Формирование социальной устойчивости и тенденции изменения занятости
Опыт мирового развития показывает, что одним из ключевых факторов социальной устойчивости является обеспечение эффективной занятости населения и недопущение высокой безработицы. Рыночная экономика обычно сопровождается безработицей. Ее уровень изменяется в зависимости от экономической ситуации в стране, стадии экономического цикла и ряда других факторов. Соответственно, изменяется соотношения занятых экономической деятельностью и безработных в стране. Имеются страновые различия в естественных уровнях безработицы. Увеличение безработицы является одним из наиболее дестабилизирующих факторов экономической и социальной жизни. Система мер общества, направленных на поддержание эффективной занятости и смягчение последствий безработицы, является непременным элементом государственного регулирования экономики любой страны. Оценки занятости и безработицы в Казахстане осуществляются на основе следующих показателей, которые используется официальной статистикой. Занятые в экономике — лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход - работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников; временно отсутствовали на работе по раз личным причинам (болезнь, отпуск, командировка, переподготовка и т.д.); выполняли работу на семейном предприятии. Занятыми считаются также лица, выполняющие работы по производству в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для реализации (полностью или частично). Изменения в занятости своеобразным образом отражают общие процессы в экономике, а также закономерности изменения рынка труда. В ходе преобразований обозначился ряд тенденции к изменению положения занятостью и безработицей, которые по-разному проявили себя на первом и на современных этапах трансформации экономики.
Опережающее развитие форм занятости, связанных с предпринимательской деятельностью. Объективные тенденции формирования рыночной системы находят свое явственное проявление в структурных сдвигах занятости, продиктованных изменением форм собственности, появлением новых институтов рынка, новых организационных форм предпринимательской деятельности. Однозначная тенденция переходной экономики — рост числа занятых в частном секторе экономики. Если численность занятого населения в частном секторе составляла 18,8 % и 61,8 – в государственном секторе, то в государственном секторе только 24,5 %, а в частном -уже 73,1 %. Структурное преобразование занятости в сторону частных форм и предпринимательской деятельности создает базу для более быстрого изменения характера социально-трудовых отношений в экономике в целом. Изменение отраслевой структуры занятости. Характерные для переходной экономики Казахстана падения производства, происходившие на первом этапе в ряде отраслей промышленности и в инвестиционной сфере, не могли не сказаться на отраслевом распределении рабочей силы. В результате отраслевая структура занятости изменилась в пользу торговли, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, финансов и страхования, органов управления и некоторых других отраслей, связанных с формированием и обслуживанием рыночной экономики. Так, доля занятых в торговле возросла с 12,9 % до 22,9 % В названных отраслях происходил не только относительный рост в результате общего падения занятости, но и абсолютное увеличение количества работающих. В то же время в промышленности и строительстве, доля занятых значительно уменьшилась и составила в 18,3 %. Подъем экономики привел к изменению данной тенденции.
Методы государственного регулирования рынка труда Как показывает мировой опыт, на рынке труда государство всегда действует активнее, чем на других рынках. И это понятно, ибо носители рабочей силы — граждане, интересы которых оно призвано защищать. Государство вмешивается в рыночные отношения каждый раз, когда рынок или не срабатывает, или приводит к последствиям, которые не согласуются с распространенными в обществе представлениями о справедливости. Государственное регулирование в отличие от рыночного, которое достигается с помощью добровольных сделок на рынке, базируется на официальных предписаниях и рекомендациях. В завершенном виде система государственного регулирования трудовых отношений сложилась в послевоенные годы. Существенную роль в данном процессе сыграли конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), в работе которой принимают участие представители правительств, профсоюзов и предпринимателей. Обязательную юридическую силу для национального законодательства страны-члена МОТ нормы конвенции имеют лишь в случае их ратификации на государственном уровне. Рекомендации же МОТ ратификации не подлежат, но играют важную роль при разработке национального законодательства. Основными направлениями деятельности государства на рынке труда являются регулирование оплаты труда, занятости, режима и условий труда. Регулирование оплаты труда осуществляется через следующие формы основных государственных гарантий по оплате труда: - величину минимальной заработной платы; - меры, обеспечивающие повышение уровня реальной заработной платы; -ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; - ограничение оплаты труда в натуральной форме; - обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с республиканскими законами; - государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым кодексом Республики Казахстан, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями; - сроки и очередность выплаты заработной платы. Изменение характера трудовых отношений предполагает создание механизма согласования интересов, выработки эффективных решений на рынке труда. Это достигается во многом благодаря социальному партнерству. Социальное партнерство Социальное партнерство— это система взаимоотношений между работниками, работодателями и органами исполнительной власти по гармонизации их интересов, регулированию трудовых отношений. Теория и практика социального партнерства сложилась в послевоенные годы на Западе (речь, прежде всего, идет о западноевропейских и скандинавских странах). В последние годы освоение практики партнерства происходит и в Казахстане. Социальное партнерство сохраняет и развивает договорный характер отношений на рынке труда, но при этом качественно отличается от тех договорных отношений, которые складывались на этом рынке, на протяжении всей истории. Речь теперь идет не просто о возможности нахождения компромисса интересов работодателя и наемного работника, а об общности этих интересов. Объективная основа такой общности — экономический рост и распределение его результатов между работодателем и работником. Благодаря партнерству меняется характер отношений на рынке труда. Социальное партнерство, фиксируя общность интересов, тем самым означает, что в развитии производства заинтересован не только работодатель, но и работник, и, следовательно, они должны сообща искать пути такого развития, сотрудничать в их реализации и на этой основе полнее претворять в жизнь свои интересы. Совершенствование форм и методов осуществления социального партнерства привело к идее «трипартизма», согласно которой социальное партнерство обеспечивается взаимодействием трех субъектов: государства, работодателя и работника. Непосредственное участие государства в переговорах работодателя и работника необязательно (если оно имело место, то оформляется трехстороннее соглашение). Но даже если государственные органы непосредственно не участвуют в переговорах, государство в любом случае вырабатывает «правила игры», устанавливает соответствующие ориентиры, выступает и в роли арбитра, и в роли гаранта достигнутых соглашений.
Система социального партнерства, являющаяся одним из институтов рынка труда, находится в Казахстане на стадии формирования. Одно из главных препятствий в ее становлении — отсутствие во многих коммерческих структурах профсоюзных организаций. Становление рынка труда в настоящее время вступает в свою ключевую фазу, когда фактически должно завершиться формирование основных субъектов, механизма и всех других необходимых институтов рынка труда. Совершенствование трудовых отношений должно стать важной основой поддержания социальной устойчивости. Вопросы для самоконтроля: 1. Сущность социально-трудовых отношений в рыночной экономике. 2. Каково состояние трудовых отношений в РК на современном этапе? 3. Какова политика доходов и зарплаты в РК? 4. Каковы основные направления социальной защиты в РК? 5. Как формируется и используется человеческий капитал в РК? Рекомендуемая литература: 1 Назарбаев Н. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана.- Алматы: «Credo», 1999, с.23-24 2 Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана.- Астана: Елорда,2006.-48 с. 3 Национальная экономика: учебник/ под ред. П.В.Савченко. – М.: Экономист, 2005.-813 с. 4 Национальная экономика: учебник/ под общей ред. А.В. Сидоровича, А.А.Абишева. – Алматы.: Экономика, 2009.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|