Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитательный потенциал семьи




Для того чтобы лучше понять воспитательный потенциал семьи, необ­ходимо знать тип семьи. Существуют различные классификации типов се­мей. В зависимости от структуры родственных связей выделяется простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется другой тип – расширенная, или сложная семья. Она включает в себя три и более по­коления, живущих вместе и связанных общим хозяйством. Важным осно­ванием для выделения типа семьи является также наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью, в состав которой входят оба супруга, и неполную семью, в которой один из супругов отсутствует.

Существует классификация семей не только по составу, но и по харак­теру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: иде­альная, средняя, негативная. М.И. Буянов различает такие типы семьи: гар­моничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные недостатки в воспитании.

Вместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблаго­получных» семей социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. Г.М. Миньковский выделяет по этому при­знаку 10 типов семей:

1) воспитательно сильные;

2) воспитательно устойчивые;

3) воспитательно неустойчивые;

4) воспитательно слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними;

5) воспитательно слабые с постоянной конфликтной атмосферой;

6) воспитательно слабые с агрессивно-негативной атмосферой;

7) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией;

8) правонарушительские;

9) преступные;

10) психически отягощенные.

В семьях первого типа воспитательная обста­новка близка к оптимальной. Главный ее признак – высокая нравственная атмосфера в семье. Это важнее, чем формальная полная семья, хотя веро­ятность противоправного поведения детей из неполных семей в 2–3 раза выше, чем из семей с обычной структурой.

Второй тип семьи создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недо­статки преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы.

Для третьего типа семьи характерна неправильная педа­гогическая позиция родителей, которая тем не менее выравнивается благода­ря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.

Четвертый тип объединяет семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами.

Остальные типы семей являются с социально-педа­гогической точки зрения отрицательными, а зачастую и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обста­новке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных се­мьях, в 4–5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9–10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80 % преступлений, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нор­мальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспро­изводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества.

Невозможно однозначно ответить на вопрос, какой тип семьи, напри­мер в зависимости от структуры родственных связей, лучше подходит для решения задач воспитания. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между поколениями. Однако в подобной семье быстро нарушается связь между поколениями, теряются семейные традиции, объединяющие взрослых и де­тей, у старшего поколения исчезает возможность общения со своими вну­ками, снижается участие в заботе об их воспитании. В сложной семье так­же имеются позитивные и негативные стороны. С одной стороны, большая дружная семья, включающая несколько поколений, создает возможность для разностороннего общения и взаимовлияния, облегчает быт. С другой стороны, в вопросах воспитания разные поколения могут расходиться во взглядах, что нередко вызывает бурные столкновения в семье, создает дра­матические ситуации, от которых, прежде всего, страдают дети.

К сожалению, возможности современной российской семьи усложнены социально-экономическими трудностями. Неустойчивое материальное по­ложение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияют на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный морально-психоло­гический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что осложняет процесс их социализации.

В 90-х гг. наметилась тенденция роста социально неблагополучных се­мей. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны:

• экономические (прожиточный уровень ниже черты бедности; низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица и др.);

• асоциальные (алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркома­ния, проституция);

• психологические (жестокость, агрессивность, ревность, супружеская неверность, жадность, неуравновешенность характеров);

• медицинские (хронические инфекционные и венерические заболева­ния, психические и сексуальные отклонения и т. д.).

Растет число одиноких матерей и их детей. Так, если в 1993 г. доля де­тей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18 %, то в 1998 г. она превысила 25 %. А это значит, что ежегодно каждый четвертый-пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к группе риска.

Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500–600 тыс. браков, об­разуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет стано­вятся детьми семей риска.

Комиссиями по делам несовершеннолетних в 1999 г. рассмотрено более 160 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного разви­тия и воспитания детей. На тот же период на учете в органах внутренних дел состояли почти 150 тыс. родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей.

По данным МВД России, в 2001 г. численность несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел, составила 1,16 млн подростков, из них более 300 тыс. – за распитие спиртных напитков или появление в об­щественных местах в состоянии алкогольного опьянения и почти 22 тыс. – за употребление наркотических и одурманивающих веществ. В том же году МВД зарегистрировало почти 2,4 млн преступлений, совершенных несо­вершеннолетними. Подростки составляют наиболее криминально актив­ную часть населения.

Катастрофические размеры приобрело социальное сиротство несовер­шеннолетних. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн безнадзорных детей заняты бродяжничеством, попрошайничеством.

К сожалению, продолжающиеся экономические проблемы не позволя­ют государству полноценно финансировать программы, направленные на социальную защиту семьи и детства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...