Воспитательный потенциал семьи
Для того чтобы лучше понять воспитательный потенциал семьи, необходимо знать тип семьи. Существуют различные классификации типов семей. В зависимости от структуры родственных связей выделяется простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется другой тип – расширенная, или сложная семья. Она включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством. Важным основанием для выделения типа семьи является также наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью, в состав которой входят оба супруга, и неполную семью, в которой один из супругов отсутствует. Существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная. М.И. Буянов различает такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные недостатки в воспитании. Вместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблагополучных» семей социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. Г.М. Миньковский выделяет по этому признаку 10 типов семей: 1) воспитательно сильные; 2) воспитательно устойчивые; 3) воспитательно неустойчивые; 4) воспитательно слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними; 5) воспитательно слабые с постоянной конфликтной атмосферой; 6) воспитательно слабые с агрессивно-негативной атмосферой; 7) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией;
8) правонарушительские; 9) преступные; 10) психически отягощенные. В семьях первого типа воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак – высокая нравственная атмосфера в семье. Это важнее, чем формальная полная семья, хотя вероятность противоправного поведения детей из неполных семей в 2–3 раза выше, чем из семей с обычной структурой. Второй тип семьи создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недостатки преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы. Для третьего типа семьи характерна неправильная педагогическая позиция родителей, которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи. Четвертый тип объединяет семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами. Остальные типы семей являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а зачастую и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях, в 4–5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9–10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80 % преступлений, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества. Невозможно однозначно ответить на вопрос, какой тип семьи, например в зависимости от структуры родственных связей, лучше подходит для решения задач воспитания. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между поколениями. Однако в подобной семье быстро нарушается связь между поколениями, теряются семейные традиции, объединяющие взрослых и детей, у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в заботе об их воспитании. В сложной семье также имеются позитивные и негативные стороны. С одной стороны, большая дружная семья, включающая несколько поколений, создает возможность для разностороннего общения и взаимовлияния, облегчает быт. С другой стороны, в вопросах воспитания разные поколения могут расходиться во взглядах, что нередко вызывает бурные столкновения в семье, создает драматические ситуации, от которых, прежде всего, страдают дети.
К сожалению, возможности современной российской семьи усложнены социально-экономическими трудностями. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияют на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный морально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что осложняет процесс их социализации. В 90-х гг. наметилась тенденция роста социально неблагополучных семей. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны: • экономические (прожиточный уровень ниже черты бедности; низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица и др.); • асоциальные (алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция); • психологические (жестокость, агрессивность, ревность, супружеская неверность, жадность, неуравновешенность характеров); • медицинские (хронические инфекционные и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения и т. д.). Растет число одиноких матерей и их детей. Так, если в 1993 г. доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18 %, то в 1998 г. она превысила 25 %. А это значит, что ежегодно каждый четвертый-пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к группе риска.
Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500–600 тыс. браков, образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска. Комиссиями по делам несовершеннолетних в 1999 г. рассмотрено более 160 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного развития и воспитания детей. На тот же период на учете в органах внутренних дел состояли почти 150 тыс. родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей. По данным МВД России, в 2001 г. численность несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел, составила 1,16 млн подростков, из них более 300 тыс. – за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и почти 22 тыс. – за употребление наркотических и одурманивающих веществ. В том же году МВД зарегистрировало почти 2,4 млн преступлений, совершенных несовершеннолетними. Подростки составляют наиболее криминально активную часть населения. Катастрофические размеры приобрело социальное сиротство несовершеннолетних. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн безнадзорных детей заняты бродяжничеством, попрошайничеством. К сожалению, продолжающиеся экономические проблемы не позволяют государству полноценно финансировать программы, направленные на социальную защиту семьи и детства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|