянная медитация на Него - твоим пеплом, пусть готовность к смерти будет твоим плащом, и пусть твое тело будет, как целомудренная дева. Пусть учение твоего Мастера будет твоим посохом. Высшая Религия - подняться к Всеобщему Братству И считать все создания равными себе. Победи свой разум, так как победа над собой Это победа над миром. Приветствие, приветствие Ему одному, Изначальному, Чистому, Вечному, Бессмертному и Неименному во все века. Станса 28 Наконец, в заключительных разделах Джап Джи Гуру Нанак дает нам общую перспективу паломничества духа. Первое царство, над которым нужно подняться - план ДХАРМ КХАНД - Царство Действия, или мир добрых и злых деяний, каким мы знаем его. Следующим идет ГЬЯН КХАНД, или Царство Знания, первое из внутренних Небес, полное богов и полубогов: Бесчисленны его элементы, воздух, вода и огонь, И бесчисленны Кришны и Шивы, и бесчисленны Брахмы, Придающие форму различным творениям Бесчисленных форм и оттенков. Бесчисленны Поля Действия, бесчисленны золотые горы... Бесчисленны источники творения, бесчисленны гармонии, Бесчисленны слушающие их, и бесчисленны последователи Слова, Бесконечно и нескончаемо, о Нанак, это царство! Станса 35 Если правящей силой этой сферы является знание, то в следующей, САРМ КХАНД, или Царстве Блаженства, ею является экстаз. Этот план - за пределами описания, и кто бы ни пытался описать его, должен пожалеть о своей глупости. В нем, наконец, душа освобождается от своих ментальных придатков и окончательно становится самой собой: В нем разум, рассудок и понимание испаряются, “Я” становится самим собой, И развивается проницательность богов и мудрецов. Станса 36 Но “еще выше” находится КАРМ КХАНД, Царство Милости - милости, заработанной с помощью праведного действия и медитации: Здесь Слово есть все во всем, и ничто иное не преобладает, Здесь пребывают храбрейшие из храбрых, победители разума, Напитанные Божественной Любовью... Все сердца наполнены Богом, они живут За пределами досягаемости смерти и иллюзии. Станса 37 Это царство, где душа, наконец, избавляется от суеты относительности: оковы времени, смерти и изменения больше не воздействуют на нее. Но хотя она пребывает в постоянном присутствии Господа, она может двигаться еще дальше, чтобы слиться с Его Бесформенным Состоянием: Сач Кханд, или Царство Истины, Есть место Бесформенного, Здесь Он создает все творения, радуясь в творении, Здесь много сфер, небесных систем и вселенных, Считать которые - значит считать бесчисленное. Здесь из Бесформенного небесные плато и все иное приходит в форму, Всему суждено двигаться согласно Его Воле. Тот, кто благословлен этим видением, Радуется в созерцании этого. Но, о Нанак, такова Его красота, что пытаться описать ее - Значит пытаться сделать невозможное. Станса 37 Мир будет продолжать катиться по рельсам добрых и злых деяний, зажатый в пределах Кармы, но: Для тех, кто общался со Словом, окончатся их труды. Их лица сиять будут славой, спасенье получат они. И многие с ними, о Нанак, найдут свободу свою. Финал Таким было возвышенное послание не только Гуру Нанака, но также Его преемников. Их слово пламенело, как летний огонь на равнинах Пенджаба, сметая все ложные кастовые различия, созданные упадочным брахманизмом. В то время, когда религиозный фанатизм между индусами и правящими мусульманами возрастал, оно продемонстрировало единство всех истинных религий, очищая индуизм от его раболепства перед внешним ритуалом и ставя перед исламом более высокий внутренний идеал, забытый им во внешних именах и формах. Не случайно, что суфийская традиция и сикхское религиозное движение расцвели в одно и то же время. В самом деле, история во многих случаях намекает на активное сотрудничество между ними. Некоторые из сикхских Гуру, особенно Гуру Нанак и Гуру Гобинд Сингх, а также их последователи, такие как Бхаи Нанд Лал, владели персидским языком и оставили изысканные сочинения на этом языке. Гуру Нанак, говорят, путешествовал в Мекку и, как и Его последователи, имел много учениковмусульман; а суфи-мистики вроде Хазрат Миан Мира были в хороших отношениях с Гуру Арджаном. И суфи, и сикхские Мастера не были привязаны к догме и учили уроку всеобщего братства. Они воздействовали друг на друга, и важно то, что Сурат Шабд Йоге, или Йоге Звукового Потока, уделяется равное внимание и в писаниях величайших суфи и в сикхских священных писаниях - факт, резюмированный Инаят Ханом в уже процитированном отрывке из его книги “Мистицизм Звука.” Но учения всех великих Мастеров имеют тенденцию сводиться к религиям после того, как они оставляют этот мир. Учения сикхских Гуру не были исключением из правила. Хотя они еще оказывают глубоко возвышающее влияние на массы, они больше не побуждают их к мистическим усилиям, как когда-то они должны были делать. То, что когда-то искалось, чтобы подняться над всеми религиозными перегородками, само стало религией. То, что стремилось жестоко критиковать касту и упор на касту, постепенно развило определенное кастовое сознание. То, что стремилось прорваться через все внешние формы и ритуалы, разработало форму и свой собственный ритуал. В каждой религиозной церемонии люди слышат пение стихов, воспевающих красоты внутри: Все знания и медитация исходят из Дхун (Звукового Принципа), Но что Это такое, не поддается определению. Гуру Нанак Истинное Бани (Слово) дается через Гуру И реверберирует в Сукхмана. Гуру Арджан Не извлеченная ударом Музыка Слышна по Милости Богочеловека, Но немного тех, кто общается с ней. Гуру Нанак Совершенна Анхад Бани (Беспредельная Песнь), И ключ к ней находится у Святых. Гуру Арджан И все же эти стихи поются без внимания или понимания глубокого духовного смысла, скрытого в них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|