Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование социальной устойчивости и тенденции изменения занятости




Опыт мирового развития показывает, что од­ним из ключевых факторов социальной ус­тойчивости является обеспечение эффективной занятости населения и недопущение вы­сокой безработицы. Рыночная экономика обычно сопровождается безработицей. Ее уровень изменяется в зависимости от экономической ситуации в стране, стадии экономического цикла и ряда других факто­ров. Соответственно, изменяется соотношения занятых экономической деятельностью и безработных в стране. Имеются страновые различия в естественных уровнях безработицы. Увеличение безработицы является одним из наиболее дестабилизирующих факторов экономической и со­циальной жизни. Система мер общества, направленных на поддержание эффективной занятости и смягчение последствий безработицы, яв­ляется непременным элементом государственного регулирования эконо­мики любой страны.

Оценки занятости и безработицы в Казахстане осуществляются на основе следующих показателей, которые используется официальной статистикой.

Занятые в экономике — лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход - работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников; временно отсутствовали на работе по раз личным причинам (болезнь, отпуск, командировка, переподготовка и т.д.); вы­полняли работу на семейном предприятии. Занятыми считаются также лица, выполняющие работы по производству в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для реализации (полностью или частично).

Изменения в занятости своеобразным образом отражают общие про­цессы в экономике, а также закономерности изменения рынка труда. В ходе преобразований обозначился ряд тенденции к изменению положения занятостью и безработицей, которые по-разному проявили себя на первом и на современных этапах трансформации экономики.

Опережающее развитие форм занятости, связанных с предпринима­тельской деятельностью. Объективные тенденции формирования рыночной системы находят свое явственное проявление в структурных сдвигах занятости, продиктованных изменением форм собственности, появлением новых институтов рынка, новых организационных форм предприниматель­ской деятельности. Однозначная тенденция переходной экономики — рост числа занятых в частном секторе экономики. Если численность занятого населения в частном секторе составляла 18,8 % и 61,8 – в государственном секторе, то в государственном секторе только 24,5 %, а в частном -уже 73,1 %. Структурное преобразование занятости в сторону частных форм и предпринимательской деятельности создает базу для более быстрого изменения характера социально-трудовых отношений в экономике в целом.

Изменение отраслевой структуры занятости. Характерные для переход­ной экономики Казахстана падения производства, происходившие на первом этапе в ряде отраслей промышленности и в инвестиционной сфере, не могли не сказаться на отраслевом распределении рабочей силы. В результате отраслевая структура занятости изменилась в пользу торговли, жилищно-коммунального хозяйства и бытово­го обслуживания, финансов и страхования, органов управления и некото­рых других отраслей, связанных с формированием и обслуживанием рыночной экономики. Так, доля занятых в торговле возросла с 12,9 % до 22,9 %

В названных отраслях происходил не только относительный рост в результате общего падения занятости, но и абсолютное увеличение количества работающих. В то же время в промышленности и строительстве, доля занятых значительно уменьшилась и составила в 18,3 %. Подъем экономики привел к изменению данной тенденции.

Методы государственного регулирования рынка труда

Как показывает мировой опыт, на рынке тру­да государство всегда действует активнее, чем на других рынках. И это понятно, ибо носители рабочей силы — граждане, интересы которых оно призвано защищать. Государство вмешивается в рыночные отношения каждый раз, когда рынок или не срабатывает, или приводит к последствиям, которые не согласуются с распространенными в обществе пред­ставлениями о справедливости. Государственное регулирование в отличие от рыночного, которое достигается с помощью добровольных сделок на рын­ке, базируется на официальных предписаниях и рекомендациях. В завершенном виде система государственного регулирования трудо­вых отношений сложилась в послевоенные годы. Существенную роль в данном процессе сыграли конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), в работе которой принимают участие представители правительств, профсоюзов и предпринимателей. Обязательную юридическую силу для национального законодательства страны-члена МОТ нормы конвенции имеют лишь в случае их ратификации на государственном уровне. Рекомендации же МОТ ратификации не подлежат, но играют важную роль при разработке национального законодательства. Основными направлениями деятельности государства на рынке труда являются регулирование оплаты труда, занятости, режима и условий труда. Регулирование оплаты труда осуществляется через следующие фор­мы основных государственных гарантий по оплате труда:

- величину минимальной заработной платы;

- меры, обеспечивающие повышение уровня реальной заработной платы;

-ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

- ограничение оплаты труда в натуральной форме;

- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с республиканскими законами;

- государственный надзор и контроль за полной и своевременной вып­латой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оп­лате труда;

- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым кодексом Республики Казахстан, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;

- сроки и очередность выплаты заработной платы.

Изменение характера трудовых отношений предполагает создание ме­ханизма согласования интересов, выработки эффективных решений на рын­ке труда. Это достигается во многом благодаря социальному партнерству.

Социальное партнерство

Социальное партнерство— это система взаимоотношений между работниками, работодателями и органами исполнительной власти по гармонизации их интере­сов, регулированию трудовых отношений.

Теория и практика социального партнерства сложилась в послевоенные годы на Западе (речь, прежде всего, идет о западноевропейских и скан­динавских странах). В последние годы освоение практики партнерства происходит и в Казахстане.

Социальное партнерство сохраняет и развивает договорный характер отношений на рынке труда, но при этом качественно отличается от тех договорных отношений, которые складывались на этом рынке, на протяжении всей истории. Речь теперь идет не просто о возможности нахождения компромисса интересов работодателя и наемного работника, а об об­щности этих интересов. Объективная основа такой общности — эконо­мический рост и распределение его результатов между работодателем и работником. Благодаря партнерству меняется характер отношений на рынке труда. Социальное партнерство, фиксируя общность интересов, тем самым означает, что в развитии производства заинтересован не только работодатель, но и работник, и, следовательно, они должны сообща ис­кать пути такого развития, сотрудничать в их реализации и на этой осно­ве полнее претворять в жизнь свои интересы.

Совершенствование форм и методов осуществления социального парт­нерства привело к идее «трипартизма», согласно которой социальное парт­нерство обеспечивается взаимодействием трех субъектов: государства, ра­ботодателя и работника. Непосредственное участие государства в перегово­рах работодателя и работника необязательно (если оно имело место, то оформляется трехстороннее соглашение). Но даже если государственные органы непосредственно не участвуют в переговорах, государство в любом случае вырабатывает «правила игры», устанавливает соответствующие ориенти­ры, выступает и в роли арбитра, и в роли гаранта достигнутых соглашений.

Система социального партнерства, являющаяся одним из институтов рынка труда, находится в Казахстане на стадии формирования. Одно из главных препятствий в ее становлении — отсутствие во многих коммерчес­ких структурах профсоюзных организаций.

Становление рынка труда в настоящее время вступает в свою ключе­вую фазу, когда фактически должно завершиться формирование основ­ных субъектов, механизма и всех других необходимых институтов рын­ка труда. Совершенствование трудовых отношений должно стать важной основой поддержания социальной устойчивости.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сущность социально-трудовых отношений в рыночной экономике.

2. Каково состояние трудовых отношений в РК на современном этапе?

3. Какова политика доходов и зарплаты в РК?

4. Каковы основные направления социальной защиты в РК?

5. Как формируется и используется человеческий капитал в РК?

Рекомендуемая литература:

1 Назарбаев Н. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана.- Алматы: «Credo», 1999, с.23-24

2 Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана.- Астана: Елорда,2006.-48 с.

3 Национальная экономика: учебник/ под ред. П.В.Савченко. – М.: Экономист, 2005.-813 с.

4 Национальная экономика: учебник/ под общей ред. А.В. Сидоровича, А.А.Абишева. – Алматы.: Экономика, 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...