Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование как целенаправленный процесс




формирования личности

Социализацию личности в современной педагогике можно рас­сматривать на всех возрастных уровнях с двух позиций. Во-первых, изучая процесс воспитания (принципы, содержание, формы и ме­тоды), во-вторых, исследуя общество и определяя его воспитатель­ные возможности в качестве положительных влияний на человека.

При изучении роли образования в процессе социализации представляется возможным выделить два подхода: социологический под­ход – со стороны общества, и психологический – со стороны лич­ности. В первом случае средствами социализации являются системы общества, воздействующие на своих членов. Социологиче­ский подход к социализации в качестве средств влияния исполь­зует воздействие общества на личность. Психологический подход социализации указывает на то, каким образом происходит переход общественного во внутренние структуры индивида.

Изучая проблему социализации, формирование личности пред­лагается рассматривать в связи с влиянием индивидуальных осо­бенностей человека и среды обитания.

Различные изменения в обществе могут повлиять на человека как положительно, так и отрицательно, способность достичь успе­ха зависит от возможности человека приспособиться к новым усло­виям. Так как человек не может быть заранее подготовлен к раз­нообразным изменениям, с которыми ему предстоит столкнуться, он должен уметь находиться и ориентироваться в системе усвое­ния суммы различных ожиданий.

Чем прочнее впитались социальные ценности, опыт, связи, тем насыщеннее индивидуальная жизнь человека. Чтобы представить особенности социализации на каждом возрастном этапе, необходи­мо определить влияние личности на общество и влияние на лич­ность со стороны общества.

В практике работы образовательных учреждений социализация всегда относительна.

Выделяются причины этой относительности.

1. Учет индивидуальных особенностей не только каждого слу­шателя, но и группы учащихся, имеющих одинаковые особен­ности.

2. Учет тех особенностей личности, которые важны с точки зре­ния учения.

3. Учет свойств личности, которые важны именно для данного учащегося.

Необходимо обратить внимание на то, что возникают опреде­ленные трудности, с которыми сталкивается личность при разреше­нии различных жизненных проблем. Иногда появляется желание отказаться от использования известных путей решения задачи и об­ратиться непосредственно к своему опыту.

Следует отметить, что особенности развития зрелой личности представляют интерес в связи с учетом влияния социализации и индивидуализации личности. Важной отличительной чертой этого процесса становится обращенность его в глубинные процессы, про­исходящие с человеком, т. е. зрелость представляется в качестве эпизода наполнения жизни смыслом, что означает единение, слия­ние процессов социализации и индивидуализации в единый про­цесс развития личности.

Значительную роль в этом процессе взаимодействия социали­зации и индивидуализации имеет образование. Его роль отличи­тельна, значительна и заметна.

Восприятие личностью окружаю­щего мира, в котором она развивается, формируется под влиянием следующих потоков информации.

1. Окружающие социальные условия.

2. Знания, нормы, требования, усвоенные в процессе обучения и воспитания.

Та информация, которую общество осознанно и планомерно направляет человеку, не может сформировать убеждения, систему мировоззрения личности. Только в результате сочетания усвоен­ных знаний с наблюдениями и практикой межличностных отно­шений формируется сознание человека. Этот процесс является важ­ным и необходимым условием превращения знаний в убеждения и привычки поведения. Важно отметить, что процесс формирова­ния убеждений тесно связан со всей практической деятельностью человека. Данный факт, что процесс не является чисто интеллек­туальным, совершенно не уменьшает значение и роль образования.

Таким образом, роль образования в процессе социализации человека:

- определяется осознанием индивидом окружающего мира, природного и социального;

- создается под влиянием окружающих социальных условий;

- определяется результатом усвоенных знаний, норм.

Функция современного образования состоит в том, чтобы из­менить внутренний мир личности, постоянно формировать мораль­но-нравствен-ные качества, повысить культурный и профессиональ­ный уровень человека. Общественная роль образования состоит в том, чтобы влиять на постепенное развитие различного рода те­чений в социуме, чтобы подготовить молодых людей к решению возможных задач современности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...