Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические перспективы в современной российской школе




Как представляется, развитие и образование человека и всего человеческого общества в целом представляют два процесса: первый – это развитие человека как существа, т.е. открытие им новых знаний, освоение неизвестных ранее умений, наполнение опыта поведения; второй – развитие всего общества в целом, принятие новых, более демократичных и человеческих ценностей и норм. Поэтому можно сказать, что каждое последующее общество совершеннее предыдущего и что всегда существует связь между предыдущими и сегодняшними изменениями.

Образование, как известно, отражает изменения в обществе. Можно даже так сказать, что уровень развития системы образования есть следствие или результат определенного уровня развития общества. Но существует и обратная связь, когда система образования оказывает влияние на общество и на его развитие.

Преобразования в обществе и образование находятся во взаимодействии. Изменения в общественном развитии определяют изменения в образовании и наоборот. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что не все инновации в образовании являются следствием только изменений в общественных отношениях или в среде экономики и финансов. Конечно, часть педагогических инноваций становится реальностью только при определенных общественных отношениях. К примеру, основным условием развития процесса гуманизации образования стали известные политические преобразования в обществе. Однако основная масса чисто педагогического инструментария образовательного процесса формируется работниками образовательной сферы. Эта как бы внутренняя, чисто педагогическая, часть изменений наращивается на базе человеческого, педагогического фактора.

При реальном реформировании эти два процесса сливаются в единый общественно-педагогический процесс, который реализуется общими усилиями всех общественных и педагогических организаций.

Без такого понимания сегодняшних преобразований в области образования нельзя ожидать эффективных результатов.

В настоящее время в сфере образования внедряется большое количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются нововведения в организацию, содержание, методику и технологию преподавания.

К нововведениям в сфере образования обычно относят следующие изменения:

1) в общественном положении образования и уровне финансирования системы;

2) в структуре системы образования;

3) в содержании образования, т.е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;

4) во внутренней организации деятельности образовательных учреждений;

5) в отношениях «учитель-ученик»;

6) в методах, формах и средствах обучения и воспитания;

7) в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании и др.

В этой связи необходимо различать реформы и педагогические инновации.

Под реформой понимаются те нововведения, которые организуются
и проводятся государственной властью. Результатом реформы могут быть изменения в общественном положении образования, в структуре системы образования, в содержании образования, во внутренней организации деятельности школы.

Педагогическими инновациями называются такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти,
а работниками и организациями системы образования и науки. Однако, не все изменения, происходящие в сфере образования, можно назвать педагогическими инновациями. К собственно педагогическим инновациям можно отнести изменения:

1) в содержании образования, т. е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;

2) во внутренней организации деятельности общественного учреждения;

3) в отношениях «учитель-ученик»;

4) в методах, формах и средствах обучения и воспитания.

Следует заметить, что широкое инновационное движение является необходимым явлением реформы. Его наличие выступает основным социальным условием проведения реформы.

Цель образования в современных условиях – это создание условий для развития и саморазвития учащихся, воспитание у них способности принимать самостоятельные решения. Поэтому центром новой государственной образовательной политики становится личность человека в полном соответствии с «Всеобщей декларацией прав человека».

В соответствии с этим документом реформированию подвергались сами цели образования, его экономический и социальный фундамент, управление системой образования, структура школы, форма оплаты за обучение.

Основными причинами реформирования являются:

– попытка уйти от авторитаризма и «бездетности» в образовании и демократизировать систему образования;

– стремление гуманизировать образование для учета интересов отдельного человека;

– необходимость приспособления к новым экономическим условиям существования общества и системы образования;

– создание условий для формирования системы образования, которая бы обеспечивала качественное освоение учащимися знаний;

– слабая чувствительность образовательного комплекса к реальным потребностям отдельного его объекта и субъекта и др.

Реформирование системы образования в современной России имеет ряд особенностей:

1) проведение реформирования в условиях тяжелейшего политического, экономического, социального и духовного кризиса общества;

2) параллельность развития экономико-политических преобразований и реформирования образования;

3) продолжительность и растянутость реформирования системы образования;

4) неявный, скрытый характер некоторых результатов реформирования и др.

Реформирование системы образования, как известно, протекает неравномерно. Можно условно выделить несколько этапов реформирования, каждый из которых отличается от других своей целью, задачами, условиями проведения и результатами.

Первый этап – подготовительный, или этап развития альтернативного образования (конец 80-х годов – 1992 год). На этом этапе стояли две основные задачи:

1) сменить господствующие концептуальные подходы к образованию;

2) разработать концепции развития личности человека и апробировать инновационные подходы.

Эти годы были периодом активной разработки новых подходов и спонтанного внедрения их в педагогическую практику отдельными новаторами. Осуществлялась интенсивная разработка самых разнообразных путей совершенствования методик обучения и воспитания. Этот период являлся временем настоящего всплеска педагогических разработок и идей.

Второй этап – становления вариативного образования (1992–1996 гг.). На этом этапе решались следующие задачи:

1) гуманизировать и демократизировать образование, т.е. ликвидировать монополию государства на образование;

2) увеличить количество видов образовательных учреждений, автомизировать их;

3) реформировать содержание педагогического образования и придать ему государственно-общественный характер управления;

4) приспособить отдельные учреждения воспитательной системы
к новым экономическим условиям деятельности.

В 1992 году с принятием Федерального закона «Об образовании» новое вариативное образование получило свое законодательное оформление. В стране открылось значительное количество негосударственных образовательных учреждений, разработано огромное количество инновационных авторских программ и методик. Этот период по праву можно назвать периодом законодательного оформления и становления вариативного образования. Важным путем реформы стал поток новых подходящих форм
и механизмов функционирования. В 1996 году в Закон РФ «Об образовании» были внесены серьезные изменения и он вышел в новой редакции. Можно считать, что с принятием нового закона окончилось формирование основы новой нормативной базы системы образования.

Третий этап – формирование механизмов обеспечения качества образования (начался с 1996 года и продолжается по настоящие время).
На этом этапе решаются важные задачи вхождения российской школы
в XXI век, по устойчивому развитию личности и внедрению в образовательную практику системных инновационных изменений. Поэтому основу этого периода составляет разработка и утверждение Закона о государственных образовательных стандартах и самих государственных образовательных стандартов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...