Педагогическая деятельность как теория и практика.
Структура педагогической деятельности и ее основные компоненты. Основные направления (виды) деятельности педагога
Профессия педагога относится, по классификации Е.А. Климова, Цель деятельности педагога – изменение уровня воспитанности и обученности другого человека, развитие его ценностно-смысловой структуры, эмоционально-волевой сферы. Подобно иным видам деятельности, педагогическая имеет свои форму и содержание, цель и средства достижения. К.Д. Ушинский в работе «Человек как предмет воспитания» обозначает предмет труда учителя – воспитание, обучение и знание различных сторон человека. Педагогическая деятельность доступна далеко не каждому. Чтобы понять многие проблемы, возникающие в труде учителя, необходим интегральный подход, в первую очередь – использование знаний из медицины, физиологии, психологии труда и социологии. Выполнение человеком конкретной деятельности обусловливается комплексом внутренних и внешних факторов, которые и необходимо выявить. Любой трудовой сфере соответствует своя профессиограмма, сущность которой – в установлении ряда требований, предъявляемых профессией к качествам специалиста, его возможностям и способностям. В профессиограмме педагога указываются квалификация, способности, направленность деятельности на воспитание и обучение; мотивация и стремление к профессиональному росту; критерии оценки результатов труда – нормы затрат времени, квалификационные разряды; средства, при помощи которых осуществляется деятельность (учебные кабинеты, учебные экскурсии, спортивный зал и пр.); условия выполнения деятельности, параметры рабочего места (пространственные, гигиенические, эстетические); организация труда: график работы, режим труда; распределение заданий, совместная деятельность (кто и с кем выполняет задания администрации школы, какова работа с родителями); должностные инструкции, определяющие обязанности директора образовательного учреждения, его заместителей, классных руководителей, учителей-предметников; учебная нагрузка; льготы, премии, общественное признание труда учителя; соответствие деятельности каждого учителя уставу школы и пр.
Немаловажное значение имеют мотивация педагога и его направленность (в том числе и в процессе общения) на достижение целей воспитания и обучения. В ракурсе психологии труда специальность педагога имеет ряд требований: выносливости, многомерности (обучение детей, работа с родителями, воспитательные технологии, связь с общественностью, осуществление преемственности детского сада и школы, школы и производства, школы и профессиональных лицеев, школы и вуза и пр.). Особенно следует подчеркнуть в характеристике профессиональной пригодности педагога необходимость соответствующих физических данных и состояния здоровья. Например, отсутствие хороших физических данных, эмоциональная нестабильность, черствость свидетельствуют В педагогической профессии особенно важны продуктивность, индивидуальный стиль и квалификационный уровень деятельности. Их можно выявить в рамках квалификационного уровня учителя. Его могут характеризовать знания в области своего предмета, отношение к предметам, чувство нового, содействие в развитии интереса учащихся к предмету, умение планировать свою работу, знание психолого-педагогических основ обучения, педагогический такт, умение оценивать качество знаний, умений и навыков, индивидуальный подход к учащимся. По мнению
Рост продуктивности деятельности или педагогического мастерства – это необходимый показатель качества работы учителя. На уроке, например, это проявится: – в четкости определения целей и задач урока; – творческом применении методов обучения в соответствии с уровнем развития учащихся; – предвидении трудностей усвоения материала и оказании помощи детям; – проявлении интенсивной работоспособности учеников; – комплексном использовании знаний о психологии детей, создании комфортной атмосферы в классе; – обогащении методики ведения урока новыми сведениями из сферы педагогики и психологии; – проявлении культуры. Важный показатель продуктивности педагогической деятельности – соответствие между затраченными усилиями и результатами работы. Все рассмотренное убеждает в том, что профессия учителя имеет сходные качества с профессиями, проявляющимися в сфере «человек–человек». Вместе с тем педагогическая профессия имеет главные признаки, которые ее отличают от других, – она предполагает постоянное воздействие на детей. Происходит оно при освоении ими социокультурного опыта. Следовательно, воздействие на детей с целью изменения их познавательной, эмоциональной, ценностной и других сфер, осуществления целей воспитания и обучения составляет специфику педагогической профессии. По мнению Л.М. Митиной, есть две модели труда учителя – модель адаптивного поведения и модель профессионального развития. В первом случае человек находится «внутри» педагогического труда и относится только к отдельным сторонам педагогического труда, а не к труду в целом. Доминирует тенденция к подчинению деятельности внешним обстоятельствам. Они вынуждают учителя ожидать стимулов извне, координировать свои действия в соответствии с ними. В итоге человек подчиняется внешним обстоятельствам. Во втором случае учитель характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневности и увидеть свой труд со стороны. Это способствует внутреннему выбору в соответствии со своими ценностными ориентациями, а трудности воспринимаются как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов. Способность делать выбор в этой модели означает наличие свободы и ответственность за нее. Эта модель реализуется в творческой работе, когда нет прототипов, а личность учителя становится сильной, гибкой, самостоятельно ставящей цели и их добивающейся.
Следует иметь в виду, что модель адаптивного поведения чрезвычайно распространена. Наше образование довольно часто воспроизводило систему социальных отношений и господствующей идеологии. Социальная практика транслировала устойчивый социальный опыт от одних поколений к другим. Поскольку новое поколение творческих людей способно с помощью образования изменять мир, надо обратиться к структуре профессиональной деятельности и профессиональному развитию педагога, которые позволяют увидеть стимулы профессионального и личностного роста. В структуре педагогической деятельности можно выделить несколько компонентов. Начальным компонентом является осознание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку. Вторым компонентом являются различные научные знания, умения, навыки, приобретенные человеком в самых разных областях жизни и общественных отношений, которые передавались из поколения в поколение, в результате чего у человека формируется мировоззрение, т. е. осознанное отношение к жизни.
Последним компонентом педагогической деятельности являются собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция. В научно-педагогической практике выделяются также функции педагогической деятельности: 1) передача знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения; 2) развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения; 3) выработка поведения учеников на основе осознанного понимания и усвоения морально-нравственных правил поведения в обществе; 4) формирование эстетического отношения к действительности (учить распознавать прекрасное и безобразное, отстаивать прекрасное). Все эти функции последовательно и логично взаимосвязаны друг с другом и направлены на формирование разносторонне развитой личности учащегося. К цели педагогической деятельности относится воспитание детской личности. В свою очередь, педагогическая цель отражает философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические представления общества о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества. Деятельность учителя – всегда творческая деятельность. При этом должна учитываться логика деятельности с опорой на потребности и интересы ребенка и воспитательные цели и задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|