Основные направления социальной защиты населения в РК.
В ходе формирования новой модели национальной экономики Казахстана совершается переход от прежней системы социального патернализма и опеки государством населения к системе социальной защиты населения, присущей экономике с рыночными основами хозяйствования. В определении системы мер социальной защиты в национальной экономике особое значение имеет свойственный той или иной национальной экономической системе социальный уклад жизни людей, который во многом определяется традициями семьи, ролью женщины в экономике и обществе, отношением в стране к социальным благам как самоценности или вынужденной мере правительства и т. д. В результате формируются различные типы социальной защиты, соответствующие моделям национальной экономики и отличающиеся преобладанием тех или иных способов и методов защиты, а также опирающиеся на раз личные исходные принципы. В немецкой модели социального рыночного хозяйства центральное место занимает социальное страхование, которое дополнено принципами обеспечения и вспомоществования (оказания социальной помощи). В шведской модели и однотипных с ней национальных экономических системах Скандинавских стран преобладает принцип солидарности и охвата всех слоев населения мерами социальной защиты при большой роли государства. Для систем социальной защиты южноевропейских стран (Италия, Греция и др.) характерно сочетание нескольких принципов при обладании индивидуального подхода и относительно незначительных мерах на государственном уровне. Система социальной защиты, присущая российской национальной модели экономики, находится в стадии формирования. Важность ее формирования определяется не только тем, что провозглашенные Конституцией Республики Казахстан задачи создания социального государства требуют реального наполнения, но и невозможностью развивать процесс преобразований без создания институтов, гарантирующих социальную устойчивость общества на новых принципах.
Исходя из роли и основных функций социальной защиты, можно выделить следующие основные ее направления: 1* социальное страхование; 2* социальная помощь; 3* обеспечение минимальных социальных гарантии[7]. Социальное страхование — направление социальной защиты населения, предназначенное для обеспечения населения в случае наступления социальных рисков различного рода. Социальные риски — наступление временной нетрудоспособности, несчастные случаи на производстве, утрата работы и кормильца в семье, утрата трудоспособности по старости и т.д. — сопровождают жизнь каждого человека. Они носят характер массового социального явления и касаются всех членов общества. Вследствие этого создание надежной, устойчивой системы социального страхования — важнейшее направление социальной защиты в любом развитом государстве. Экономическая природа социального страхования тесно связана с обязательностью страхования для работников и работодателей. Это вытекает из природы данного вида социальной защиты и неизбежности наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности граждан. Вместе с тем система социального страхования включает и добровольное (частное) страхование граждан. Общим для данных форм страхования является то, что в обоих случаях в страховании участвуют сами застрахованные, но на различных началах — в обязательном порядке или на добровольных основаниях. Благодаря обязательности страховых платежей достигаются высокий уровень их гарантии в случае наступления рисков и относительная простота процедуры осуществления выплат.
Социальное страхование как форма социальной защиты имеет еще одну принципиальную экономическую особенность — источником страховых взносов, в конечном счете, служит часть средств, необходимых для воспроизводства работников. Теоретически и практически важно разграничивать зарабатываемые средства, которые работник получает ежемесячно, ежегодно, и зарабатываемые средства, которые будут использованы им на собственное воспроизводство в дальнейшем — при наступлении тех или иных неизбежных социальных рисков. В этой связи возникает сложная задача определения пропорций не только между оплатой труда и страховыми взносами, но и вклада предпринимателей в те или иные страховые фонды с учетом реального использования рабочей силы на предприятии работодателя. В Казахстане эффективное управление финансовыми средствами на социальное страхование призваны обеспечивать государственные внебюджетные фонды: Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ); Государственный фонд социального страхования (ГФСС); фонд обязательного медицинского страхования (ФМС). Внебюджетные социальные фонды являются финансовыми учреждениями при Правительстве РК и формируются в основном за счет средств работодателей, а также бюджета и в незначительной части индивидуальных платежей. Определенная часть затрат, по существу связанная с компенсацией рисков, финансируется и через федеральный бюджет. Определенную и всевозрастающую долю страховых платежей осуществляют сами граждане через негосударственные фонды. Основной объем средств, направляемых на социальное страхование, расходуется по линии пенсионного обеспечения, выплат пособий по временной нетрудоспособности и родам, санаторно-курортного лечения и на реабилитацию граждан. Пенсионное обеспечение — крупнейшее направление и статья расходов социального страхования — выплата пенсий. Можно выделить следующие основные виды пенсий в РК: 1* трудовые пенсии: по старости, по инвалидности, в связи с потерей кормильца; 2* пенсия по государственному пенсионному обеспечению: за выслугу лет, по старости (пострадавшим в результате технических катастроф); по инвалидности (из числа граждан, пострадавших в результате технических катастроф); социальная пенсия (для граждан, признанных нетрудоспособными).
Под трудовой пенсией в соответствии с Законом о трудовых пенсиях понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсий либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными действующим законодательством. Застрахованными лицами при этом признаются следующие лица: работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; работающие за пределами территории РК в случае уплаты страховых взносов на добровольных основах; занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании. Все виды пенсий оплачиваются из средств обязательного пенсионного страхования, формируемых в соответствии с Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», а также средств, уплачиваемых в составе единого социального налога в республиканский бюджет, и непосредственно средств республиканского бюджета. Социальное страхование. Большинство расходов по социальному страхованию оплачиваются из средств, формируемых посредством уплаты единого социального налога в его части, зачисляемой в Государственный фонд социального страхования, а также страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Медицинское страхование. Из средств, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования в составе единого социального налога, оплачиваются медицинские расходы, предоставляемые застрахованным лицам. При этом следует учитывать, что в настоящее время указанные расходы нормируются. Выделяется обязательное и добровольное страхование. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает, веем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования (граждане, страховые медицинские организации, медицинские учреждения). Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой полис. Сложную природу имеют страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию. С одной стороны, они сохраняют все признаки социального страхования — служат компенсации социальных рисков, возникающих в связи с утратой трудоспособности. С другой стороны, эти страховые взносы также используются для финансирования профилактических мероприятий здравоохранения. Оплата указанных расходов осуществляется за счет средств соответствующих государственных внебюджетных фондов. Непосредственно выплаты или же оплату расходов осуществляют работодатели (за счет начисленных к уплате по принадлежности сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний), исполнительный орган «Государственный фонд социального страхования». Пособия no безработице являются формой страхования социальных рисков по случаю утраты работы. С 1 января 2002 года выплаты по безработице в РК переведены из разряда «пособий» в разряд «материальной помощи», выплачиваемой из средств местных бюджетов.
Социальная помощь — оказание поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их положения и недостаточным уровнем личного дохода, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья и другими причинами. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат, которые могут осуществляться в различной форме — денежной и натуральной, в виде услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое ориентировано на всех граждан социальная помощь должна, по сути, носить конкретный — адресный или категориальный — характер. Этим она принципиально отличается от системы страхования или пре доставления базовых социальных гарантий населению. Согласно Закону РК «О государственной адресной социальной помощи» от 17 июля 2001 года, который вступил в силу с 1 января 2002 года была введена адресная социальная помощь вместо ранее действовавших видов социальных выплат (на рождение ребёнка, материальная помощь безработным, пособие на погребение). Государственная адресная социальная помощь оказывается наиболее бедным слоям населения с целью предоставления государством материальной поддержки лицам, имеющим низкие доходы. Критерием оказания АСП служит «черта бедности», которая согласно Закону РК «О прожиточном минимуме» (1999г) определена как граница дохода, устанавливаемая в республике в зависимости от экономических возможностей. В 2000 и 2001 годах черта бедности устанавливалась на уровне 38% от прожиточного минимума, а в 2002 и последующих годах – 40%. Перечень получателей адресной социальной помощи, а также ее виды и размеры определяются органами местной власти. Среди получателей АСП дети, безработные, работающие, инвалиды, пенсионеры, студенты и другие лица. Основная масса получателей АСП – это члены многодетных семей. Основная проблема эффективной реализации данного направления социальной защиты — повышение роли и значимости адресных выплат населению, ориентированных на оказание помощи действительно нуждающимся гражданам и малоимущим домохозяйствам, сокращение числа и объема льгот. Наряду с адресной социальной помощью выплачивается жилищная помощь, которая направлена на оказание материальной поддержки малообеспеченным гражданам для компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги и осуществляется в порядке, определяемом местными исполнительными органами. Обеспечение минимальных социальных гарантий — важное направление социальной защиты — оно качественно отличается от других тем, что оно призвано обеспечить независимо от материального положения и социальных рисков равный доступ граждан страны к базовым социальным благам и государственную гарантию удовлетворения минимальных потребностей населения. Система минимальных гарантий, выраженная в нормативах минимальных выплат, фактически охватывает все основные направления и формы социально-трудовых отношений — от установления минимальной оплаты труда до определения минимальных размеров конкретных выплат. Особенностью данной системы является не только порядок ее утверждения, но и периодический пересмотр утвержденных нормативов и, что происходит значительно чаще, абсолютных сумм выплат. Последнее связано как с ростом возможностей общества по увеличению размеров пенсий, окладов, других выплат, так и с вынужденным фактическим пересмотром нормативов в силу экономических трудностей: падения производства, инфляции и т.д. Вопросы для самоконтроля: 1. Какова взаимосвязь между экономической и социальной политикой? 2. Каковы цели социальной политики? 3. Каковы основные модели социальной политики государства? 4. Каковы этапы развития социальной политики РК? 5. Что такое бедность? 6. Каковы критерии бедности? 7. Какие пути снижения бедности существуют в РК? 8. Назовите основные виды и типы государств, позволяющие в той или иной мере выполнить социальную функцию соответствующему государству? Рекомендуемая литература: 1. Назарбаев Н. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана.- Алматы: «Credo», 1999, с.23-24 2. Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана.- Астана: Елорда,2006.-48 с. 3. Национальная экономика: учебник/ под ред. П.В.Савченко. – М.: Экономист, 2008.-813 с. 4. Национальная экономика: учебник/ под общей ред. А.В. Сидоровича, А.А.Абишева. – Алматы.: Экономика, 2009.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|