Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы сокращения бедности




Экономический рост в Республике Казахстан привел к снижению масштабов бедности. Согласно официальным статистическим данным, уровень бедности (доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума) составил 9,8% от общей численности населения страны. Рост реальных доходов населения и сокращение общей безработицы также привели к сокращению дефицита денежного дохода малоимущего населения до 2,1% об­щего объема денежных доходов населения. произошло дальнейшее снижение уровня бедности.

По данным обследования бюджетов домашних хозяйств, половину бедного населения составляет население в трудоспособном возрасте, одну треть — дети, одну десятую — население пенсионного возраста. Боль­шой удельный вес граждан в трудоспособном возрасте в структуре бедно­го населения во многом связан с низким уровнем оплаты труда и незанятостью или неполной занятостью трудоспособных членов бедных домаш­них хозяйств.

Главной целью политики в области борьбы с бедностью является су­щественное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста, обеспечения макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты, направленных на борьбу с бедностью, и развития механизмов социального партнерства.

Высокие темпы экономического роста и поддержание макроэкономи­ческой стабильности играют особо важную роль в сокращении бедности. Как показывают результаты анализа, проведенного специалистами Всемирного банка, экономический рост на втором этапе преобразований при­нес бедным ощутимую пользу: в период экономического роста после 1999 г. бедные стали более обеспеченными, более того, увеличение потребления бедных было значительнее, чем более богатых.

Среди ряда факторов, повлиявших на снижение показателей беднос­ти следует выделить следующие:

1* Рост доходов от трудовой деятельности. Рост занятости и увеличение реальной заработной платы были настолько весомыми, что привели к росту располагаемого дохода домохозяйств опережающими темпами по сравнению с темпом роста ВВП;

2* Рост занятости и снижение безработицы;

3* Уменьшение задолженности no заработной плате;

4* Рост пенсий и социальных пособий.

Все перечисленные факторы сокращения бедности особенно актуаль­ны для слаборазвитых сельскохозяйственных и депрессивных регионов с высоким уровнем бед­ности. Именно в этих регионах необходимость содействия экономическо­му развитию территорий приобретает первостепенное значение. Среди мер, которые могли бы способствовать такому развитию, можно выделить: развитие инфраструктуры; создание благоприятного инвестиционного климата; использование механизмов частно-государственного партнерства; повышение качества человеческого капитала (переобучение и повы­шение квалификации); программы содействия развитию малого бизнеса и другие меры, способствующие повышению экономической активности трудоспособных бедных.

Данные меры могут быть дополнены программами содействия тру­довой миграции за пределы региона постоянного проживания в особенно депрессивных регионах.

Одним из важных механизмов борьбы с бедностью являются програм­мы социальной помощи. Однако программы социальной помощи, как на республиканском уровне, так и на региональном и местном уровнях имеют недостаточную эффективность, поскольку значительная часть их средств распределяется в пользу относительно обеспеченных категорий населения, и лишь небольшая часть средств приходится на долю бедных слоев населения.

Наибольшая эффективность в распределении социальной помощи наблюдается в программах ежемесячных пособий на ребенка и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Основными целями оказания государственной социальной помощи являются следующие цели: поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан; адресное использование бюджетных средств; усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; сни­жение уровня социального неравенства; повышение доходов населения. Таким образом, предполагается, что предоставление набора соци­альных услуг может способствовать повышению доходов и сокращению бедности тех категорий населения, которым предоставляется набор соци­альных услуг, и, следовательно, приводить к сокращению бедности в республике

На современном этапе становится всё более актуальной необходи­мость повышения эффективности программ социальной помощи. Необходимо кардинальное повышение вклада государственных социальных программ в дальнейшем снижении доли бедных. Это подразумевает пере­стройку форм и методов работы органов социальной защиты; необходи­мость тесной координации деятельности органов социальной защиты, органов содействия занятости населения, органов, осуществляющих пре­доставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, в виде совместного планирования социальных программ, совместной реализации социальных программ, использования единых баз данных о бед­ных домохозяйствах.

Одной из причин бедности является отсутствие доступа к качествен­ному образованию. Как показывают данные официальной статистики, чем выше уровень образования у трудоспособного населения, тем ниже для него риск бедности.

Поэтому одним из важных условий сокращения бедности являются меры, направленные на повышение доступности качественного профес­сионального образования для детей из бедных семей. Для решения такой задачи необходима разработка и реализация совместных программ повы­шения доступности качественного профессионального образования для детей из бедных семей на основе взаимодействия органов образования и органов социальной защиты населения.

Низкая эффективность программ социальной помощи населению тре­бует, во-первых, перестройки системы оказания социальной помощи, которая включала бы реорганизацию органов социальной защиты, разработку и внедрение механизмов межведомственной координации, отработку наиболее эффективных программ в рамках пилотных экспериментов совершенствование системы управления в сфере социальной защиты на­селения, формирование системы мониторинга эффективности реализуемых программ, и, во-вторых, перехода к более широкому внедрению наи­более эффективных программ по борьбе с бедностью и, следовательно, к перераспределению ресурсов на эти цели.

Одной из задач в области сокращения бедности является необходимость совершенствования мониторинга бедности и создания мониторин­га эффективности программ социальной помощи на основе лучших достижений мирового опыта. В Республике Казахстан впервые Агентством РК по статистике при поддержке Программы Развития ООН был подготовлен сборник «Индикаторы мониторинга бедности в Республике Казахстан». В систему индикаторов мониторинга бедности были отобраны 65 целевых и 103 дополнительных показателя, сгруппированных в десять разделов. На сегодняшний день пока не разрабатываются совершенно или на постоянной основе 33 показателя, что составляет 20 % от их общего числа. В связи с этим перед Агентством РК по статистике стоит задача по скорейшему их внедрению..

В переходный период сформировалась система социального обслуживания граждан. Однако социальные услуги данной системы не всегда нацелены на бедные группы населения. Дальнейшее развитие системы социального обслуживания граждан должно осуществляться, в том числе и с целью повышения доступности социального обслуживания для бед­ных групп населения. Использование рыночных механизмов, конкурентной среды, партнерства с организациями гражданского общества и биз­неса, новых моделей управления социальной инфраструктурой — все это актуально для совершенствования системы социального обслуживания граждан.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...